Условия организации сюжетно-ролевой игры
консультация (средняя группа) на тему

Условия организации сюжетно-ролевой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для свободной сюжетно-ролевой игры

  дошкольников 4-5 лет (средняя группа).

ФГОС ДО использует такой термин как «культурная практика».  Культурными практиками  являются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Игра является одной из основных культурных практик у дошкольников, которая возникает не на пустом месте, а складывается из накопленного ребенком социального опыта.

С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым  новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные.

Отношение к игре позитивно меняется с введением ФГОС ДО. Возвращение игры приветствуется педагогами психологами, но в связи с этим возникают вопросы. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?

Знания и опыт детей я обогащаю в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач, рассказов из личного опыта, бесед с детьми. Дети усваивают назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у них формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания.

         Для развития игровой деятельности я выполняю нескольких условий: создаю предметно-развивающую среду и выделяю определенное время в режиме дня.  Считаю, что без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.

         Развивающая предметно-игровая среда  и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду изменяю с учетом практического и игрового опыта детей.

         Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющего фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

         В связи с этим пространство игровой комнаты организую таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры. В соответствии с задачами педагогической работы у нас нет четко выраженных игровых центров, как в младшей группе. Границы игровых центров размыты, одни и те же атрибуты дети используют для игр «Аптека», «Больница» и «Скорая помощь».

          В соответствии с требованиями зонирования группы выделено место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий,  что отвечает такому принципу организации предметно-пространственной развивающей среды как вариативность. При организации  игры «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей, что значительно обогащает и развивает сюжет, способствует развитию сюжетосложения.  Содержание игровых центров значительно обогащается. Например, если в младшей группе у нас был магазин игрушек, то в средней добавился продуктовый магазин и др. Необходимым условием считаю доступность к таким центрам, как природный уголок, книжный уголок, уголок ручного труда и уголок изодеятельности во время игр с целью подбора и использования предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Для развития у детей ролевых действий и умения перевоплощаться, использую разнообразные костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера), которые хранятся  в специальном шкафчике, доступном для детей,  или на вешалке. Благодаря этому, сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам.

        Все атрибуты сюжетных игр мы поместили в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

В группе имеются  ширмы, с помощью которых дети трансформируют (принцип трансформируемости)  пространство   по своему усмотрению в зависимости от  игрового замысла. Дети могут отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, или использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

        Для игр в «шоферов» использую макеты на спинки стульчиков с изображением: Автобус, Скорая помощь, Такси, Пожарная машина, полиция. Чехлы хранятся на вешалках-плечиках, на стойках. Так же в группе имеется большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики или другие предметы. Таким образом, у нас воспитанники легко могут изменить  пространство группы в соответствии с сюжетом игры, что соответствует принципу трансформируемости при организации среды. Факт использования воспитанниками предметов-заместителей и разнообразных форм использования детьми одних и тех же игровых атрибутов говорит о том, что мне удается следовать и принципу полифункциональности при организации игрового пространства.   С помощью родителей собрали набор кукольного приданого, в котором имеется много разносезонной одежды. Дети могут самостоятельно менять куклам наряды: они легко одеваются: платья с глубокой планкой-разрезом сзади,  достаточно крупными пуговицами или липучками. Одежда висит в шкафу на вешалках или лежит на полочках.

        В уголке ряжения имеем сундуки, в которых находятся разнообразные костюмы и украшения для детей в свободном доступе.

        При организации игры я как педагог придерживаюсь некоторых требований:

  1. Вступая с детьми в игровое сотрудничество, строю с ними диалог как партнер по игре. Включаясь в игру,  направляю играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры.

Считаюсь с мнением  играющих, предоставляю свободу игрового самовыражения. Активизирую детей к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.

  2. Продумываю через какие формы возможно обогащение знаний и умений детей для развития сюжетов игр. Использую проблемные ситуации, которые могут в последствии использоваться детьми в процессе игры. 

  3. Постоянно держу в поле зрения играющих, стараюсь быть наблюдательной, не вмешиваюсь в ход игры, демонстрируя этим уважительное отношение к игре, одобряю поступки и действия детей. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия организации сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе

Условия организации сюжетно-ролевых игр в группе младшего возраста...

Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»

—Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 59» городского округа город  Стерлитамак РБ—Презентация на тему:—«Условия организации...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Презентация "Условия организации сюжетно ролевой игры в ДОУ"

Презентация "Условия организации сюжетно -ролевой игры в ДОУ на современном этапе,направленные на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста"...

Презентация на тему: «Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»

Презентация на тему:  «Условия организации  сюжетно – ролевой игры на современном этапе»...

Сообщение на педсовете Тема: Условия организации сюжетно - ролевой игры и создание оборудования в своей возрастной группе"

Игра - это ведущий вид деятельности детей. Наша задача создать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно - ролевой игры....

Условия организации сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе ДОУ.

Сюжетно-ролевая игра -  основной вид творческих игр на основе самостоятельно придуманного сюжета, характеризуется наличием сюжета и ролей....