Использование сказки для познавательного развития дошкольников. (Из опыта работы)
опыты и эксперименты на тему

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные  подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных  путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные  его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? 

Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Рассматриваемый мною  вопрос – обучение детей дошкольного

возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может  служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка,

психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки

способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим  миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с  героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически  обосновывает свои действия.

Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние  на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная  активность, активизируется интерес к обучению

Работу с младшими дошкольниками по сказкам следует начинать с использования сюжетов народных сказок, знакомых детям из программного материала. 

Таблица

 

 

 

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

 

Курочка Ряба.

Колобок.

Репка.

Теремок.

Волк и козлята.

Три поросенка.

Кот, петух и лиса.

Три медведя.

Сказка о глупом

мышонке.

Маша и медведь.

Соломенный бычок.

Лиса и волк.

Лапти-лаптищи.

Репка

Колобок.

Теремок.

Кот , петух и лиса

Красная шапочка.

Петушок и бобовое

зернышко.

Лисичка со скалочкой.

Курочка ряба.

Рукавичка.

Лисичка и серый волк.

Лиса и заяц.

Лиса и козел.

Маша и медведь.

Три поросенка.

Воробьишко.

Федорино горе.

Жихарка.

Колосок.

Сестрица Аленушка и

братец Иванушка.

Огниво.

Кто сказал «Мяу»?

Лиса и кувшин.

Кукушка.

Хаврошечка.

Крылатый,

мохнатый да

масляный.

Доктор Айболит.

Заяц- хваста.

Как собака друга

искала.

Бременские

музыканты.

Серая шейка.

Морозко.

Серебряное

копытце.

Гуси – лебеди.

Бобик в гостях у

Барбоса.

Царевна лягушка.

Мальчик – с –

пальчик.

Сивка – Бурка.

Дюймовочка.

Лиса

Патрикеевна.

Крупеничка.

Василиса Премудрая.

Кот в сапогах.

Теплый хлеб.

Семеро храбрецов.

Семь Семионов.

Золушка.

Кошкин дом.

Снегурочка.

12месяцев.

Мороз Иванович.

Горшочек каши.

Сказка о мертвой

царевне и семи

богатырях.

Гадкий утенок.

Цветик- семицветик.

Айога.

Илья Муромец и

Соловей -

разбойник.

Беляночка и Розочка.

Принцесса на

горошине.

Конек – Горбунок.

Аленький цветочек.

Лягушка-

путешественница

 

 

 

Для обучения детей с четырех-пяти лет рекомендуется использовать сказки с

познавательным содержанием. Выделяют принципы составления познавательной сказки:  во-первых, содержательной основой сказок является познавательная, а не развлекательная  информация; во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные  вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им либо человеческими

способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); в-третьих, главное для воспитателя

— вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все  проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и  явлений окружающего мира.

В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им  неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и  интересного. В работе с детьми старшего возраста по сказке «Почему Льдинка исчезла?»  когда Льдинка неожиданно исчезла, её друзья Лелик и Пушок за помощью обратились к  мудрой Сове. В сказке Сова помогает объяснить почему исчезла льдинка. я же предлагаю  детям помочь героям сказки. – Даже мудрая Сова не смогла помочь друзьям. Ребята, а вы

не можете сказать куда исчезла льдинка? –Что вы можете рассказать о льдинке , какая  она? Возможна демонстрация льда, рассматривание его детьми . –А какой он на ощупь?-  Что должно случиться чтобы он растаял? -Во что превратиться лед? –Когда на улице мы  можем встретить льдинку?.- Как называется время года, когда появляется льдинка … а  исчезает?. –Где дома может жить льдинка? и т.д.

    Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания (в  сказке «Золушка»,когда мачеха заставила Золушку измерить, сколько гречневой крупы в  мешке фея знакомит главную героиню с одним из способов измерения сыпучих веществ  «чашками»,а чтобы не забыть сколько чашек пересыпано в другой мешок, откладывать  камешки, в итоге получилось 13 чашек гречки).Я не даю готовых вариантов ответа,

поэтому прежде чем с этой задачей справится фея , я предлагаю детям помочь Золушке.  –Дети а вы как считаете , чем можно измерить крупу? –А вспомните чем пользуется  ваша мама, когда ей нужно измерить крупу, сахар или мука? –Как вы думаете для чего  нужно измерять крупу? –Давайте попробуем сами измерить гречку в стаканах, ложках,  чашках.

Также могут прийти персонажи из других сказок «сказка в новом русле». Например,  Золушка, когда бежала с бала в одной туфельке, встретила лесного эльфа , который   попросил помочь ему добыть волшебный камень. Этот камень обладает магической  силой. Детям предлагается выбрать из предложенных камней волшебный камень  (проверяя его действие на металлическом ключе.) –Ребята, давайте рассмотрим этот  магический камень.( детям предлагаются магниты разные по величине , формы, разной

обработки). –Какой камень на ощупь?. –Какая форма у твоего камня? – Теплый камень,  или холодный?. -А кто знает как называется этот камень? –Какие предметы может  притянуть магнит? – Ребята, а как вы думаете, если между предметом и магнитом  положить лист бумаги, сможет магнит притянуть предмет?  Одна и та же сказка может быть использована, как для детей младшего так и старшего  возраста с усложнением используемого материала. Так например в сказке "Три  поросенка" с детьми младшего возраста мы можем закрепить счет до трех, обратить  внимание на форму домиков. В начале я предлагаю детям рассмотреть домики .-Ребята

как вы думаете в гости к какой сказке мы с вами пойдем?(на экране появляются три  домика).Если дети дают не правильные варианты ответов то предлагаю посчитать . –  Сколько домиков мы видим? –В какой сказке персонажи строили домики?.Затем  предлагается рассмотреть домики. – Чем отличаются домики? –Что общего? –Какого цвета крыши домиков ?Для детей младшего, среднего возраста как правило использую 3- 4 задания по сказке, а в старшем возрасте количество заданий увеличивается. В старшем

возрасте эту же сказку «Три поросенка « можно использовать для рассматривания  материала из которого изготовлены домики поросят. -Ребята как вы думаете, почему волк  не смог справиться с домиком Наф-нафа. -Из какого материала сделаны домики Ниф- нифа и Нуф-нуфа. -Давайте  рассмотрим солому. –Какая она .-Что нужно было сделать  поросятам ,чтобы волк не разрушил их дома? и т.д.

   Существуют некоторые особенности содержания познавательной сказки:

- содержание выступает в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих  действенного обследования, выдвижения и проверки знаний. Условием решения такого  рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. 

- познавательное содержание включается в сказку в форме особого рода задач-загадок,  выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей. С моей точки зрения, познавательная сказка — это увлекательная история с веселыми и  умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный  интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве

особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления,  действенного обследования, выдвижения и проверки знаний.

Таблица Использование сказки в познавательном развитии  Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным

требованиям:    Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости). 

В группе появляется новая книга с произведениями К.И.Чуковского .

-Дети, посмотрите какая книга у нас появилась.

-Хотите, я прочитаю вам отрывок.

Но вот перед ними море —

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она.

«Ой» если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

-Ребята, кто вспомнит из какого произведения К.И. Чуковского этот текст?

-Правильно «Доктор Айболит»

Детям предлагается подобрать свои варианты, как смог бы доктор преодолеть  препятствие. Дети предлагают варианты вплавь , на лодке, построить плот, на корабль. - Ребята море очень большое и глубокое. На нем поднимаются большие волны, поэтому  безопасней всего переплыть на корабле давайте построим корабль по схеме. Из мягких

модулей дети строят большой корабль и вместе с Айболитом отправляются в

путешествие.

-Дети, кто вспомнит, в какую страну мы плывем?

-Правильно мы приплыли с вами в Африку.

-Чтобы найти больных зверей нам поможет волшебная карта. (Выполняя задания, указанные в карте дети помогают больным животным).

• Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например, по сказке «Волк и семеро козлят» можно построить диалог с детьми о охране жизни и здоровья детей  - Что может случиться, если открыть дверь чужому?

-К кому обратиться за помощью, если к вам в дом пытается проникнуть посторонний?

• Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. – Что нужно сделать Колобку, чтобы его Лиса не съела?

В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы :

-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).

-Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление  кукольного театра. В младшем возрасте  кукол озвучивает воспитатель, в старшем к  этому привлекаются дети. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей.

  Можно использовать все виды театра. Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.

- Во время проведения занятий широко использую элементы ТРИЗ:

Проблемные ситуации и вопросы. В сказке «12 месяцев» капризная принцесса  просит принести подснежники. Перед детьми ставится вопрос –Ребята как вы думаете как можно раздобыть цветы ?- В какое время года цветут подснежники?-  Что происходит с природой в это время года?.

Игровые задания. Так в сказке «Гуси лебеди» чтобы яблоня сказала куда полетели  гуси-лебеди детям требуется выполнить следующее задание . Сложить красные яблочки в красную корзину ежика ,а желтые в желтую , и сказать сколько  яблочек красного цвета , сколько желтого и сколько всего яблочек у ежика. 

   Игры - экспериментирования с предметами и материалами. Например,  познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», перед детьми   ставится вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой   поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и  деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная  пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно  плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и  как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание  познакомиться со свойствами древесины.

• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов. Например в сказке  «Заюшкина избушка» . Перед детьми ставится задача каким образом зайчик может  спрятаться от лисы . Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета. –Пришла зима , выпал снег(на фоне белого листа «снега» демонстрируется серый  кружочек. -Ребята , как вы думаете что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от  лисы? Дети предлагают различные варианты ответов в том числе и поменять шубку. -

Дети, а если зайчик поменяет шубку , то какого цвета кружок будет обозначать  зайчика? - Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод , зачем зайчик меняет шубку.  Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной  активности, формированию креативности,  как качества личности у дошкольников; учит  действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

  Опыт моей работы показывает, что использование познавательных сказок способствует  более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений,  экологических знаний, экономических представлений.  Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира. 

Рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.

1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст:

проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка  данного произведения; подготовить наглядный материал.

2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно  использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка  и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.

3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.

4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные

особенности каждого ребенка.

5. Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной

последовательности с постепенным усложнением материала.

6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью

активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность

(разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также

проблемные ситуации.

7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала

для самостоятельных упражнений.  Познавательные сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При

этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.)  одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид  сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.  При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к  выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают

необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.

Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует  тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного  участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной

игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с  нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности,  а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По  принципу «от простого - к сложному».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование сказки для познавательного развития дошкольников.  (Из опыта работы)

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные  подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных  путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные  его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?  

Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Рассматриваемый мною  вопрос – обучение детей дошкольного

возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может  служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка,

психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки

способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим  миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с  героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически  обосновывает свои действия.

Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние  на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная  активность, активизируется интерес к обучению

Работу с младшими дошкольниками по сказкам следует начинать с использования сюжетов народных сказок, знакомых детям из программного материала.  

Таблица

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Курочка Ряба.

Колобок.

Репка.

Теремок.

Волк и козлята.

Три поросенка.

Кот, петух и лиса.

Три медведя.

Сказка о глупом

мышонке.

Маша и медведь.

Соломенный бычок.

Лиса и волк.

Лапти-лаптищи.

Репка

Колобок.

Теремок.

Кот , петух и лиса

Красная шапочка.

Петушок и бобовое

зернышко.

Лисичка со скалочкой.

Курочка ряба.

Рукавичка.

Лисичка и серый волк.

Лиса и заяц.

Лиса и козел.

Маша и медведь.

Три поросенка.

Воробьишко.

Федорино горе.

Жихарка.

Колосок.

Сестрица Аленушка и

братец Иванушка.

Огниво.

Кто сказал «Мяу»?

Лиса и кувшин.

Кукушка.

Хаврошечка.

Крылатый,

мохнатый да

масляный.

Доктор Айболит.

Заяц- хваста.

Как собака друга

искала.

Бременские

музыканты.

Серая шейка.

Морозко.

Серебряное

копытце.

Гуси – лебеди.

Бобик в гостях у

Барбоса.

Царевна лягушка.

Мальчик – с –

пальчик.

Сивка – Бурка.

Дюймовочка.

Лиса

Патрикеевна.

Крупеничка.

Василиса Премудрая.

Кот в сапогах.

Теплый хлеб.

Семеро храбрецов.

Семь Семионов.

Золушка.

Кошкин дом.

Снегурочка.

12месяцев.

Мороз Иванович.

Горшочек каши.

Сказка о мертвой

царевне и семи

богатырях.

Гадкий утенок.

Цветик- семицветик.

Айога.

Илья Муромец и

Соловей -

разбойник.

Беляночка и Розочка.

Принцесса на

горошине.

Конек – Горбунок.

Аленький цветочек.

Лягушка-

путешественница

 

Для обучения детей с четырех-пяти лет рекомендуется использовать сказки с

познавательным содержанием. Выделяют принципы составления познавательной сказки:  во-первых, содержательной основой сказок является познавательная, а не развлекательная  информация; во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные  вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им либо человеческими

способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); в-третьих, главное для воспитателя

— вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все  проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и  явлений окружающего мира.

В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им  неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и  интересного. В работе с детьми старшего возраста по сказке «Почему Льдинка исчезла?»  когда Льдинка неожиданно исчезла, её друзья Лелик и Пушок за помощью обратились к  мудрой Сове. В сказке Сова помогает объяснить почему исчезла льдинка. я же предлагаю  детям помочь героям сказки. – Даже мудрая Сова не смогла помочь друзьям. Ребята, а вы

не можете сказать куда исчезла льдинка? –Что вы можете рассказать о льдинке , какая  она? Возможна демонстрация льда, рассматривание его детьми . –А какой он на ощупь?-  Что должно случиться чтобы он растаял? -Во что превратиться лед? –Когда на улице мы  можем встретить льдинку?.- Как называется время года, когда появляется льдинка … а  исчезает?. –Где дома может жить льдинка? и т.д.

    Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания (в  сказке «Золушка»,когда мачеха заставила Золушку измерить, сколько гречневой крупы в  мешке фея знакомит главную героиню с одним из способов измерения сыпучих веществ  «чашками»,а чтобы не забыть сколько чашек пересыпано в другой мешок, откладывать  камешки, в итоге получилось 13 чашек гречки).Я не даю готовых вариантов ответа,

поэтому прежде чем с этой задачей справится фея , я предлагаю детям помочь Золушке.  –Дети а вы как считаете , чем можно измерить крупу? –А вспомните чем пользуется  ваша мама, когда ей нужно измерить крупу, сахар или мука? –Как вы думаете для чего  нужно измерять крупу? –Давайте попробуем сами измерить гречку в стаканах, ложках,  чашках.

Также могут прийти персонажи из других сказок «сказка в новом русле». Например,  Золушка, когда бежала с бала в одной туфельке, встретила лесного эльфа , который   попросил помочь ему добыть волшебный камень. Этот камень обладает магической  силой. Детям предлагается выбрать из предложенных камней волшебный камень  (проверяя его действие на металлическом ключе.) –Ребята, давайте рассмотрим этот  магический камень.( детям предлагаются магниты разные по величине , формы, разной

обработки). –Какой камень на ощупь?. –Какая форма у твоего камня? – Теплый камень,  или холодный?. -А кто знает как называется этот камень? –Какие предметы может  притянуть магнит? – Ребята, а как вы думаете, если между предметом и магнитом  положить лист бумаги, сможет магнит притянуть предмет?  Одна и та же сказка может быть использована, как для детей младшего так и старшего  возраста с усложнением используемого материала. Так например в сказке "Три  поросенка" с детьми младшего возраста мы можем закрепить счет до трех, обратить  внимание на форму домиков. В начале я предлагаю детям рассмотреть домики .-Ребята

как вы думаете в гости к какой сказке мы с вами пойдем?(на экране появляются три  домика).Если дети дают не правильные варианты ответов то предлагаю посчитать . –  Сколько домиков мы видим? –В какой сказке персонажи строили домики?.Затем  предлагается рассмотреть домики. – Чем отличаются домики? –Что общего? –Какого цвета крыши домиков ?Для детей младшего, среднего возраста как правило использую 3- 4 задания по сказке, а в старшем возрасте количество заданий увеличивается. В старшем

возрасте эту же сказку «Три поросенка « можно использовать для рассматривания  материала из которого изготовлены домики поросят. -Ребята как вы думаете, почему волк  не смог справиться с домиком Наф-нафа. -Из какого материала сделаны домики Ниф- нифа и Нуф-нуфа. -Давайте  рассмотрим солому. –Какая она .-Что нужно было сделать  поросятам ,чтобы волк не разрушил их дома? и т.д.

   Существуют некоторые особенности содержания познавательной сказки:

- содержание выступает в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих  действенного обследования, выдвижения и проверки знаний. Условием решения такого  рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование.  

- познавательное содержание включается в сказку в форме особого рода задач-загадок,  выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей. С моей точки зрения, познавательная сказка — это увлекательная история с веселыми и  умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный  интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве

особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления,  действенного обследования, выдвижения и проверки знаний.

Таблица Использование сказки в познавательном развитии  Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным

требованиям:    Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).  

В группе появляется новая книга с произведениями К.И.Чуковского .

-Дети, посмотрите какая книга у нас появилась.

-Хотите, я прочитаю вам отрывок.

Но вот перед ними море —

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она.

«Ой» если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

-Ребята, кто вспомнит из какого произведения К.И. Чуковского этот текст?

-Правильно «Доктор Айболит»

Детям предлагается подобрать свои варианты, как смог бы доктор преодолеть  препятствие. Дети предлагают варианты вплавь , на лодке, построить плот, на корабль. - Ребята море очень большое и глубокое. На нем поднимаются большие волны, поэтому  безопасней всего переплыть на корабле давайте построим корабль по схеме. Из мягких

модулей дети строят большой корабль и вместе с Айболитом отправляются в

путешествие.

-Дети, кто вспомнит, в какую страну мы плывем?

-Правильно мы приплыли с вами в Африку.

-Чтобы найти больных зверей нам поможет волшебная карта. (Выполняя задания, указанные в карте дети помогают больным животным).

• Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например, по сказке «Волк и семеро козлят» можно построить диалог с детьми о охране жизни и здоровья детей  - Что может случиться, если открыть дверь чужому?

-К кому обратиться за помощью, если к вам в дом пытается проникнуть посторонний?

• Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. – Что нужно сделать Колобку, чтобы его Лиса не съела?

В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы :

-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).

-Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление  кукольного театра. В младшем возрасте  кукол озвучивает воспитатель, в старшем к  этому привлекаются дети. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей.

  Можно использовать все виды театра. Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.

- Во время проведения занятий широко использую элементы ТРИЗ:

Проблемные ситуации и вопросы. В сказке «12 месяцев» капризная принцесса  просит принести подснежники. Перед детьми ставится вопрос –Ребята как вы думаете как можно раздобыть цветы ?- В какое время года цветут подснежники?-  Что происходит с природой в это время года?.

Игровые задания. Так в сказке «Гуси лебеди» чтобы яблоня сказала куда полетели  гуси-лебеди детям требуется выполнить следующее задание . Сложить красные яблочки в красную корзину ежика ,а желтые в желтую , и сказать сколько  яблочек красного цвета , сколько желтого и сколько всего яблочек у ежика.  

   Игры - экспериментирования с предметами и материалами. Например,  познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», перед детьми   ставится вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой   поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и  деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная  пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно  плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и  как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание  познакомиться со свойствами древесины.

• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов. Например в сказке  «Заюшкина избушка» . Перед детьми ставится задача каким образом зайчик может  спрятаться от лисы . Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета. –Пришла зима , выпал снег(на фоне белого листа «снега» демонстрируется серый  кружочек. -Ребята , как вы думаете что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от  лисы? Дети предлагают различные варианты ответов в том числе и поменять шубку. -

Дети, а если зайчик поменяет шубку , то какого цвета кружок будет обозначать  зайчика? - Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод , зачем зайчик меняет шубку.  Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной  активности, формированию креативности,  как качества личности у дошкольников; учит  действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

  Опыт моей работы показывает, что использование познавательных сказок способствует  более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений,  экологических знаний, экономических представлений.  Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира.  

Рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.

1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст:

проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка  данного произведения; подготовить наглядный материал.

2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно  использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка  и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.

3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.

4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные

особенности каждого ребенка.

5. Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной

последовательности с постепенным усложнением материала.

6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью

активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность

(разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также

проблемные ситуации.

7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала

для самостоятельных упражнений.  Познавательные сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При

этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.)  одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид  сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.  При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к  выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают

необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.

Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует  тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного  участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной

игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с  нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности,  а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По  принципу «от простого - к сложному».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Статья "Использование загадок во всестороннем развитии дошкольников" (из опыта работы)

Статья предназначена для педагогов и родителей и раскрывает особенности в работе с детьми по использованию загадок во всестороннем развитии дошкольников....

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Универсальные игры, способствующие познавательно-речевому развитию дошкольников (из опыта работы учителя-логопеда)

В своей работе с дошкольниками  использую различные дидактические игры. Есть среди игр и самые любимые, т.к. они решают не одну, а сразу несколько коррекционно-развающих задач и являются универса...

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, кото...

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...