Доклад. Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность.
статья (старшая группа) по теме

Шамрай Татьяна Николаевна

Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ
ПРИРОДОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Опыт работы воспитателя д/сада № 52 Шамрай Т.Н.

- 2017 г.

Санкт-Петербург.

Экология — биологическая наука. Сущность экологического воспитания у старших дошкольников состоит в том, чтобы сформировать обобщённые представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе, о взаимосвязи природы и человека.

Мы на своих занятиях по экологии рассматриваем связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений дети изучают окружающий мир и в этом им тоже помогают экологические связи.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводиться в системе, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие - нужно активно вовлекать старших дошкольников в посильные для них практические дела. Таких дел очень много: внутреннее и внешнее озеленение детского сада, уход за цветниками на участке, за комнатными растениями. Сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц.

Воспитание, основанное на раскрытие конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе.

Мы в группе проводим беседы с детьми по нормам экологического поведения детей в природе: не ломай ветви деревьев и кустарников, дети должны помнить о красоте растений, которую могут нарушить, обламывая ветки.

Не повреждайте кору деревьев! Это очень вредит деревьям и нарушает их красоту. Через ранки вытекает сок, могут попасть микробы.

Не рвите на лугу и в лесу цветов. Красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения.

Съедобные грибы, орехи, собирать так, чтобы не повредить веточек.

Не сбивать грибов, даже ядовитых. Грибы являются санитарами леса. Они укрепляют почву, украшают лес, а мухомор является одним из красивейших грибов, ими лечатся лоси.

Не обрывайте паутинки и не убивайте пауков. Пауки уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых приносящих вред человеку и его хозяйству.

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз; не разоряйте муравейники.

Берегите лягушек, жаб и головастиков; не убивайте змей, даже ядовитых, т.к. человек из их яда получает ценнейшее лекарство.

Не разоряйте гнёзда птиц.

В лесу и в парке ходить надо по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. Не шумите в лесу, не оставляйте после себя мусор.

В будущем мы планируем дополнить этот список правил поведения в природе, то есть усвоив эти правила, мы надеемся дети не будут наносить вред природе.

В настоящее время существует немало литературы для ознакомления с природой. Сюда можно отнести любую детскую литературу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действующие персонажи из мира животных, а кроме того не нарушаются экологические правила.

Много экологических сказок создано Б.Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В. Бианки. Могут быть полезными и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений (яйцо - в гусеницу , гусеница - в куколку, та в бабочку).

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.

Так как наш садик находится в живописном месте, в п. Можайский, рядом с нами находится Дудергофский парк, который мы с детьми регулярно посещаем. Мы стараемся во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. К экскурсии мы готовимся тщательно:

  1. Намечаем тему (желательно чтобы название темы звучало эмоционально и проблемно, что позволяет заинтересовать детей).
  2. Определить цель, задачи и составить предварительный план.
  3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там. Предусмотреть места для подвижных игр, наблюдений, сбора природного материала.
  4. Уточнить содержание воспитательно-познавательного материала, подобрать игровой и речевой материал.
  5. Продумать методику экскурсии.
  6. Спланировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределять обязанности между подгруппами и отдельными детьми.
  7. Продумать к каким обобщениям и выводам надо подвести детей, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

Перед экскурсией нужно дать детям для заучивания стихи о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, загадки С.Маршака, Е.Благининой, Е.Серовой. Перед экскурсией давать детям задания по наблюдению за животными и растениями. Большое внимание уделяем познавательной деятельности детей. Для этого используем дидактические игры: «Узнай дерево по листу», «по коре», «по плодам», «Что изменилось?» и т.д.

В старшей группе дети уже многое знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. На протяжении учебного года мы постоянно обращаемся к произведениям В.Бианки.

Сюжеты его произведений доступны и привлекательны для детей этого возраста, достаточно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

Значительное место в методике отводится творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказ5кам, изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе, с их последующим оформлением в книжке, организации совместно с воспитателем и родителями выставок.

В начале осени мы с детьми начинаем наблюдения за травянистыми растениями: «Что цветёт на нашем участке в сентябре?». Осматриваем участок, находим цветущие растения, определяем их названия. Определяем строение растения (находим стебель, листья, цветы, корешки) Сравниваем разные растения по высоте, форме, окраске листьев и лепестков, запаху. Обсуждаем почему цветы выросли (растения выросли потому что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, свет, тепло).

Продолжая цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями, обращаю внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много таких растений.

Мы с детьми собирали семена, а на следующий год высаживали семена настурции, ноготков, бархатцев.

В середине осени мы проводили занятия «Растения нашего уголка природы». Уточняли представления о 4-5 видах знакомых растений, о необходимости создания для них благоприятных условий жизни (вода, почва, свет, тепло). Формировали представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

В группе проводилась регулярно индивидуальная работа в уголке природы. Прежде чем начать что-то делать в уголке природы, нужно выяснить как цветы себя чувствуют, здоровы ли, чего им не хватает, что нужно улучшить.

Еженедельно организовывали целевые прогулки по участку. Дети рассматривали деревья, определяли их виды по листьям, стволу, кроне, оставшимся плодам, любовались осенним убранством.

Поздней осенью начинаем организовывать подкормку птиц. Проводим с детьми беседу о том. Что скоро зима, птицам, которые не улетают на юг будет голодно, и что люди могут помочь им. Если организуют подкормку. Для этого мы изготавливаем бумажные кормушки и развешиваем их на кустах, на участке детского сада. Во время прогулок показываем детям, как выкладывать корм в кормушки, предлагаем подглядывать, какие птицы наведываются к ним.

В конце осени проводим с детьми беседы на темы: «Как лесные звери готовятся к зиме». Детям даётся представление о том, что лес среда обитания диких животных, что дикие животные приспосабливаются к жизни в лесу круглый год.

Одновременно формируем понятия и о домашних животных (живут вместе с человеком, человек заботится о них, они приносят ему пользу).

Последнее осеннее занятие - это итоговое, на котором уточняем представления детей об осени, о жизни животных и т.д.

В осенний период мы проводим следующие опыты и эксперименты:

  1. Может ли растение дышать? - цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Дать понятие как происходит процесс дыхания у растений.
  2. Нужен ли корешкам воздух? - цель: объяснить причину рыхления почвы, доказать, что растение дышит всеми частями.
  3. С водой без воды - цель: выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растения (вода, свет, тепло).
  4. Почему цветы осенью вянут? - цель: установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

В начале зимы проводились экскурсии в парк с целью полюбоваться красотой природы, понаблюдать за красавицей елью, которая скоро придёт на Новогодний праздник. Проводим наблюдения: «Как узнать ель», «Какие у ёлки иголки». Мы рассматриваем дерево, называем характерные особенности строения, признаки отличающие её от других деревьев.

С детьми проводится занятие «Станем юными защитниками природы» - учим отличать хорошие, добрые поступки от плохих, воспитываем желание по доброму относиться к природе, к людям, умение сочувствовать, сопереживать.

Во время прогулок начинаем наблюдать за снегом «Какой снег»: белый, белый, холодный, лёгкий - когда мороз, тяжёлый - когда оттепель, падает снежинками или большими хлопьями, тает на тёплой руке, становится капельками воды, рассматриваем строение снежинки на тёмном фоне. Далее, рисуем снежинки карандашами, красками, выкладываем пластилином на листе картона, вырезаем по шаблону. Проводим с детьми опыты: «Получаем талую воду» - в нём показываем и рассказываем детям, что снег принесённый в тёплое помещение, постепенно тает, из него образуется вода, он содержит мусор, грязь, подводим детей к выводу, что снег в рот брать нельзя, но талой водой хорошо поливать цветы.

Так же проводим опыты по замораживанию воды - поясняем, что вода на морозе меняет своё состояние.

Продолжаем наблюдать за птицами, учим детей рассматривать птиц, различать их по размеру, оперенью, издаваемым звукам, знакомим с названиями. На снегу ищем птичьи следы стараясь определить какая птица здесь гуляла. Так же наблюдаем за другими следами на снегу: от людей, животных, машин, санок, лыж. Проводим дидактическую игру «Узнай по следу». Продолжая наблюдать за изменением состояния воды мы проводим наблюдения «Когда бывает пар?» (когда кипит вода, над тарелками с горячей водой, чаем, при дыхании человека или животного на морозе).

В третьей декаде зимы занимаемся посадками в уголке природы: выращиваем лук, чеснок. Сажаем бобы и горох. Тем самым вызывая у детей познавательный интерес к выращиванию этих культур, а так же создаём ситуацию опыта, проращивая их в разных условиях, делаем зарисовки.

Зимой можно проводить опыты:

  1. «На свету и в темноте»

Цель:        определить факторы внешней среды необходимые для роста и

развития растения.

  1. «Вершки-корешки»

Цель: выяснить, что раньше появляется из семян: бобы, горох или фасоль.

  1. «Твёрдое - жидкое»

Цель: понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла (пластилин, свечка).

  1. «Как измерить тепло»

Цель: Выявить принцип действия термометров (водный, комнатный, градусник).

  1. «Разноцветные кубики»

Цель: Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание, жидкость, пар, лёд).

Весной проводим ряд занятий посвящённых своему здоровью. Уточняем представления о человеческом теле, назначением отдельных частей и органов (опыты с ушами, глазами). Объясняем детям, что организм нужно укреплять занимаясь физкультурой, закаляясь, поддерживая чистоту и порядок в помещениях, что весной организм ослаблен, поэтому нужно больше бывать на воздухе, употреблять в пищу витамины.

Весной так же обращаем внимание детей на весенние явления природы: объединение птиц в пары, начало строительства гнёзд, появление проталин, яркое солнце, сосульки, и капель. Особенно интересны появляющиеся цветы мать-и-мачехи, за которыми проводим цикл наблюдений. В это же время в тёплые солнечные дни на участке можно обнаружить маленьких, но хорошо знакомых детям - божьих коровок. Они доступны для наблюдения. Рассматривая божью коровку, нужно выделить основные части тела, их особенности, цвет, количество ножек.

Так же весной проводим цикл занятий на тему: «Весна в жизни лесных зверей». Здесь уточняем и расширяем представления детей о том, как в лесу оживает жизнь с приходом весны. Проводя экскурсии в парк, знакомим детей не только с весенними явлениями, учим правильно вести себя в парке, не нарушать его жизни, воспитываем интерес к природе, умение видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

В конце весны проводится занятие «Как человек охраняет природу» - детям даются представления о том, как люди заботятся о природе, хотят её охранять, поэтому создают заповедники - территории, на которых природа охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена. Рассказываем, что есть растения и животные, которых осталось очень мало, и которые могут исчезнуть совсем. Знакомим детей с некоторыми из них.

Весной проводим следующие опыты:

  1. «Сколько ушей»

Цель: определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, роль уха для ориентировки в пространстве.

  1. «Наши помощники - глаза»

Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей (веко, ресницы, глазное яблоко - находится в глазнице).

Работа с детьми в летний период.

По-прежнему дети ухаживают за обитателями живого уголка природы, который постоянно пополняется новыми видами и представителями: жуки, стрекозы, бабочки, головастики, лягушки, кузнечики и т.д. Не забываем о растениях и насекомых, за которыми наблюдали весной. Продолжаем знакомить с произведениями о природе.

Продолжаем выходы на природу — экскурсии и походы в парк, к пруду, хождение по горам. Обязательно читаем детям сказку В.Бианки «Сова,» - в которой доступно представлена взаимосвязь человека с природой, цепи питания в экосистеме. Эту сказку можно разыграть в виде спектакля и показать на одном из вечеров досуга. Неоднократно совершаются с детьми целевые прогулки по участку, выясняя, какие из ценных трав растут на нём (мать-и-мачеха, подорожник, тысячелистник, пижма)

Не забываем мы и о праздниках: 5 июня - «День защиты окружающей среды», можно подготовить праздник совместно с музыкальным и физкультурным руководителем на тему: «Пусть будут с нами навсегда солнце, воздух и вода!». Специальные праздники можно посвятить воде, цветам, здоровому образу жизни.

Проводим летом следующие опыты:

  1. Зачем одуванчику «парашютики»

Цель: Выяснить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

  1. Зачем репейнику колючки

Цель:        Выявит взаимосвязь строения плодов со способом их

распространения.

  1. Изготовление солнечных часов

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

  1. Солнечный зайчик

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких и блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом)

  1. «Мы фокусники»

Цель: выявить материалы взаимодействующие с магнитом.

Подведя итог можно сказать, что основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучение + воспитание + развитие. Правильно используя различные методы и приёмы воспитания, взрослый может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр....

: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Предлагаю вашему вниманию статью «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».  Данный материал будет интересе...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"

Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....