НОД "Сказка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ларионенкова Людмила Александровна

«Путешествие в сказку».

Цель: Систематизация  и обобщение  положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в сказку».

Цель: Систематизация  и обобщение  положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.      

Задачи:

Воспитательные :

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,потребность искать выход из конфликтных ситуаций, находить компромиссы, совершать добрые дела и поступки.

Формировать чувство сопереживания, взаимопомощи.

Развивающие:

 Развивать умение предвидеть последствия как хороших, так и плохих поступков в окружающем социуме, отмечать их плюсы и минусы, а также определять, плох поступок или хорош

Побуждать детей к самостоятельным активным действиям через игровую деятельность.

Развивать мышление, творческое воображение, внимание в процессе практической  деятельности.

Активизировать словарный запас :упражнять в подборе прилагательных  на заданную тему, развивать монологическую и диалогическую форму речи,Образовательные:

Обобщать   знания о нравственных ценностях в  окружающем социуме  посредством сказок.

Систематизировать  представления у детей о добре и зле, о  том, что значит добрый человек, каким быть в жизни, как правильнее поступать в разных ситуациях , используя сказки .

 Углублять представленияо о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека.

Методы : словесные , наглядные, практические, частично-поисковый,.методы стимулирования и мотивациитворческой активности детей.

Приемы: игра, дискуссия, логическое рассуждение, практическая деятельность:творческие задания на развитие воображения,воспитание эмоциональной отзывчивости.

Оборудование :элементы игр «Сердечки», «Домики», варианты картины «Как прекрасен это мир», атрибуты для создания сказочного сюжета занятия и создания образа Бабы Яги.

Содержание образовательной деятельности

Здравствуйте,ребята! Меня зовут  Светлана Викторовна и я пришла к вам в гости неслучайно. Я знаю¸что  вы очень любите играть  в волшебные игры, связанные с превращениями. Я тоже  люблю  играть? Давайте вместе сейчас поиграем!.

Вводная часть: игра «Настроение»(руки на плечи или взяться за руки)

Возьмемся за руки, поделимся  друг с  другом  своей добротой, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку предается ваша теплота и доброта. Давайте улыбнемся друг другу.

Воспитатель :Ребята, какое у вас  стало настроение?

Дети : хорошее, доброе.

Воспитатель : - Доброта – какое удивительное, волшебное слово. Давайте хором повторим и вслушаемся в это слово. ДОБРОТА!

- А если человек добрый, значит он ещё какой (внимательный, весёлый, хороший, отзывчивый) .

-А если человек недобрый. Какой он (злой, жадный, равнодушный) .Показ схем-пиктограмм(настроение).

-А как вы думаете, можно ли потрогать доброту можно? (нет) Есть ли у неё запах, цвет, вкус? Быть может её можно увидеть? (да) А в чём? (в поступках, делах, чувствах.) . 1 )Увидеть-картины, книги; 2-услышать- музыка, стихи, нежные слова; 3- но есть добро, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек(доброе сердце, добрые слова); 4- где вы могли слышать больше всего о добрых делах, поступках (в сказках)

Да , ребята , я совсем забыла, когда я уже подходила к вашему детскому саду, почтальон попросил меня передать для вас посылку. Но пока я раздевалась,посылка исчезла. Вы наверное уже ее получили, расскажите , если это не секрет, что же в ней было?

Дети-  ответы.

Воспитатель. Похоже на  настоящее  сказочное  волшебство, посылку надо найти. А для этого надо отправиться в сказку.

Сказок много есть на свете, всех душой их любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки?

 Вижу –вижу заблестели ваши глазки. Скорее закрывайте глазки, сказку в гости ожидайте, посчитайте до 10…. сказка, сказка к нам иди.

Появляется воспитатель в образе Бабы Яги с зеркалом в руках, любуется своим отражением.

Баба Яга:

Свет мой, зеркальце скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех страшнее?

Всех ужаснее и злее?

Зеркало:

Ты, бабуся, просто диво,

Но идёт молва правдиво

В детсаду детишки есть,

Что не можно глаз отвесть.

Очень добрые, не злые,

Все красивые такие,

О добре они всё знают,

Всем на свете помогают.

Баба Яга: Тьфу, тьфу, тьфу, что-то человеческим духом запахло. Ой, неужели это дети пришли ко мне в гости? Вот и хорошо, мальчиков съем сейчас, а девочек – завтра.

Баба Яга подходит к детям: Слышала, вы хотите  посылку получилть, то о добре надо проговорить., Посылку вашу я спрятала далеко и вы ее  не найдете,   а что такое добро? Я давно уже забыла. А-а-а! Это, наверное, сладенькое (достаёт из кармана и показывает детям) .

Дети: Нет.

Баба Яга : Это, наверное, конфета?

Дети: Нет.

Баба Яга: (достаёт шкатулку с украшениями) А вот оно добро, всю жизнь копила, по крупицам собирала.

Дети: Нет.

Баба Яга: Так что же такое добро?

Баба Яга: Ой, да я сейчас запросто стану доброй, пять минут и готово. Вот только поколдую немного, сделаю маленькую гадость и буду доброй, делов - то. Посылку хотите получить¸ тогда в перед!

Баба яга: Раз вы такие добрые, вот я вас и испытаю. Посмотрю на действительно ли вы такие добренькие.

Б. Я. колдует, останавливает детей около волшебного камня, даёт задание.

1-е испытание. Игра «Поступок»

Баба яга: - Поднимите руки кто приходит на помощь?

-Кто заботится о близких и родных?

-Кто ломает игрушки, обижает ребят, грубит маме, бабушке?

-Поднимите руки жадные девочки?

-Поднимите руки драчливые мальчики? Ну поднимите хотя бы пальчики?

  1. «Сердечко»

Баба Яга: Возьмите в руки по сердечку и положите к портрету того  сказочного героя, который вам больше всего нравится.

-Почему вы так поступили? (Рассуждения детей) .

Испытание 2. «Домики».

Ребята, давайте наших сказочных героев (Картинка с изображением героев) распределим по домикам..

В желтый домик –поместим  положительных героев, в коричневый-–отрицательных.

Баба яга: Ой, не пора ли нам косточки размять? Приглашаю вас на волшебную разминку.« Добро-зло»: добро-хлопаем, зло- топаем.

1)порвал, обидел, отобрал, ударил, толкнул, разрушил.

2)защитил, помог¸поджелился, накормил, пожалел.

Баба Яга: Детки, почему вы такие добрые, ведь очень трудно добрым быть, гадости намного легче творить.

Испытание 3. «Торопись обрадовать друга»

Игра будет проходить так: вот эту красивую брошь мы будем передавать по кругу, пока не скажу «Замри».Тот у кого брошь должен обрадовать соседа, сказав о нем, что тебе больше всего в нем нравится.

Вижу, вы добрые и готовы прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.

Я ведь тоже не всегда такая злая была. Это Кощей с пути меня с бил (плачет)

Упражнение «Сделай комплимент»

(Дети жалеют Бабу ягу, говорят ей комплименты)

- Баба Яга ты очень красивая,

- Баба Яга ты очень добрая,

- Баба Яга ты очень милая,

- Баба Яга ты прекрасная,

- Баба Яга ты доброжелательная,

- Баба Яга ты гостеприимная,

- Баба Яга ты вежливая,

- Баба Яга ты элегантная.

Баба Яга:. За добрые дела, всегда похвала.

 Игра «Цветок зла.

Вы, друзья, меня простите, я хотела подарить вам свой цветок зла, но так как сдеделали мне

-Спасибо, ребятки, я стала доброй и за вашу доброту я хочу отдать вашу посылку , в ней картина «Доброта!»рассыпается. А давайте вместе ее создадим , ведь знаете, что такое добро и зло, и что это хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Дети наклеивают заранее подготовленные изображения : добрых поступков, солнышко,  фигурки зверей, детей и т.д.

Воспитатель: -Ребята, а где вы  путешествовали?Какая у вас получилась чудесная картина….  Обращает внимание на шкатулку, оставленную Б.Ягой и раздает угощение

Самоанализ организованно - образовательной деятельности «Путешествие в сказку»

Цель: Систематизация  и обобщение  положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.      

Воспитательные :

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,потребность искать выход из конфликтных ситуаций, находить компромиссы, совершать добрые дела и поступки.

Формировать чувство сопереживания, взаимопомощи.

Развивающие:

 Развивать умение предвидеть последствия как хороших, так и плохих поступков в окружающем социуме, отмечать их плюсы и минусы, а также определять, плох поступок или хорош

Побуждать детей к самостоятельным активным действиям через игровую деятельность.

Развивать мышление, творческое воображение, внимание в процессе практической  деятельности.

Активизировать словарный запас :упражнять в подборе прилагательных  на заданную тему, развивать монологическую и диалогическую форму речи,

Образовательные:

Обобщать   знания о нравственных ценностях в  окружающем социуме  посредством сказок.

Систематизировать  представления у детей о добре и зле, о  том, что значит добрый человек, каким быть в жизни, как правильнее поступать в разных ситуациях , используя сказки .

 Углублять представленияо о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека

Образовательная деятельность «Путешествие в сказку» представляет собой авторский подход к организованной форме обучения в виде системы игр, объединённой одним сюжетом и позволяющей в игровой форме решать задачи духовно-нравственного воспитания  дошкольников  посредством сказок.  Интеграция содержания областей «Познавательное развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»   позволило  сделать процесс обучения осмысленным, интересным  эффективным.  Организованно - образовательная деятельность реализует основную общеобразовательную программу ДОУ «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., соответствует возрасту, уровню подготовки детей. Занятие по цели и задачам традиционного типа; по сюжетно-тематическому оформлению – занятие-путешествие с элементами познавательно-практической  деятельности (реконструкция картины « Доброта»).  

Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал: элементы игр «Сердечки», «Домики»,элементы  картины «Доброта», атрибуты для создания сказочного сюжета занятия и создания образа Бабы Яги. Материал  понятный детям по своему содержанию. Подбор материала осуществляла в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста

В соответствии с  традиционным типом занятия мною были выбраны следующие  методы и приемы:

Методы : словесные , наглядные, практические, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации творческой активности детей.

Приемы: игра, дискуссия, логическое рассуждение, практическая деятельность:творческие задания на развитие воображения,воспитание эмоциональной отзывчивости.

Этапы занятия определены, исходя из поставленных цели и задач, и представлены  3 частями:

Вводная часть образовательной деятельности направлена на создание положительного психолого- эмоционального настроя, развертывание образовательной ситуации посредством игры «Настроение», появлением сказочного персонажа и исчезновением посылки. Воссозданная сказочно- игровая мотивация: пройти испытания, достоверно воспроизводила реальность, дети  были эмоционально вовлечены.

Основная  часть представляет собой  симбиоз созданной частично—поисковой ситуации, решение которой, дети  искали  в течение всего мероприятия и   практической  деятельности на основе игр-испытаний: «Сердечки», Домики», «Поступок», на протяжении  которой реализовывались цель и задачи организованной деятельности. Такой прием позволил  детям не потерять интерес, развивал мыслительную деятельность, учил  ребят взаимодействовать в коллективе, индивидуально  и в паре.. При созданных по сюжету  сказочных условиях, детям пришлось высказывать свои предположения, догадки, доказывать свои утверждения или опровергать их, что в итоге совершенствовало связную  речь, активизировало  словарный запас путем подбора прилагательных на заданную тематику .

 Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации - воссоздание картины « Доброта».

Основные этапы организованной деятельности прослеживаются и взаимосвязаны между собой одной темой, логически построены, дополняют друг друга. Поэтапность образовательной деятельности строилась на интересах детей.

На занятии  мною использовались следующие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательно-экспериментальная деятельности (реконструкция картины « Доброта»).

Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов, проведенная  динамическая пауза «Волшебная разминка», способствовали снижению утомляемости и сохранению познавательной активности у детей.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы  организации детей: в парах, индивидуальная; фронтальная, . В течение всей образовательной деятельности  осуществлялся индивидуальный подход к детям, преобладающая форма общения с детьми – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.

Дети были вовлечены в работу, эмоциональны, доброжелательны, внимательны. Детей радовали результаты их деятельности.

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение) и вручение сладких призов. Во время всей образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.

Обращаясь к детям, использовала лаконичные доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение, тем самым проявив уважение к личности ребенка. Считаю, что мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с детьми. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Уважительно относилась к результатам выполненных заданий.

При проведении организованно - образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемые СанПиНом: время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.

Вывод:

Я считаю, что поставленные мною цель и  задачи реализованы:

- создала условия для систематизации  и обобщения  положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.

 -творчески подошла  к  решению образовательных задач;

-смогла  создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия;