Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».
учебно-методический материал на тему

Монастырная Светлана Валентиновна

Доклад по теме:  «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2016.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЁЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

______________________________________________________________

660947, ЗАТО п. Солнечный, Красноярского края, ул.Неделина, 5-а, тел.8 (39156) 27-6-61

mdou-01@yandex.ru

«I Муниципальные рождественские образовательные чтения «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».

«Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами».

Воспитатель:

Монастырная Светлана Валентиновна

2016 г.

Слайд 1.

Слайд 2.

Анатолий Викторович Мудрик «…картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка существенно, принципиально во многом различаются между собой. Младшие учатся не только у старших, но в значительной мере младшие учатся у сверстников…»[2]. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание молодого поколения является острой социальной проблемой, решение которой требует поиска форм нового и более продуктивного взаимодействия.

Слайд 3.

Сложившиеся трудности требуют поиска нетрадиционных способов
решения назревших проблем и применения инновационных методов. Одним из таких является сетевая организация образования и воспитания.

Основой сетевой организации воспитания и образования является создание единого пространства духовно-нравственного развития личности. Это предполагает создание системы взаимодействия между образовательными учреждениями и социальными структурами.

Данное взаимодействие позволяет объединить усилия в достижении главной цели, а также сформировать единое социокультурное и образовательное пространство для духовно-нравственного развития ребенка.

В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания и умения детей в области познания, спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.

Слайд 4.

При этом сетевая организация обучения не требует дополнительного
финансирования, но требует определенных организационных усилий:
определение направления воспитательной деятельности каждого
образовательного учреждения.

Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Слайд 5.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего,  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Слайд 6

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, компетентного гражданина России.

Важно понимать, что эффективность работы должна оцениваться не по количеству учреждений, участвующих в этой работе, или по количеству проведенных мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.

Слайд 7.

. Мы  уже много лет тесно сотрудничаем с  НОШ №1,  осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. В течение учебного года дошкольники посещают кабинеты и классы, библиотеку, спортивный и актовый залы.  Традицией стало посещение музея. Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Дети подготовительных групп совершают экскурсии в этот замечательный музей,  в котором отражена история России.

Слайд 8.

Проведение совместных мероприятий направлено не только на познавательное и интеллектуальное развитие, но и на формирование у детей экологического сознания, культуры природопользования, навыков бережного отношения к окружающей природе.

В этом учебном году вся запланированная работа по преемственности в работе детского сада и школы нацелена на выполнение Требований ФГОС (ст.19, п.2): «содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру и принести положительные  результаты».

Слайд 9.

Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Дошкольный возраст - время вхождения ребёнка в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте, и является, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Слайд 10.

Нам очень повезло, что у нас в поселке есть Школа искусств. Ежегодно для ребят подготовительных групп  детского сада организуются и проводятся экскурсии, где ученики и педагоги знакомят  детей с различными отделениями, приглашают на  выставки творческих работ  учащихся. Традиционно  воспитанники музыкальных школ  проводят в детском саду концерты для дошкольников.   В легкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, способствуют развитию музыкального вкуса, слуха, памяти. У детей возникает желание обучаться в этом учебном заведении.

Слайд 11.

Детям и педагогам очень нравятся совместные мероприятия в рамках Рождественских и пасхальных фестивалей. Каждый год в этом храме искусства звучат песни о добре и любви, радости и верности. Учащиеся музыкального отделения выступают с лучшими своими номерами. Дошкольники принимают активное участие, выступая на сцене, как большие артисты. Происходит приобщение детей к мировой и национальной культуре. Обогащение социально-эмоциональной сферы детей,  открываются возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, формируется позитивное отношение к жизни, основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры.

Слайд 12.

Разорвав нить с православием в начале прошлого столетия, наше общество потеряло духовную связь времен. Когда от дедов крупицы духовной мудрости переходили к внукам, свято соблюдавшим традиции веры и благочестия. За все эти годы в нашей стране, утеряно, то, что прежние поколения впитывали с детства, потом становилось естественными правилами поведения: любовь к ближним, учтивость к старшим, сострадание и милосердие к немощным и больным.

Слайд 13.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. К сожалению, мы не сотрудничаем на постоянной основе с различными духовными организациями, т.к. образование в нашей стране носит светский характер.

Но, учитывая то, что Рождество Христово является государственным праздником, мы устраиваем встречи с настоятелем храма Петра и Павла г. Ужура, протоиереем Павлом Третьяковым. С помощью проводимых совместных мероприятий наши дети усваивают ценности православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, бережному отношению к миру.

Слайд 14.

Сотрудничество с ДКРА позволяет развивать творческие способности наших воспитанников, привлекая их к участию в, концертах, создавая для них настоящий праздник. В Доме культуры для детей проходят представления гастролирующих коллективов, Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Слайд 15.

Формирование доброго разумного отношения к природе, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Взаимодействие с МКОУ ДО «Детским эколого-биологическим центром» позволило расширить работу в этом направлении.  Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной  сферы ребенка.

Слайд 16.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-
нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,
моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. Их тематика разнообразна: «Русская ярмарка», «Зимние святки», «Масленица», «Светлый праздник - Пасха». Дети и взрослые одетые в русские народные костюмы, задорно играют в народные игры, играют на народных инструментах, слушают живое исполнение русских песен.

Слайд 17.

        Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а
ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к
своей семье, родному городу, краю.

        Слайд 18.

Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника» милосердный, трудолюбивый, добрый, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его  традиции и культуру.

Слайд 19.

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами привело к положительным результатам. Педагоги МКДОУ №1 «Улыбка»  представили на конкурс социально-значимый проект «ГОРОД ЮНЫХ РОССИЯН» Наша работа была высоко оценена.

Слайд 20.

        Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет
ребенку набраться сил, веры в себя. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом,

мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении задания, совместная деятельность, выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования

Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по духовно-нравственному воспитанию ( познавательно-речевое развитие) Тема "Светлый образ"

Цель: Приобщение  детей к национальной духовно-нравственной культуре; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Задачи:1....

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

IV Муниципальные Рождественские Образовательные Чтения

.Тема: "Великая Победа:наследие и наследники"...