Организованная образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности "Лаборатория воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Светлана Александровна

ООД "Лаборатория воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_laboratoriya_vody.docx198.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Для педагогов ДОУ

 Организованная   образовательная деятельность

по познавательно - исследовательской деятельности

 «Лаборатория воды»

Подготовила:  воспитатель

Павлова С. А.

МАДОУ «Детский сад № 5»

(первая квалификационная категория)

        

декабрь 2016 год

г. Гусев

Основные задачи:

  1. Образовательные задачи:
  • Способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах воды.
  • Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).
  • Вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование.
  •   Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

2.Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию любознательности;
  • Развивать внимание детей;
  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать культуру поведения;
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
  • Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

 Презентация на тему: «Свойства воды», иллюстрации по теме «Вода», раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, широкие полоски от салфеток, тазик, волшебная палочка, фломастеры, тряпочки, лимонад, виноград, стеклянная банка, акварельные краски, сахарный песок, обычный песок, ложки, кисточки, вода питная.

Предварительная работа:

 Беседа с детьми о значении и свойствах воды, знакомство с понятием «Лаборатория», просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», проведение отдельных опытов с водой.

Методические приемы:

 Беседа;

 Вопросы;

 Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

 Загадки;

Сюрпризный момент;

Игра.

  1. Организационный момент

Приветствие гостей.

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в  учёных. Хотите?

(тогда занимайте свои места на стульчики).

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей).

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)  - Слайд 1        

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

-Я предлагаю вам превратится в учёных, для этого мне понадобится волшебная палочка.

- Фокус с водой.

Я своей волшебной палочкой взмахну и сейчас произойдет волшебство, хотите это увидеть? Тогда мне понадобятся ваши руки, опускайте их в воду. Раз, два, три, смотрите! Обратите внимание, что изменилось с водой? Получилось волшебство? А  Вот теперь вы стали настоящими учёными.

-Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших опытов. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

( глобус накрыт  на столе).

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)  

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? (Это леса). Желтым? (Это горы). Коричневым? (Это пустыни). Синим? (Это моря и реки, океаны, озёра).

- А какого цвета на глобусе больше? (Голубого). Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше).

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте их внимательно. Отвечать будем по очереди.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)  Слайд 2 Молодец! Получай эмблемку учёного.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки) Слайд 3

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег) Слайд 4

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька) Слайд 5

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)Слайд 6

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса) Слайд 7

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) Слайд 8

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи) Слайд 9

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)Слайд 10

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что...(град) Слайд 11

( За правильный ответ детей получают медальки учёных)

Ребята, о чём эти все загадки? ( О воде)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. Слайд 12

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Просмотр слайда на тему: «Вода нужна всем» Слайд 13

Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
(ответы детей).
- Ребята, а сейчас немного отдохнём. Выходите на середину зала и становимся врассыпную.

 Танец « Капелька»   Слайд 14

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда,  я приглашаю вас в  Лабораторию воды.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой,  а для этого вам необходимо одеть халаты с шапочкой и занять свои рабочие места в лабораторию.

(Дети надевают халат с шапочкой и рассаживаются по два человека за один стол).

 - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Рассмотрим наше оборудование, которым мы будем пользоваться.

Какое оборудование у вас стоит на столе? (Это одноразовые стаканчики и тарелки, вода, термос, стекло, салфетки, тряпочки, фломастеры).

Приступим к нашим опытам.

Опыт №1. «Пар- это тоже вода»

Для этого опыта я беру термос с кипятком. Открываю его, чтобы дети увидели пар. Беру стекло или зеркальце и держу над паром. На нём выступают капельки воды, посмотрите внимательно. Какой можно сделать вывод? Вода может превратиться в пар.

Вывод: «Пар – это тоже вода».

Опыт№ 2. «Опыт со льдом».

Возьмём стакан с водой и поместим 3 кубика со льдом. Посмотрите, что произошло со льдом? Он утонет, будет плавать, может быть сразу растворится? Лёд плавает в воде. Он легче воды и поэтому он не тонет. Я предлагаю оставить лед в стаканчиках и мы позже посмотрим, что со льдом произойдёт?

Вывод: «Лёд легче воды».

Опыт № 3. «Есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде»

Возьмите 2 стаканчика с водой. В один стакан положите обычный песок и попробуйте размешать его ложкой. Что получается? Растворился ли песок или нет? Какая стала вода? Мутная или прозрачная Возьмём другой стаканчик и насыплем в ложку сахарный песок, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Когда вы пьёте чай, вы сахар кладёте. Сахар растворяется? Конечно да. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось пить несладкий чай. А теперь возьмите стакан с водой и добавьте акварельную краску, размешайте. Какая стала вода? Цветной. Краска в ней растворилась.

Вывод: «Есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде»

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Физминутка

Мы учёные устали

И со стульев дружно встали.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернём,

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни,

1, 2, 3, 4, 5,

Постучали, повертели,

И работать захотели.

А теперь продолжим проводить наши опыты. Садитесь на свои места.

Опыт № 4. «Подводная лодка».

Есть питная вода, эта та вода которую вы пьёте и дома, и в детском саду. И есть газированная вода, но пить ее не рекомендуется. В этой воде много газов.

-Возьмите стакан с лимонадом и бросьте виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похоже на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. А тяжелевшая виноградинка вновь опуститься на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Итак,  будет повторяться несколько раз, то опускается, то поднимается.

 Опыт № 5 ««Вода ползает вверх»

Возьмите широкую полоску салфетки. На эту полоску наносим снизу  точки в один ряд разноцветными фломастерами. Опускаем в воду край салфетки так, чтобы точки оказались над поверхностью воды. Точки не должны касаться воды. Как вода научилась рисовать? Почему точки поползли вверх? (ответы детей).  

А теперь предлагаю вам вернуться ко второму опыту. Посмотрим что изменилось со льдом? Он превратился в воду. Значит лёд это вода.

- Ребята, вода у нас есть  везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?

 Примерные ответы детей:

- Нужно не забывать закрывать краны.

- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

- Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

- Не  мыть в водоемах  машины.

-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

Запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают небольшие речки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А вы любите фокусы?   Тогда - смотрите!

Фокус с водой.

У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).

И  какая  вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).

 А хотите узнать мой секрет? Как же получилась у меня окрашенная вода в баночке? У меня под крышкой была краска. Попробуйте показать такой фокус дома.

Итог:

В: Ребята, а что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода.  Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.

Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Спрячь мышку"

Знакомство детей с шестью основными цветами, учить различать их,развивать быстроту реакции, внимание, мышление.Закреплять знания о животных....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Укрась бабочку"

Учить детей группировать предметы по цвету; закреплять знания детей о геометрической фигуре круг, о понятиях "один  -много", "большой - маленький" .Развивать мелкую моторику....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес».

Конспект организованно-образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему:  «Академия чудес»....