Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ
статья на тему

Десятова Светлана Владимировна

Сотрудничество детского сада и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу рассказать вам одну притчу.

«Вся семья садилась обедать за один большой стол. У молодых родителей не хватало терпения слышать, как их старенький отец за обедом громко хлюпает и проливает много супа из ложки на скатерть. Поэтому они посадили его за отдельный стол и поставили перед ним корыто, пожалев хорошую посуду. Через какое-то время отец мальчика увидел, как его маленький сын на улице во дворе делал из песка маленькое корыто. Отец подошел и спросил у сына, зачем ему понадобилось это корыто. И маленький мальчик ответил: «Папа, когда я вырасту, а ты станешь стареньким, как наш дедушка, и у тебя не будет зубов, я тебя тоже буду сажать за отдельный стол, и ты будешь кушать из этого маленького корыта». Тогда отец устыдился до слез.

На следующий день родители мальчика застелили на стол новую скатерть, посадили своего старенького отца на почетное место и поставили перед ним самую лучшую, новую тарелку».

Сегодня формирование ценностного отношения к семье – одна из актуальных задач воспитания подрастающего поколения. По мнению многих ученых, условия и факторы жизнедеятельности семьи определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

Формирование взаимоотношений между родителями и детьми является одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе.

2 – 3 слайд:

Изучение внутрисемейных отношений является одним из направлений работы детского сада. Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей позволили выявить  ряд проблем:

  1. Стремление к материальному обеспечению накладывает отпечаток на уклад и быт в семье, формирует такой стиль взаимоотношений, когда возникает отчуждённость между родителями и детьми.
  2. Часто наблюдается конфликтный характер общения, т. к. родители не владеют способами общения, приёмами рефлексии.
  3. В некоторых семьях наблюдается излишняя опека, вся деятельность ребёнка регламентирована и ограничена.
  4. Недостаточно внимания уделяется физическим контактам, которые являются непосредственным каналом передачи положительных и отрицательных эмоций, идущих от матери к ребёнку.
  5. Наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи, необходимый ребёнку как эталон культуры общения с людьми.
  6. Между родителями ребёнка и другими членами семьи нет согласованности в единстве требований в вопросах воспитания.
  7. В некоторых семьях существует нарушение прав ребёнка, связанное с применением средств, унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб.
  8. Существует негативное поведение родителей (алкоголизм), которое оказывает влияние на поведение ребёнка, в результате чего возникает устойчивая тревожность.

4 слайд:

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что, не смотря на значительную разработанность различных сторон семейного воспитания, вопрос формирования взаимоотношений между родителями и детьми требует дальнейшего решения.

Все это позволило определить тему: «Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ».

5 слайд:

Исходя из вышеизложенного выявлено противоречие между необходимостью установления позитивных взаимоотношений между родителями и детьми отсутствием технологии их формирования в условиях ДОУ.

6 слайд:

Проблема исследования – Какова технология  формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию  формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

7 слайд:

Объект исследования – процесс формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Предмет исследования – технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

8 слайд:

Гипотетическое предположение основано на том, что уровень сформированности взаимоотношений между родителями и детьми будет более эффективным, если будет разработана и реализована технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

9 слайд:

 

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены задачи:

        1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

        2. Выявить особенности формирования взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ.

3. Продиагностировать уровень сформированности взаимоотношений между родителями и детьми.

4. Реализовать технологию формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

10слайд:

Рассматривая взаимоотношения между родителями и детьми следует обратить внимание на типы семейных взаимоотношений. Мы рассматривали классификацию А. В. Петровского, который выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответствующие им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе вмешательства, сотрудничество.

11 слайд:

        

Для понимания семьи как ведущего фактора развития личности ребёнка существенное значение имеет обращение к принципам воспитания в семье:        

  1. принцип целенаправленности 
  2. принцип научности
  3. принцип гуманизма
  4. принцип планомерности
  5. принцип согласованности

          Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

12 слайд:

 

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Таким образом, мы выделили подходы  к организации взаимодействия семьи и ДОУ:

1.        Признание     приоритета   семейного   воспитания   требует новых     отношений   семьи  и    дошкольного   учреждения.    Новизна   этих     отношений     определяется       понятиями  «взаимодействие» и «социальное партнёрство».

2.        Социальное партнёрство – это   общение «на равных»,   где никому        не       принадлежит     привилегия      указывать, контролировать,      оценивать;    где   каждая сторона может вносить свои предложения по изменению или преобразованию деятельности.

3.        Взаимодействие  представляет собой способ организации  совместной деятельности, которая осуществляется на основании  социальной перцепции и с помощью общения.

Отношения дошкольного учреждения с семьёй должны строиться на основе социального партнёрства и взаимодействия при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

1.        «Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

2.         «Открытость детского сада наружу» - означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. 

13 слайд:

Нами были определены модели поведения педагога, ориентированные  на семью:

1.        Использование навыков положительного общения;

2.        Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения;

3.         Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи;

4.        Уважение разнообразия и уникальности семей;  

5.        Создание социального партнёрства между детским садом и семьёй.

14 слайд:

Для формирования взаимоотношений между родителями и детьми  необходимо определить задачи, условия, методы, формы проведения этой работы. Поэтому нами была разработана технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Функция технологии — представить развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуют на протяжении учебного года все их ведущие идеи, а на выходе (в конце учебного года) обеспечивают результат — повышение уровня сотрудничества с детьми и родителями.

15 слайд:

Наша работа по технологии формирования взаимоотношения между родителями и детьми  велась по двум направлениям:

  1. Взаимодействие с родителями.
  2. Взаимодействие с детьми.

16  слайд:

Цели взаимодействия с родителями:

1.        Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;

2.        Повысить уровень педагогической культуры родителей;

3.        Достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему.

 Цели взаимодействия с детьми:

      1. Сформировать  у ребёнка понятие о семье; о чувствах внутри семьи.

      2. Помочь ребёнку освоить представление о своей социальной роли в семье.

      3. Научить ребёнка доверять своим близким.

17 – 19 слайд:

Исходя из целей, мы определили следующие задачи сотрудничества с родителями:

1.        Изучить семью и установить контакты;

2.        Создать условия для совместной работы детей и родителей;

3.        Приобщить родителей к участию в жизни детского сада;

4.        Научить родителей видеть проблемы ребенка и решать их;

5.        Использовать образовательный потенциал родителей.

А задачами, решаемыми в процессе взаимодействия с детьми в разных видах деятельности стали:

1.        Воспитывать у детей привязанность к семье, любовь, чувство долга и заботливости к домочадцам.

2.        Научить детей понимать основы взаимодействия с родителями и другими родными;

3.        Научить детей понимать единство окружающего мира и принимать его противоречия;

4.        Формировать у детей желание выполнять общественно значимые задания;

5.        Формировать у детей понятие «права детей»;

6.        Развивать у детей самопознание и уважение к себе;

7.        Воспитывать у детей любовь к родному языку.

20 слайд:

Важным этапом в решении поставленных задач, является процесс изучения семьи.

Для этого использовали следующие методы изучения семьи:

1.        Анкетирование;

2.        Наблюдение за ребенком;

3.        Обследование семьи с помощью проективных методик;

4.        Беседа с ребенком;

5.        Беседа с родителями.

21 слайд:

С целью исследования отношений родителей к своим детям мы использовали тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и тест «Хорошие ли вы родители?» Для оценки следующих результатов применялись следующие критерии оценки уровня развития внутрисемейных отношений:

1.        Наличие потребности в общении с детьми.

2.        Способность к эмпатии, понимание детей.

3.        Стремление к сотрудничеству, контактность, стиль общения.

4.        Умение создавать ситуацию успеха.

На начальном этапе нами были получены следующие результаты:

1.        на высоком уровне развития внутрисемейных отношений – 9 семей –        30%

2.        на среднем уровне развития внутрисемейных отношений – 19 семей – 64%

3.        на низком уровне развития внутрисемейных отношений – 2 семьи – 6%

22 слайд:

Кроме того, были проведены диагностические исследования с участием детей с целью, выявить у них уровень знаний о семье. Для этого использовали методику Е. К. Ривиной «Ознакомление дошкольников с семьей и родословной»

Критериями оценки представлений о семье стали:

1.Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества        

        своих родителей.        

2. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек.        

3. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.        

         4. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка,         прабабушка.        

         5. Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя,        

племянник, племянница.        

         6. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать        старших своими хорошими поступками.        

         7.  Проявляет волевые качества.        

8. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.        

        9. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей.

       10. Имеет элементарные представления о том, что такое семья.        

       11. Имеет элементарные представления о том, что такое родословная.        

       Высокий уровень – 40%                  

       Средний уровень – 50%

       Низкий уровень – 10 %        

23 – 24 слайд:

        

На основе полученных результатов, нами были выбраны следующие формы взаимодействия. При взаимодействии с родителями это:

1. Информационно – аналитические;

2. Досуговые;

3. Познавательные;

4. Наглядно – информационные;

1.        Анкетирование – выявить интересы каждой семьи,  её ценностные особенности;

2.        Информационные общие стенды - информировать родителей о воспитании и развитии детей в детском саду;

3.        «Наш день» - информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе;

4.        Диагностика, тесты, опросы на любые темы;

5.        Родительские собрания;

6.        Консультации;

7.        Беседы;

8.        Тематические выставки;

9.        «Школа для родителей»;

10.         Родительский комитет;

11.         Встречи с администрацией.

25 слайд:

А для работы с детьми, были выбраны следующие формы:

          1.        Непосредственно образовательная  деятельность, которая осуществляется  в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2.        Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

3.        Самостоятельная деятельность детей.

26 слайд:

         Кроме того, была проведена работа по взаимодействию детей и родителей, которая включает в себя:

1.        Проведение акции «День открытых дверей»;

2.        Занятия с участием родителей;

3.        Праздники;

4.        Викторины;

5.        Семейные спортивные встречи;

6.        Тематические выставки;

7.        Интеллектуальные ринги для детей и родителей;

8.        «Конкурсы семейных талантов»;

9.        «Семейная мастерская»;

10.        «Встреча с интересными людьми»;

11.         «Ваши добрые дела»;

12.         Видео и фотосъемка для создания «Семейного архива»;

13.         Фотоальбом «Моя семья»;

14.         Оформление групп;

15.         Благоустройство ДОУ и территории.

27 – 29 слайды:

Подобнее рассмотрим формы работы с детьми:

Непосредственно  образовательная  деятельность с детьми:                                1.        Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

2.        Чтение и обсуждение  произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;

3.        Создание педагогических ситуаций, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

4.        Наблюдения за трудом взрослых;

5.        Изготовление предметов для игр, создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;

6.        Викторины;

7.        Инсценирование и драматизация;

8.        Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, ситуаций из жизни, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек;

9.        Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

10.         Слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные     представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

    1.        Социально – личностное развитие: ситуативные беседы, помощь взрослым;

    2.        Познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;

     3.        Художественно – эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей:

     1.        Индивидуальные и совместные игры;

     2.        Работа в уголках книги,  театра;

     3.        Рассматривание книг, иллюстраций,  репродукций и  др.

30 слайд:

В процессе работы, используем разные методы взаимодействия с детьми:

     1.        Наглядные: показ предметов, образца, использование дидактических пособий, наблюдение используются во время:

      •        чтения педагогом;

      •        наблюдений;

      •        показа сказок (педагогом, детьми);

      •        рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

      •        проведения дидактических игр;

      •        моделирования сказок, ситуаций из жизни.

     2.        Словесные: пояснение, рассказ, чтение, беседа  

     •        чтения литературных произведений педагогом;

     •        чтения стихотворений детьми, воспитателем;

     •        бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагогом;

     •        ответов на вопросы педагога, детей;

     •        проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

      •        загадывания загадок;

      •        рассматривания наглядного материала;

      •        рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

      •        разбора житейских ситуаций;

      •        проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

      •        чтения литературных произведений родителями.

     3.        Практические: упражнения, игровые, проблемно-исследовательские используются:

      •        в продуктивную деятельность;

      •        при проведении игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

      •        при организации  постановки  сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

      •        при изготовлении с детьми наглядных пособий для игр.

31 слайд:

Для оценки эффективности проделанной работы, мы провели повторное диагностическое исследование с родителями и детьми, в котором были получены следующие результаты. При взаимодействии с родителями:

1.        на высоком уровне развития внутрисемейных отношений – 17 семья – 57%

2.        на среднем уровне развития внутрисемейных отношений – 13 семей – 43%

3.        на низком уровне развития внутрисемейных отношений – нет.

32 слайд:

При взаимодействии с детьми:

Высокий уровень знаний у детей о семье – 68%                

Средний уровень – 32%

Низкий уровень – 0%

33 слайд:

 Работая по данной технологии нами были получены следующие результаты взаимодействия с родителями:

1.         Изменился  характер вопросов родителей к педагогам, как показатель роста педагогического интереса, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;

2.        Повысилась посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, родители стремяться анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

3.        Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;

4.        Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

    5.         Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

   6. Взаимоотношения с родителями стали партнерскими. Родители и педагоги советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

     7.        Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к педагогу, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

   8.        Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

1. Родители могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

2. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

3. Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

  4. Формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

  5.  Возникает доверие к педагогам и другим сотрудникам детского сада;

  6. Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

   7. Взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

   8. Устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

   

        Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями и детьми. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Когда родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома возникает интерес и доверие, что позволяет узнавать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию. Это помогает в дальнейшем избежать проблем в детско – родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.

Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"

Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...

«Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ»

Сейчас принято к месту и не к месту говорить о трудном времени, в котором мы живем. Может быть, оно было бы менее трудным для нас всех, если бы мы меньше говорили о беспорядках в России в целом, а зан...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»

Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....

Деловая игра «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»

Цель: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, зак...