Духовно – нравственное воспитание в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Мальцева Оксана Михайловна

Методические приёмы духовно - нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_v_dou.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

                Духовно – нравственное воспитание в ДОО

Составитель: Мальцева Оксана Михайловна,

воспитатель I квалификационной категории

МКДОУ « Нижнедевицкий детский сад»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.  \Рузвельт Т.\

В современном обществе катастрофически растет подростковая и детская преступность, половая распущенность достигла невероятно уродливых размеров. Девочки, не говоря уже о мальчиках, начинают курить с 7-14 лет, употреблять алкоголь и  наркотические средства, не стесняются обильно оснащать свою речь бранными словами, с легкостью расстаются с девством и за тем делают аборты. Убивают своих детей, ибо и сами еще дети и не могут быть родителями. А те, которые рожают, не достигнув совершеннолетия, оставляют своих детей в родильных домах, тем самым, пополняя количество социальных сирот.   И все это – поколение «ненаказанных» детей, ненаказанных в смысле не получивших «наказ», правильное направление от своих родителей, воспитателей и учителей. Несмотря на то, что в учебных заведениях ведется работа по основам православной культуры, по воспитанию нравственности, пропагандируется здоровый образ жизни - этого оказывается недостаточно. Наши дети получают также информацию из интернета, телевидения, просмотра современных художественных кинофильмов, которые  наполнены жестокостью, убийствами, откровенными пастельными сценами, демонстрацией пьянства, употребления наркотиков, что оказывает пагубное влияние на мировоззрение и формирующуюся личность подростков,   они  не в состоянии противостоять тому, что им так стремительно навязывается.   Динамика роста правонарушений несовершеннолетних показывает резкий скачок увеличения правонарушений подростков в состоянии алкогольного опьянения.

   Сложность решения данной проблемы видится, прежде всего, в асоциальном поведении ближайшего окружения детей (более 70% родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер злоупотребляют спиртные напитки), на которое подросток ориентируется и считает такое поведение нормальным.  

   Именно в детские годы закладываются основы всей нашей будущей жизни, ее духовные начала. Поэтому столь важно не упустить тот момент, с которого стоит начать воспитание нравственности и духовности в ребенке.

   

   Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей  являются: закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах: 

  • культурно-историческом  (на основе примеров отечественной истории и культуры), 
  • нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), 
  • этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Задачи духовно – нравственного воспитания могут решаться через следующие направления работы:

  • приобщение детей к традиционным для России духовно – нравственным ценностям;
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;
  • знакомство с русской православной культурой;
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Поставленные задачи и цели в своей работе реализую в процессе:

-непосредственно образовательной деятельности;

-в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями детей.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

Тема межличностных отношений дошкольников чрезвычайно актуальна сейчас, поскольку множество негативных явлений среди молодёжи (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость) имеют свои истоки в дошкольном детстве.

 Мы считаем, что позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт.

Воспитывая нравственные качества личности ,  использую  различные методы и приёмы: организуются этические беседы: «можно ли брать чужие вещи» ; уроки доброты: «Георгий Победоносец-символ победы добра над злом.», «о них говорит библия» и др.

Каждое утро в детском саду мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», которое стало нашей доброй традицией. Например: перед зарядкой, дети встают в круг, держась за руки. Таким образом, они приветствуют друг друга, чувствуя при этом тепло, заботу, ласку рук своего товарища, которые будут потом добрыми помощниками.

 «Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки , учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности  дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Дети очень любят русские народные сказки, где  есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  « Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»  и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык  легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В.Осеевой

 ( «Волшебное слово», « Краски», « Три сына»), Н Носова ( « На горке», « Огурцы», «Фантазеры»), Е. Пермяка « Самое страшное», В  Драгунского « Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Дети очень любят слушать притчи.  Притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Монах Варнава (Евгений Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком. 

Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств:  любви к Родине, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своего села мы начали с экскурсии в музей, В нашем музее дети познакомились с жизнью людей  нашего села, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Мы посетили самое священное место в селе – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Мы хотим продолжить работу по краеведению : организовать проекты, провести экскурсии по родному селу , организовать выставку рисунков на тему « моё  село». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили своё село.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны  мероприятия:

«Рождественский спектакль», «Пасхальный утренник», «Покровская ярмарка», «Медовый спас» Дети и родители с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников.

 На занятиях по изодеятельности знакомлю детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с городецкой, хохломской и жостовской  росписями.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

- консультации - «Право на жизнь без насилия»,  «Как бороться с детскими капризами и упрямством», « Воспитание вежливости»;

- беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», « Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания - «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком»,  «Семейные традиции», «Вредные привычки».

 Все мероприятия стараюсь проводить совместно с родителями такая взаимосвязь, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты способствует приобщению детей к христианским нормам морали, поведения, сознание, воспитанию патриотизма, уважительного отношение к Российской Армии. Происходит нравственное и духовное развитие личности

ПРИТЧИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

(монах Варанава)

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

            Увидел омут на берегу прекрасную лилию. И решил, во что бы то ни стало, завладеть ею.

Чего он только не предлагал красавице: покататься на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий.

Заколебалась красавица.

Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать:

— Погубит он тебя! Пропадешь!

Только куда там!

— Он такой сильный, красивый и весь какой-то таинственный… – возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение!

— Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это!

И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

 

ЗАВИСТЬ

            Пришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить.

Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает…

Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

 

ГОРДЫЙ ВЕТЕР

            Загасил ветер свечу и возгордился:

— Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

— Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

 

ПОКАЯНИЕ

            Упал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

— Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

 

СОВЕСТЬ

            Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

— Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

 

КТО СИЛЬНЕЕ?

            Шли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.

— Давай, – говорит зло, – испытаем, кто из нас сильнее?

— Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как?

— А пусть за нас два этих мужика поборются, – говорит зло, – я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!

— Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!

Сказано – сделано.

Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…

— Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать.

Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.

— Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?

— Погоди, – говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда!

Стали они смотреть, что дальше будет.

А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…

Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.

Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.

— Я, – говорит, – тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!

Ушли два мужика. А зло и говорит:

— Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило!

А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать – даже злу.

Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...