Консультация для воспитателей. Тема: «Социально – психологическое благополучие детей раннего возраста в ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Эмоции, обычно, через какое-то время проходят.

 Но то, что они сделали — остается.

                                                       Швебель В. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

На тему «Социально – психологическое  благополучие детей раннего возраста в ДОУ»

                                   Эмоции, обычно, через какое-то время проходят.

                                   Но то, что они сделали — остается.

                                                                                           Швебель В.

Социально - психологическое благополучие ребенка в детском саду мы отмечаем методом наблюдения за его эмоциональным состоянием в повседневной жизни. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Важную роль в жизни ребенка играют чувства и эмоции. Маленький ребенок, как и взрослый, может радоваться и сердиться, переживать и грустить.  Но  эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека.  Положительные эмоции  являются путеводителем ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Нам взрослым следует об этом не забывать.

Цель: Способствовать успешной социализации детей, основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

- Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.

-  Формирование умений с пониманием  относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

- Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.

- Развитие способности действовать свободно, раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.

Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

10 базовых эмоций:

Интерес  

Радость

Удивление  

 Печаль  

Гнев    

Отвращение

Презрение    

Страх  

 Стыд    

 Вина

Ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать и сдерживать  их. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка. Эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения все возрастающих потребностей детей (познавательных, двигательных и др.).

Поэтому частый крик или  плач ребенка - это  реакция  на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек могут быть неуспешные действия с предметами, нежелание делится с соседом чем то или наоборот желание чего то, что есть у другого  ребенка,  отсутствие внимания к ребенку со стороны  взрослых, ревность и т.п. В таких ситуациях ребенок быстрее успокаивается при спокойном реагировании взрослых на его поведение и предложениях взрослого заняться какой-либо новой деятельностью. Ребенка раннего возраста легко отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой.

      Ребенок спонтанен и импульсивен, а также неустойчив в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств.   Его сознания формируются постепенно, в ходе накопления социального личного опыта, чаще всего  адаптируется  по типу проб и ошибок.

        Восприятие и эмоциональная оценка окружающего ребенка мира еще крайне несовершенна. Все это приводит к тому, что ребенок воспринимает социальный и предметный мир не таким, каким он является на самом деле, а таким, каким ему хочется его видеть. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

Поэтому, игра, рисование, лепка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. А так же, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Эмоции заряжают и регулируют все психические процессы и виды деятельности.

Направление деятельности и развитие ребёнка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.  Моделирование предметной среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества и взаимообучения детей. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде и от условий, в которых он развивается.

Ребенок находится в детском саду большую половину активного  времени. В процессе воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. Успешность обучения детей, их психоэмоциональное благополучие во многом зависят от личности педагога.

Поэтому педагоги должны сделать все, чтобы  ребенок испытывал психологический комфорт. Для этого необходимо принимать ребенка таким, каким он есть, избегать любых выражений нетерпимости, воздерживаться от упреков и замечаний. Стремиться видеть мир, окружающий его, глазами ребенка. Чувствовать изменения в поведении и настроении всех детей, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта каждого ребенка.

Эмоции - это то, что делает нас людьми. Живыми людьми.

Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.   Роберт Киосаки.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста"

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмо...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Консультация для воспитателей на тему «Прогулка детей раннего возраста»

В консультации размещён материал для воспитателей о прогулке с детьми раннего возраста....