Исследовательский проект "Народные промыслы России"
проект (старшая группа) на тему

Петелина Анна Андреевна

Народное искусство неиссякаемый источник, который благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, открывает красоту и доброту души. Знакомясь с народным искусством, дети усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают определенный объем знаний о промыслах, учатся видеть и понимать красоту, уважать труд народных мастеров, знакомятся с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petelina_proekt.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  исследовательский проект

«Народные промыслы России»

Паспорт проекта

  1. Проект создавали и принимали участие:
  • Воспитанники старшей группы «Звездочка» МАДОУ «Сказка»;
  • Руководитель проекта – Петелина А.А.
  1. Вид, тип проекта: познавательно-творческий.
  2. Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
  3. Образовательная область: коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, поисково-исследовательская деятельность, физическая культура.
  4. Место проведения: групповая комната.
  5. Продолжительность: 2 месяца
  6. Возраст детей: 5 – 6 лет.
  7. Форма проведения: групповой, фронтальный.
  8. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

В конце проекта дети имеют представления о видах народных промыслов. Проявляют интерес и желание еще больше узнать о промыслах и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Принимают активное участие в познавательной и творческой деятельности проекта.

  1. Оснащение развивающей среды в группе:
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
  • Создание  дидактических игр.
  • Изготовление лепбука «Народные промыслы»
  • Оформление выставки работ детского творчества.


     Актуальность:  Народное искусство неиссякаемый источник, который благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, открывает красоту и доброту души. Знакомясь с народным искусством, дети усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают определенный объем знаний о промыслах, учатся видеть и понимать красоту, уважать труд народных мастеров, знакомятся с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

         Задачи:

Дети: 

  1. формировать знания у детей о народных промыслах России
  2. - Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
  3. - Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  4. - Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
  5. - Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  6. - Развивать навыки художественного творчества детей.

             Родители: 

обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;

             активная помощь в оформлении выставки «Народные мастера»      (совместная работа детей с родителями);

          оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»

          Этапы работы над проектом «Народные промыслы России»

Этапы

Форма работы

Задачи

Время в режиме дня

Место проведения

Подготовительный

Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Получить достоверную информацию для точной постановки цели и задач.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

.

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Активизировать детей для обсуждения проблемы, побуждать к высказыванию своей точки зрения, к коллективному  принятию решений.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Основной

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Познавательные беседы, интерактивные занятия «Русские народные промыслы». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел», «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» (заучивание пословиц и поговорок).

 Выставка книг о народных промыслах. Чтение произведений фольклора  по теме проекта.

Просмотр презентаций: «Волшебство народных промыслов»,  «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновских свистулек» Д/игра «Найди отличия», «Квартет».

Беседа «Мастера-чистодеревщики», «Деревянные кружева». Рассматривание картинок  с изображением плотницких инструментов.

«Из каких материалов делали игрушки наши предки».

«Мастера Сладковского района» Эксперименты: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Из чего сделаны Матрёшки?», «Дерево и его свойства».

Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек»

Игра - викторина «Матрёшкины загадки».

Разучивание стихотворения Э. Успенского «Матрёшки»

-Познакомить  с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта;

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей.

-формировать умение выразительно читать стихи,  развивать артистические способности, развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, формировать представление о материалах и их свойствах.

Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенности росписи полохов - майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле полохов - майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров.

Учить составлять узор  из простейших элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции,  и умение сочетать их.

Первая, вторая половина дня

Группа

Воспитатель

             Самостоятельная  деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций в различных книгах по теме проекта.

Самостоятельная изобразительная деятельность  (рисование, лепка,раскраски, аппликация, ручной труд)

Развивать творческое мышление у детей. Развивать воображение и фантазию.

Первая, вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Совместная деятельность детей и родителей.

Создание лэпбука на тему: «Народные промыслы».

Выставка работ «Семейная матрешка».

Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек.

-Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

-развитие совместного творчества родителей и детей;

Вторая половина дня

Дом

Группа

Воспитатель

Родители

Заключительный

Оформление выставок детского творчества: «Дымковская страна», «Голубое чудо Гжели», «Матрешки-народные игрушки», «Хохломские узоры», «Веселый Городец»;

Пополнение экспонатов мини-музея народных промыслов.

Оформление фото-выставки «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит».

Развивать творческое мышление у детей. Развивать воображение и фантазию.

Первая половина дня

Группа

Воспитатель

     Развлечение «Веселая ярмарка».

Развивать выразительность речи, музыкальные способности детей.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Проведение итогов проектной деятельности.

Учить детей анализировать, делать выводы.

Первая половина дня

Группа

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Народные промыслы России

Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

"Народные промыслы России"

Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....

Народные промыслы России

Стихотворения и к изображениям народных промыслов...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...