«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка».
рабочая программа (старшая группа) на тему

Румянцева Мария Юрьевна

«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка».

 д\с №14 «Журавлик» старшая  группа «Звездочка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка». Доклад.

 д\с №14 «Журавлик» старшая  группа «Звездочка»

            Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.  Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.

         Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам. Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника.

         Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута:

 -Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

 Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается после проведения мониторинга (диагностики) качества образования воспитанников.

         Для проведения мониторинга мною была использована следующая научно- методическая литература: «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Ю. А. Афонькина. издательство «Учитель», 2011г; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

 При проведении мониторинга (диагностики) были использованы методы: Экспресс- диагностика- ОО «Физическая культура», ОО «Музыка». Комплексная беседа, проблемные ситуации- ОО «Безопасность», «Чтение художественной литературы». Дидактическая игра, тестовые задания - ОО «Познание» («Конструирование», «Ознакомление с окружающим», ОО «Коммуникация» («Развитие речи»).

         В своей работе основной упор делала на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам (самообслуживание, коммуникации и формированию здорового образа жизни (представлений). Мониторинг (диагностика) проводился в начале учебного года.

         По результатам мониторинга у трех детей выявлено отставание по нескольким параметрам и один ребенок- с опережением в развитии. Этот ребенок уже хорошо ориентировался в формах, цвете (находил предметы не по образцу, речь довольно развита. Фамилия и имена этих детей зашифрованы следующим образом: лисичка, бабочка, котик, птичка. Причины могут быть разные, но детям нужна помощь. Мною были разработаны индивидуальные образовательные маршруты сопровождения для детей нашей группы с задержкой речевого развития.

            В карту индивидуального образовательного развития были включены следующие показатели: характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения); данные об уровне физического развития ребенка; показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности); показатели уровня усвоения ребенком общеобразовательного программного материала.

            Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, в свободной деятельности детей. При разработки индивидуального образовательного маршрута, придерживалась структуры: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

         Проведя контрольный срез и выявив проблемы в образовательных областях, мною были разработаны индивидуальные образовательные маршрутные карты для каждого ребенка.

          Так у «Бабочки» не соответствовала возрасту речь. Были проблемы в произношении звуков. В речи присутствовали только слова: мама, папа. Отмечалась проблема в физическом развитии (преимущественно это бег – доставляло удовольствие толкать детей в спину, прыжки, проблемы с самообслуживанием, не развитии игровые навыки (брала игрушки и бросала их, сенсорное развитие не соответствовало возрасту. Ребенок не различал цвета, плохо ориентировался в величинах. Не проявляла интерес к художественному творчеству (лепка, рисование) .

           Ребенок замкнут, живет в своем мире. Хотя очень любит слушать сказки, эмоционально на них реагирует. К дидактическим играм интереса не проявляла. Работа была проведена по таким областям, как: ОО «Социализация», «Физическая культура» и «Здоровье», «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество». Основываясь на этих данных с ребенком была проведена следующая работа по развитию речи и ЗКР (ОО «Коммуникация») пальчиковые игры: «Прятки», «Дружная семья», «Кошка», «Червячки»; артикуляционная гимнастика: «Язычок», «Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка-трубочка», «Лошадка». Дидактические игры: «Покормим птичек», «Кто как кричит»; «Чей малыш», «Кто в домике живет? », «Чей голос? », «Что умеет зайка». Рассматривая картинки, иллюстрации («У куклы Кати день рождение», «На прогулке» и другие, учила отвечать на простейшие вопросы: кто это? что это? что делает? и на более сложные вопросы: какой? Где? ОО «Познание». Сенсорное развитие: целью стояло формировать у ребенка умение различать цвета (четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий, развивать мелкую моторику, формировать представления о геометрических фигурах через игровую деятельность: игры с бельевыми прищепками, д/игры: «Цветочная полянка», «Разноцветные тарелочки», «Бусы», «Домик для фигурок». Формирование целостной картины мира. Познакомила ребенка с названиями ближайшего окружения: посуда, игрушки, одежда, мебель, узнавать и находить на картинках и в натуре через: рассматривание обучающих карточек по тематикам «Посуда», «Одежда», «Мебель», д/игра «Купание куклы». Формировала представление ребенка о диких и домашних животных, учила узнавать и называть их на картинках, в игрушках: д/игры: «Чья мама? Чей малыш?», «Домашние животные»; рассматривание макета «Птичий двор» и обучающих карточек: «Домашние животные», «Дикие животные». Конструирование. Формировала умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар) через дидактические игры: «Собери все шарики, кубики», «Чудесный мешочек», «Построим домик для зайчика», «Спрячем зайку (заборчик)». ОО «Физическая культура»: для развития активной двигательной деятельности использовала подвижные игры; «Мой веселый звонкий мяч» (упражнять ребенка в прыжках на двух ногах, «Мишка косолапый» (имитация походки медведя, «Солнышко и дождик»(развивать ориентировку в пространстве, «Догоните меня» (упражнять ребенка в беге в разных направлениях, упражнение с мячом : «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца» и другие. ОО «Социализация»: с ребенком проводились дидактические игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало», «Картинки-половинки»; слуховой дифференциации: «Угадай, что звучит», «Угадай, на чем играю»; тактильных ощущений, температурных различий: «Теплый- холодный», «Легкий- тяжелый». Для развития мелкой моторики использовала дидактическое пособие «Календарь природы», шнуровки; формировать игровые умения и навыки через сюжетно - ролевые игры: «Кукла Катя хочет спать», «Искупаем куклу», «кукла на прогулке». Развивала у ребенка двигательную активность через подвижные игры с различным темпом. Проводила игры на налаживание контакта «Дай мне ручку». Для повышения интереса к рисованию, лепке использовала различные приемы рисования: краска-пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошкой («Цветочек», «Осьминожка», тампонирование, печатками. Используя в лепке таких материалов как соленое тесто, тесто для лепки, пластилин формировала интерес к этому виду творчества. Учила разминать, отрывать небольшие кусочки, раскатывать между ладошками, обыгрывать изделие. К концу года ребенок свободно прыгал на двух ножках, бегал – не толкая впереди бегущего в спинку; проявлял интерес к сюжетно- ролевым играм (используя предметы- заместители, подолгу играл конструктором и развивающими игрушками (особенно нравилось ей нанизывать бусы на веревочку) ; значительно расширился словарный запас. Речь стала связной (даже декламировала на утренниках). Ребенок хорошо справлялся с классификацией: домашние и дикие животные, посуда, одежда и т. д. Положительная динамика наблюдалась и в конструктивной деятельности, в сенсорном развитии. Ребенок с интересом лепил и рисовал. У «Котика» наблюдалось отставание в звуковой культуре речи, двигательной активности, навыки самообслуживания отсутствовали (мелкая моторика не развита, сенсорное развитие не соответствовало возрасту (не различает цвета, величины). Ребенок единственный в семье (гиперопека, эмоционально неустойчив, раним. В связи с этим предпочитал отсиживаться во время проведения подвижных игр, не принимал участие и физ. занятиях. Для него были трудностью: ходьба по узкой дорожке, прыжки на двух ногах, подлезание под дугу, бросании мяча. Мелкая моторика также была не развита. Игровые навыки – не развиты. Ребенок не умел играть, а просто ходил вокруг играющих детей. Предпочитал общения с взрослыми, нежели с детьми. Исходя из этого, для зайчика был разработан индивидуальный образовательный маршрут. Для двигательной активности ребенка (ОО «Физическая культура») использовала подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Перепрыгни через ручеек» (упражнять в прыжках а двух ногах, «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях, «Солнышко и дождик» (развитие ориентировки в пространстве, «По узенькой дорожке» (ходьба по ограниченной поверхности, «Брось, а я поймаю» (упражнять в броске мяча вперед, «Проползи в воротца» (упражнять в подлезании под дугу). Ребенок стал активно участвовать в подвижных играх, увереннее передвигаться по ограниченной поверхности, с прыжками на двух ногах справлялся легко. ОО «Познание». Формируя у ребенка конструктивно- игровые навыки, учила использовать при строительстве различные приемы: накладывания и прикладывания. Формировала навык обыгрывания построек: «Домик с крышей», «Скамеечка для матрешки» и т. д. Используя такие игры, как: «Цветочная полянка», «Волшебные пальчики», «Собери все шарики (кубики)», «Чудесный мешочек», «Чудесная пирамидка», «Принеси игрушку такого же цвета, как у меня», «Пирамидки», «Веселые матрешки», знакомила ребенка с сенсорными эталонами. Для развития мелкой моторики проводила игры: «Шнуровки», «Мозаика», «Золушка», а так же пальчиковые игры: «Прятки», «Дружная семья», «Кошка», «Червячки». Знакомила ребенка с названиями ближайшего окружения: посуда, игрушки, одежда, мебель, узнавать и находить на картинках и в натуре через: рассматривание обучающих карточек по тематикам «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Овощи». Формировала представление ребенка о диких и домашних животных, учила узнавать и называть их на картинках, в игрушках: д/игры: «Чья мама? Чей малыш?», «Домашние животные»; проводила рассматривание макета «Птичий двор» и обучающих карточек: «Домашние животные», «Дикие животные».         

Для развития звуковой культуры речи, развитию речевого дыхания, формирования словаря мною использовала различные виды игр: артикуляционная гимнастика («Язычок», «Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка - трубочка», «Лошадка», «Медвежата мед едят», «Потерялись») ; дидактические игры («Кто как кричит»; «Чей малыш», «Кто в домике живет?», «Кто что ест») ; рассматривание сюжетных картинок различной тематики («В песочнице», «Домашние животные», «В лесу») ; рассматривание игрушек- я добилась, что у ребенка значительно расширился активный словарный запас, он стал более раскрепощенное и общительней. Пытался отвечать на вопрос 2-3 сложным предложением.

         Развитие в области «Социализация» проводила при использовании таких дидактических игр, как: «Угадай, где звенит?», «Узнай по голосу», «Кто ушел? Кто пришел?», «Угадай, на чем играю!», «Чудесный мешочек», «Тяжелый - легкий», «Твердый – мягкий» и т. д. (для развития внимания, памяти, слуховой дифференсации, тактильных ощущений). Для формирования интереса к художественному творчеству (ОО «Художественное творчество») использовала различные приемы рисования красками: пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошками («Цветочек», «Осьминожка», тампонирование, печатками; рисование карандашами: «Дорисуй солнышку лучики», «Ниточка для шарика», «Закрась», использовала трафареты. Используя в лепке таких материалов как соленое тесто, тесто для лепки, пластилин формировала интерес к этому виду творчества. Учила разминать, отрывать небольшие кусочки, раскатывать между ладошками, расплющивать, обыгрывать изделие («Зернышки для курочки», «Блинчики», Угощенье для собачки»). При этом обращала внимание на то, как правильно держать карандаш (кисть, фломастер) тремя пишущими пальчиками, следила за осанкой во время самостоятельной деятельности.  В конце года ребенок с удовольствием рисовал, лепил. Рассказывал, что он нарисовал, обыгрывал изделия из пластилина.

           «Лисичка» - девочка из многодетной семья. Ребенок упрям, замкнут. Речь не соответствовала возрасту (ребенок мычал, проблема со звуковой культурой речи. сенсорное развитие (не различает цвета, величины, проблема в двигательной активности. Навыки самообслуживания привиты. Детей сторонилась.  Был разработан ИОМ. Для развития речи и ЗКР (ОО «Коммуникация») я использовала: пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Дружная семья», «Кошка», «Сидит белка на тележке»; артикуляционную и дыхательную гимнастику: «Как пищат мыши», «Мышка и Мишка», «Шарик лопнул», ««Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка - трубочка»; дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Птичий двор», «Чей голос?», «Потерялись». Рассматривая с ребенком картинки, обучающие карточки («В песочнице», «На прогулке», «Овощи», «Домашние животные») учила отвечать на простые (кто? что? что делает) и более сложные вопросы (какой? что делает? где). Поощряла попытки по собственной инициативе рассказать об увиденном.

         Для развития двигательных качеств (ОО «Физическая культура») использовала подвижные игры, игры малой подвижности и упражнения: «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях, «Кто тише», «Поезд», «Перепрыгни через ручеек», «Допрыгни до морковки» (упражнять в прыжках на двух ногах, «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца». Также с ребенком проводила игры для установления дружеских взаимоотношений и раскрепощения: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка».

         ОО «Познание». Основная проблема в этой области – это сенсорное развитие. С ребенком проводилась работа по формированию сенсорных эталонов таких как: цвет, форма, величина. Для этого использовала следующие игры: «Цветочная полянка», «Волшебные пальчики», «Собери все шарики (кубики)», «Чудесный мешочек», «Чудесная пирамидка», «Принеси игрушку такого же цвета, как у меня», «Пирамидки», «Веселые матрешки». Сенсорное развитие неразрывно связанно с развитием мелкой моторики. Проводила игры с дидактическими игрушками и пособиям: «Шнуровки», «Мозаика», «Сенсорная юбка» («молнии», липучки, пуговицы, петельки); дидактическая игра «Золушка», а так же пальчиковые игры: «Зонтик», «Жираф» и т. д. Для формирования целостной картины мира использовала: обучающие карточки по тематикам: «Посуда», «Одежда», «Мебель», и другие; дидактические игры: «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Для формирования представлений о диких и домашних животных проводила дидактические игры: «Чья мама? Чей малыш?», «Домашние животные»; рассматривание макета «Птичий двор».

 ОО «Социализация». Проводила дидактические игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало», «Картинки- половинки»; слуховой дифференциации: «Угадай, что звучит», «Угадай на чем играю»; тактильных ощущений, температурных различий: «Теплый- холодный», «Легкий- тяжелый». Формировала игровые умения и навыки через сюжетно - ролевые игры: «Кукла Катя хочет спать», «Искупаем куклу», «кукла на прогулке». Развивала у ребенка двигательную активность через подвижные игры с различным темпом.  Для развития интереса к художественному творчеству (ОО «Художественное творчество») я использовала различные приемы рисования красками: пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошками («Цветочек», «Осьминожка», тампонирование, печатками; рисование карандашами: «Дорисуй солнышку лучики», «Ниточка для шарика», «Закрась», использовала трафареты. Используя в лепке таких материалов как соленое тесто, тесто для лепки, пластилин формировала интерес к этому виду творчества. Учила разминать, отрывать небольшие кусочки, раскатывать между ладошками, расплющивать, обыгрывать изделие («Зернышки для курочки», «Блинчики», «Угощенье для собачки»). При этом обращала внимание на то, как правильно держать карандаш (кисть, фломастер) тремя пишущими пальчиками, следила за осанкой во время самостоятельной деятельности.

           В конце года у ребенка была положительная динамика по всем проблемным направлениям. Он стал более раскрепощен, с удовольствием играл с другими детьми в различные игры. Речь ребенка стала более яро выражена. У девочки появились подружки, с которыми она с удовольствием играла в сюжетно- ролевые игры. Появился интерес к рисованию красками, карандашами. Ребенок начал проявлять интерес к лепке.

         «Птичка»- девочка очень активная, любознательная. Проблема ребенка -это прежде всего ее активность. Двигательная активность (бег) воспринималась ею как забава- толкать детей в спинку и наблюдать, что будет дальше; прыжки; ходьба по ограниченной поверхности. На занятии наоборот – предпочитала отмалчиваться и не проявляла активности. Хотя, девочка умная, ребенок с года посещает студию развития «Карапуз». Исходя из этого, был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с опережение в развитии.  Двигательная активность (ОО «Физическая культура») - использовала игры малой подвижности, подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Перепрыгни через ручеек» (упражнять в прыжках, а двух ногах, «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях, «Кто тише», «Поезд» (игры малой подвижности, «Солнышко и дождик» (развитие ориентировки в пространстве, «По узенькой дорожке» (ходьба по ограниченной поверхности, «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца» (игры с мячом). В образовательной области «Коммуникация», для развития звуковой культуры речи использовала игры: дидактические игры - «Кто в домике живет?», «Чей голос?», «Потерялись»; артикуляционную гимнастику - «Язычок», «Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка-трубочка», «Лошадка»; пальчиковые игры: «Зонт», «Дружная семья», «Кошка», «Сидит белка на тележке»; дыхательную гимнастику: «Как пищат мыши», «Мышка и Мишка», «Шарик лопнул».

         Для формирования связной речи проводила беседы: «Что ты видела, когда шла в детский сад», «Расскажи, о своей игрушке»; рассматривание сюжетных картин: «Кукла Катя делает зарядку», «День рождение Куклы Кати»; дидактические игры: «Кто пришел? Кто ушел?», «Угадай, кто позвал? », «Чудесный мешочек», «Провокация». Для активизации мыслительного процесса использовала вопрос «Для чего это нужно». Для развития и стимуляции творческих замыслов ребенка проводила игру - драматизацию «Сорока», «Теремок» (настольный театр) - ОО «Социализация».

           ОО «Познание». Продолжала формировать у ребенка понятие о названии и применении строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, при строительстве использовать все имеющиеся детали. Учила выстраивать дорожки, преобразуя их в длину, используя кирпичики и пластины; соединять их длинными и узкими гранями.  Познакомила ребенка с таким сенсорными эталонами: величина, вкус: «Высокий- низкий», «Узнай по вкусу». При формировании целостной картины мира формировала понятие о профессии, обогащала знания о живой природе (где живет? чем питается).

            В конце года ребенок значительно отличался от своих сверстников. В физическом развитии ребенок отлично справлялся с ходьбой по ограниченной поверхности, прыжках на двух ногах с продвижением, беге в разных направлениях (бег друг за другом). В речевом развитии: она составляла небольшие рассказики из 2-3 предложений (с небольшой помощью воспитателя) .

         Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов развития ребенка способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника.  Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития....

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка «Выявленные трудности дошкольников» в

Индивидуальный образовательный маршрут развития "Выявленные трудности дошкольников"...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка...

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования по физическому развитию

Данный материал содержит план работы с ребенком, который поможет сформирование у ребенка интерес к физической культуре, развить  основные физические качества....