Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Матвеева Галина Викторовна

Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн).

 Одна из годовых задач работы МБДОУ№18:  "Развитие мыслительных операций дошкольников посредством реализации системно-деятельностного подходв к воспитательно-образоваттельному процессу". В рамках реализации годовой задачи я , как старший воспитатель провела ряд мероприятий. Предлагаю Вам консультацию  и семанар -практикум  для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta.docx30.19 КБ
Microsoft Office document icon sist-deyat_podhod.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «В гостях у вилки»

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.

Сроки проведения: с 11 по 15 ноября.

Итоговое событие: презентация правил по сервировке стола.  

 Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе.

Цель детей: вернуть вилку (узнать как можно больше интересного о вилке).

Задачи проекта (лист 1)

Направления

Задачи

развития

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Физиче-

Развивать ловкость, ко-

Приучать к выпол-

ское

ординацию движений в подвижных играх

нению действий по сигналу

Социаль-

Воспитывать

Совершенствовать

Развивать творческое

но-коммуника-

тивное

самостоятельность и инициативность в орга- низации игр

навыки аккуратного приема пищи, умения правильно пользоваться

столовыми приборами.

Формировать игровые навыки для развития сюжетов игр:

«Семья», «Магазин посуды»

мышление и воображение через игры по системе ТРИЗ

«Теремок» (прием прямой аналогии), «А что было бы, если...» (прием фантастической гипотезы), «Представьте, что вы...» (прием эмпатии))

Познава- тельное

Воспитывать бережное отношение к используемым предметам

Формировать познавательный интерес

с помощью экспериментальной деятель-

ности

Расширять представления о многообразии вилок и их назначении.

Знакомить с правилами сервировки стола.

Развивать умение сравнивать предметы по величине

Художе-

ственно- эстетическое

Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное

отношение к созданным

сверстниками рисунками

Развивать творческие способности (оригинальность, необычность создаваемого изображения) в изобразительной деятельности через использование приемов ТРИЗ и РТВ

Формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции

Речевое

Воспитывать интерес к книгам

Развивать связную

(монологическую) речь через использование приемов ТРИЗ (эмпатию, фантастическую гипотезу)

Упражнять описывать

предмет на основе наглядного моделирования.

Обогащать и активизировать словарь детей на основе углу- бления знаний о столовых приборах

План изменения образовательной среды (лист 2)

Центр развития

Предметы деятельности

Готовят педагоги

Готовят дети или родители

Художественно-речевая деятельность

Иллюстрированные издания произведений К. Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр» (чтение произведений, рассматривание иллюстраций)

Детское сочинительство — сказки о столовых приборах с иллюстрациями (презентация ребенком сказки; составление сборника «С кем дружит вилка»)

Изобразительная деятельность

Пластмассовые вилки (использование нетрадиционного приема — отпечатки)

Шпажки, китайские палочки, вилки (для лимона, сельди, устриц, шпрот) — оформление выставки «Чудо-вилки»

Сюжетно-ро-левые игры

Иллюстрированные правила по сервировке стола (активизирующее общение). Иллюстрации с изображением различных вилок (рассматривание иллюстраций, обсуждение)

Детские наборы столовых приборов (подарки детям). Наборы кукольной посуды, корзиночки для столовых приборов, салфетки (атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Магазин посуды»)

Музыкальная деятельность

Плечики для одежды

Металлические вилки

Изобретение шумового инструмента «Вилкозвона» (ТРИЗ)

Игротека

Схемы с изображением столовых приборов и палочки Кюизенера (дидактическая игра «Собери вилку»)

Планирование образовательной деятельности (лист 3)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность

1

2

Пятница

Утро:

— в группе на месте столовых приборов исчезли вилки (поиск ответа на проблемную ситуацию);

— рассказывание сказки В. Слепкова «История од ной вилки»;

— активизирующее общение «Как появилась вилка?».

Прогулка:

— дидактические игры «Чудесный мешочек», «Маша-растеряша» (о замене функции потерянного предмета), «Цепочка слов», «Хорошо — плохо», «Теремок» (прием прямой аналогии).

Вечер:

— рассматривание иллюстраций в книгах о посуде, столовых приборах;

— дидактическая игра «Представьте, что вы вилка. Что вы чувствуете...» (прием эмпатии);

— беседа о столовых приборах, которые могут стать опасными при условии нарушения правил обращения с ними;

— сюжетно-ролевая игра «Ужин дома»

Речевая:

 — составление описательного рассказа по теме «Моя вилка» на

основе наглядного моделирования;

— чтение стихотворений, загадок о столовых приборах;

— рассматривание иллюстраций с вилками;

— составление описательного рассказа в определенной последовательности;

— игра «А что было бы, если бы вилка сама могла выбирать себе хозяина, кого бы она выбрала?» (прием фан- тастической гипотезы)

Понедельник

Утро:

Познавательно-исследовательская:

— отгадывание загадок и чтение стихотворений о

столовых приборах;

— экспериментирование «Исследование свойств металла»;

— дежурство по столовой «Учимся правильно сервировать стол».

Прогулка:

— игровое упражнение по развитию мелкой моторики рук «Составь вилку» из природного материала.

Вечер:

— сюжетно-ролевая игра «Открытие магазина посуды»;

— организация хозяйственно-бытового труда «Помоем кукольную посуду»

— экспериментирование «Чем удобнее есть?» (китайскими палочками, шпажкой, вилкой);

— рассматривание выставки вилок;

— обсуждение (удобства данных предметов по назначению);

— непосредственное апробирование шпажек, китайских палочек, вилок;

— выводы, умозаключения (удобнее есть  вилкой)

Вторник

Утро:

— игровые упражнения «Я считаю до пяти», «Найди отличия»;

— доступная для рассматривания выставка вилок;

— для игры с палочками Кюизенера предложены схемы с изображением столовых приборов. Прогулка:

физкультминутка «Вилка — это вилка...»;

«час» двигательного творчества (эстафеты «Чья
команда быстрее и правильнее сервирует стол»,
«Кто быстрее нарисует вилкой дорогу к домику»).
Вечер:

сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды: распродажа столовых приборов» (возвращение вилок в группу);

— презентация правил по сервировке стола;

— изодеятельность «Ковер в детской комнате» (отпечатки)

Изобразительная:

— «Дорисуй след от вилки...»;

— беседа «Кто оставил след?»;

— опытная проверка (направление следа);

— дорисовывание;

— обсуждение полученных   рисунков, на что похожи?

    Проектный метод все шире используют педагоги ДОО.  Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и  способы достижения цели, использование разных видов детской
деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Метод проекта обучает педагогов целеполаганию, планированию воспитательно- образовательной работы системно, логично, комплексно.

Возможности использования проектной деятельности при организации жизнедеятельности детей достаточно широки. Метод проектов  всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы. Исходя из особенностей дошкольного возраста (наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление), результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Поэтому и темы проектов должны быть  близки, понятны детям. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Этап проектов достаточно подробно описаны в литературе. Многие педагоги и целые педагогические коллективы используют эту технологи в работе и охотно делятся своим опытом. Но «белые пятна» остаются: и хотелось бы привлечь к ним внимание педагогов.

Существует много определений проекта. Но если мы говорим проекте для детей дошкольного возраста, то наиболее содержательным  кажется определение, данное в книге «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения» (Авт.-сост. Л.С. Киселева др.). «Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная  для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения  ребенком окружающей среды».

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определяем тему проекта

Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют календарный праздник, называя его событием.

Но событие не единственный источник темы. В качестве других  темообразующих  факторов могут выступать заинтересованность детей объектом или явлением (динозавры, игрушки, герои мультсериалов и т.п.); вопросы детей (Почему..? Кто самый..? Как сделать..?); традиции детского сада или социального окружения (день радости, неделя спортивных игр, театральный фестиваль, клумба  выпускников, день города и т.п.); изменения в природе или ближайшем окружении (листопад, прилет птиц, открытие фонтана и т.п.).

Предварительно определившись с темой, важно представить её детям, а еще лучше сформулировать вместе в эмоционально-образной форме. Деятельность будет продуктивнее, если в теме уже определен ее характер («Листья кленовые, листья дубовые! Делать картины из вас будем новые», «Птиц изучаем — зимой выжить помогаем», «Баранки выпекаем — маму угощаем», «Всех в кафе мы приглашаем, от души всех угощаем», «Если мы в поход пойдем — много нового найдем», «У меня семья большая. Я о ней так много знаю» и т.п.).

При формулировке темы и определении сроков важно учитывать н возрастные особенности детей разных возрастных групп детского сада. Так если для воспитанников 6—7 лет актуальна тема «Мы уже не малыши, скоро в школу поспешим», то для малышей 3—4 лет — «Погремушки оставляем, в игры новые играем».

При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации. Если мы (дети и взрослые), например, хотели научиться печь баранки, то результат: научились, а форма презентации — чаепитие с родителями, презентация книги рецептов и т.п.

С чего начать?

Важно, как начать проект, как заинтересовать детей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый? Что лежит в основе мотивации? Частично ответ на этот вопрос мы нашли в исследованиях С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой и рекомендациях к программе «Радуга». Авторы выделяют три типа мотивации:

  • исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам реальным и вымышленным. Это игровая мотивация;
  • мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, сортировать пособия в разные «домики»,  убираться в группе);
  • мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребенку — поделка для игры, атрибут к костюму, доска для игры в шашки, подарок для мамы).

Таким образом, возвращаясь к теме проекта, в самом его начале должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.

  Главное, в самом начале проекта должно произойти что-то, побуждающее детей к дальнейшей деятельности (искать, выяснять, пробовать, спрашивать, проверять, выбирать). Принимают участие в создании такой ситуации все участники воспитательно-образовательного процесса. Конечно, воспитателю проще и привычнее делать всё самому, но интереснее (в первую очередь для детей) и продуктивнее (для всех субъектов образовательного процесса), если в процесс вовлекаются разные участники. Тем самым мы решаем проблему

отчужденности и изолированности дошкольного воспитания и создаем условия для позитивной социализации воспитанников, роста родительской компетентности, что в конечном итоге свидетельствует о профессионализме педагога.

Планируем вместе

На следующем этапе дети вместе с воспитателем (при посильном участии членов семьи) составляют план действий:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, родителям, старшему брату);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы (принадлежности, оборудование) использовать;
  • что нужно сделать в первую очередь;

—        с какими предметами научиться работать для достижения цели.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для планирования
 работы по теме проекта можно использовать вопросы, предложенные авторами программы «Сообщество»: «Что мы об этом знаем?», «Что хотим узнать?», «Как будем узнавать?» (или «Что нужно сделать, чтобы узнать?»).

 На этом этапе в соответствии особенностями детей каждой возрастной группы планируются образовательные задачи, которые можно решить в рамках сформулированной темы. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, родителей воспитанников и при необходимости социальных партнеров.

Реализация задуманного

В рамках каждого проекта решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной их деятельности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности (особенно игра) связаны с темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создают условия, в которых дети могут применить свои знания в деятельности.

Содержание организованной деятельности находит отражение и продолжение в оформлении группы и центрах развития. Этому способствует и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с темой и при активном участии детей и родителей.

Необходимо помнить, что проектная деятельность характеризуется наличием партнерских позиции и формы организации, изменением образовательной среды (при активном и деятельном участии детей и членов семей).

Кроме того, необходимо помнить, что знания приобретаются через глаза, уши, а главное — через руки и деятельность (науки потому и называются естественными, что в их основе лежат эксперимент, опыт, деятельность). Поэтому при планировании продуктивной деятельности необходимо продумывать варианты дальнейшего использования полученных «продуктов». Где могут пригодиться раскрашенные кленовые листья? Да ведь с ними можно танцевать рассыпать по ковру, и собирать, считать, сделать красочную гирлянду для украшения музыкального зала к празднику!

Реализуя вместе с детьми намеченный план деятельности, важно  максимально использовать разные органы чувств, т.е. продумать, какие игры, упражнения, задания, вопросы можно использовать по ходу  проекта. Например, тема проекта «Осень милую встречаю, урожай я собираю»: «Угадай на вкус» (овощи и фрукты или по-разному приготовленный овощ (сырой, вареный, тушеный, соленый, квашеный). «Узнай по описанию (на ощупь, по запаху)»; отгадывание или придумывание загадок, в основе которых лежат описания с опорой на различные анализаторы и т.п.

Не менее важно опираться на личный опыт ребенка и возможности ближайшего окружения: «Найти осень по дороге в детский сад» (продают овощи с машин; убирают листву, люди в куртках: идет дождь» и т.п.); «Где дома можно увидеть "следы" осени» (мне купили новые резиновые сапоги; мы с мамой убрали летнюю обувь, достали осеннюю; бабушка вернулась с дачи; дома пахнет яблоками; мама готовит кабачки на ужин; папа принес банки из гаража и т.п.). Благодаря такому подходу ребенок не просто воспринимает готовую информацию, чего явно недостаточно для его развития (несмотря на разнообразие форм — речь взрослых, картинки, песни, стихи), а учится сам наблюдать, сравнивать, искать, опираясь в первую очередь на «инструменты», которыми он обладает с рождения, но, к сожалению, не всегда умеет использовать в полном объеме (слух, обоняние, зрение и др.).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников»

 Семинар-практикум

Проектная деятельность

(на примере  средней группы)

Составила:

 Старший воспитатель

Матвеева Г.В.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».

Консультация для педагогов

«Системно-деятельностный подход

 в образовательной деятельности с дошкольниками».

Составила:

 Старший воспитатель

Матвеева Г.В.

                                                                                     

         

Кемерово, 2016г

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

        Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
       Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

       Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.        

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. 

Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем.       Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. 

Что значит "деятельность"? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. 

       Понятие системно-деятельностного подхода в обучении  не является новым, еще  Д.Б.Эльконин  говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно  осуществляться  через « ворота детской игры».

Посредником между деятельностью и субъектом  деятельности (ребенком) призвана стать  личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов,  педагогических технологий,  активизирующих  активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка  в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

  • Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.[1] 
  • Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
  • Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели[2] 

Деятельностный подход - это:

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

  • Предполагает  открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:

  • Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;

  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку сформировать у себя  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Принципы деятельностного подхода:

  • принцип субъектности воспитания:

Воспитанник  - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.  

К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».  Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности.

Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.

  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

  • принцип учета сензитивных периодов развития:

 Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

  • принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:

Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:

« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:

Согласно  теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца),  основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:

Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.

  • принцип обязательной  результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой  мотивированности любых видов деятельности;

  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

 Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта  собственных переживаний.

  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

  • принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии  ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

      Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

      Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)

Структура образовательной деятельности  на основании деятельностного подхода

  • Создание проблемной ситуации
  • Целевая установка
  • Мотивирование к деятельности
  • Проектирование решений проблемной ситуации
  • Выполнение действий (заданий)
  • Анализ результатов деятельности
  • Подведение итогов

Этапы деятельности

Содержание

1. Создание проблемной ситуации

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)

3. Приходит кто-то в гости или игрушка

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»)

10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода

Традиционный процесс обучения

Образовательная деятельность при деятельностном подходе

Задействованная сторона мышления

Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

Творческая сторона мышления (продуктивная)

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

Деятельность ребенка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий

Методологические подходы к организации занятий с детьми: 

- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

- Обязательны смена мизансцен и движение;

- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: 

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей

Формы самореализации дошкольников:

Выставки (тематические и авторские);

Персональные выставки детских работ;

Презентации;  

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

Коллекции.

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.


[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

[2] Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками

Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...

«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....

Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...

Консультация для воспитателей Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Консультация для воспитателей Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками....