Консультация для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада»
консультация на тему

Размолодина Марина Сергеевна

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два вос­питательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vzaimodeystvie_semi_i_det._sada.doc89.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимодействие семьи и детского сада»

 Составитель: воспитатель МДОУ «Детский сад №91» Размолодина М.С.

В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания.

Семья — один из древнейших "институтов", который пережил целые эпохи. Его долговечность объясняется тем, что он позволяет человеку во все времена более устойчиво держаться в обществе.

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. В эмоционально насыщенной атмосфере кровнородственных отношений, аналогов которой нет в со циуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувствен ного и социально-нравственного опыта дошкольника. Се мья — это среда, в которой удовлетворяется фундаменталь ная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В се мье дети с первых дней жизни получают ценный опыт проще ния/уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувству ют внимание, восхищение и преданность со стороны значи мых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл» (3. Матейчек).

По признанию ученых, семья — величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохране нии, укреплении заинтересованы общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Первые детские сады в России появились в сере дине XIX в. Они были организованы союзами семей, объединяющимися для общего дела — воспитания детей.

Исторический экскурс в систему становления и развития дошкольного образования позволяет выделить те основные позиции, которые необходимо учитывать и в совре менном обществе. Вот некоторые из них:

  • Изначально детский сад задумывался как учреждение семейного типа, помогающее семье воспитывать ребенка.
  • Первые детские сады организовывались в России союзами семей.
  • Идеи семейного воспитания маленьких детей отстаивали мно гие русские педагоги.
  • Общество утвердилось в позиции, что полностью заменить семейное воспитание общественным нельзя, но помочь семье возможно и необходимо. Для этого должна развиваться раз нообразная сеть дошкольных образовательных учреждений.
  • Исторический опыт каждого домашнего, семейного детского сада уникален и окрашен личностью тех людей, которые благо даря своему энтузиазму и активности находили решение всех экономических и педагогических проблем этого нового для российского общества дела.

В наше время общественное дошкольное образование рассматривается как инструмент помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

С приходом в дошкольное учреждение ребенок сталкива ется с новым социальным опытом, получая статус равноправ ного члена группы сверстников. И уже не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими деть ми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начи нают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случае семья ос тается для него первой опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам. На основе родственных отношений с близкими людьми ребе нок начинает осваивать правила общественной жизни, всту пать во взаимоотношения с расширенным социумом, впер вые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семей ной группе, ее историческим корням, традициям и обычаям. Ведь у маленьких детей сильна тенденция переносить семей ные образцы взаимоотношений на общение вне семьи. Од нако этот ценный опыт социализации протекает в семье чаще стихийно и сумбурно, практически не подвергаясь анализу со стороны родителей.

Дошкольное учреждение располагает профессиональны ми знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое духовное начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценно стям.

Всем сотрудникам дошкольных учреждений хорошо изве стно, что семья и детский сад составляют для ребенка на оп ределенном этапе основную воспитательно-образователь ную микросреду.

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два вос питательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кри зиса. Условия нестабильности общества и социальной напря женности, экономическое давление на семью расшатывают ее, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.

Процессы разрушения традиционной структуры семьи приводят к увеличению количества материнских, неполных, альтернативных, маргинальных и даже криминогенных семей. По прогнозам специалистов, через 10—12 лет только коли чество неполных семей увеличится в России до 40% от об щего числа. Проведенные исследования неполной семьи по казали наличие в ней определенных воспитательных ресур сов при условии, что мать сможет на них опереться, а отец будет принимать участие в жизни ребенка. 

Таким образом, социальный опыт, обретаемый дошколь ником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок — объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополне нии детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, недостатки и преимущества, могут компенсировать или смяг чать несовершенство друг друга.

Подводя черту под сказанным, заключим, что каждый ин ститут воспитания — семья и детский сад — обладает своим особым содержанием, которого нет у другого. У каждого есть свои изъяны и преимущества. Каждый из них дает ребенку свой уникальный опыт социальных переживаний, связей и от ношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей.»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формирова...

Консультация для родителей "Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений"

ТРУД всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми данными...

Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений»

    ТРУД всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми д...

Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений»

Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений»...

2021 год, Экспресс-опрос для педагогов "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"

2021 год, Экспресс-опрос для педагогов "Взаимодействие семьи  и детского сада в современных условиях"...