«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»
методическая разработка на тему

     В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodoohrannye_aktsii.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»

1.Введение

     Стремительно меняется мир вокруг нас. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

     Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.(1)

     Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.(2)

     В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.(2)

    Основными задачами экологического воспитания являются:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.(1)

2. Теоретическая часть

     В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. В процессе подготовки и проведения акций  дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.

     Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

      Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

- акции - это «игра-всерьёз». Результаты акции значимы для детей и взрослых;

-обязательные составляющие акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

     Педагогический смысл акций заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на  личность ребенка в целом.(2)

План-конспект сценария экологической акции (на конкурс агитбригад) с использованием информационных технологий в подготовительной группе.

                                Тема: «Человек - природе друг».

Цель:

формирование экологического сознания детей дошкольного возраста, посредством агитационной работы.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

-формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, причинах и следствиях взаимодействия человека с природой;

-формирование первичных представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

-привлечение внимания воспитанников старшего дошкольного возраста к проблемам охраны окружающей среды;

-популяризация бережного отношения к природе среди детей дошкольного возраста, вовлечение в активную природоохранную деятельность;

ОО «Речевое развитие»:

привлечение детей к участию в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственной позиции;

использования элементарных форм речи: рассуждения, доказательства в стихотворной форме;

-   использование форм объяснительной речи (уметь объяснять сверстникам и

     младшим детям правила поведения в общественных местах и на природе);

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

  мира природы;

Материалы и оборудование:

Эмблема «Натуралисты из «Весточки».

Интерактивная доска.

Медиапроектор.

Костюмы для «туристов» и «активистов», галстуки.

Ноутбук.

Имитированное дерево.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Природа- это дом, в котором мы живём

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки!

Но не все люди берегут нашу землю.

Посмотрите, как ведут себя в лесу некоторые туристы.

Мини-сценка «Туристы»

(группа детей входят в зал под звуки природы (пение птиц, шум ветра и т.д.), останавливаются и имитируют привал, читая стихи)

1й турист:              Сегодня мы пришли гулять.

                                Благо лес - рукой подать!

                                Закупили всё подряд:

                                Пищу, спички, лимонад

                               

2й турист:              Свежий ветер возбудит

                               Наш здоровый аппетит!

                               А пакеты, банки-склянки-

                               Лес большой - он всё вместит!

                               Лес, он чей?  -Ничей!

3й турист :             Расположимся скорей!

                               Тут уж нам не помешают.

                               Жги и лей, руби и бей!

                               Урны нет- неси в кусты!

                               Мы с природою на «ты»?!

4й турист:             Банки в землю закопаем,

                               Мусор птицам разбросаем,

                               В речку скинем все бутылки.

                               В море пусть плывут посылки!

 5й турист:            Мы- цари!  Молчи, природа!

                               Всё здесь наше- лес и воды!

Выходят активисты под музыку (заставка к передаче «В мире животных»)

1й активист:           Постойте, так вести себя нельзя!

                     

5й турист:               А вы кто такие, ребята?

                     

Представление команды:

Активисты (хором) :

                               Мы- «Натуралисты из «Весточки».

                               Наш девиз: «Знает каждый, ты и я-

                                природу обижать  нельзя!!!»

1й активист:

                               Мы хотим, чтоб птицы пели, 
                              Чтоб вокруг леса шумели, 
                              Чтобы были голубыми небеса. 
                              Чтобы речка серебрилась, 
                              Чтобы бабочка резвилась,
                              И была на ягодах роса. 

2й активист:

                               Мы хотим, чтоб солнце грело, 
                              И берёзка зеленела, 
                              И под ёлкой жил смешной колючий ёж. 
                              Чтобы белочка скакала, 
                              Чтобы радуга сверкала, 
                              Чтобы лил веселый летний дождь. 

3й активист:

                               Дерево, трава, цветок и птица,
                              Не всегда умеют защититься. 
                              Если будут уничтожены они, 
                              На планете мы останемся одни.

4й активист:

                               Не обижай ни птахи, ни сверчка, 
                              Не покупай для бабочки сачка! 
                              Люби цветы, леса, простор полей. 
                              Все, что зовется Родиной твоей!

Дети переходят к экрану.

5й активист:            Посмотрите, какие правила мы выполняем:

(просмотр слайдов)

                             

1й слайд:

1й активист:            Не разжигай в лесу костра –

                                 На этом месте долго не растет трава.

2й слайд:

2й активист:            Разорить муравейник не труд,

                                 Но вредители лес сожрут!

                                 Запомни и млад и стар-

                                 Муравей – лесной санитар.

                                 Будь бережлив и зорок,

                                 Мал муравей да дорог!

3й слайд:

3й активист:           Не разоряйте птичьего гнезда,

                                Так счастлива в своём жилище птица.

                                Она в гнезде спокойная тогда,

                                Когда над рощей буря злится.

                                Не разоряйте птичьего гнезда!

4й слайд

4й активист:           Никогда не забывай мусор с травки убирать.

                                Зря цветы не надо рвать.

                                Бабочки пускай летают- ну кому они мешают?

                                Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

5й слайд

5й активист:

                                Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

                                Бегай прыгай и играй, только чур не забывай,

                                Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                                Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

1й активист:           Присоединяйтесь к нам, друзья!

                                Должна быть чистою земля!

2й турист:              Давайте будем беречь планету,

                                Другой такой на свете нету!

Ведущий:  

-Давайте, ребята, примем туристов в наши ряды и повяжем им такие же галстуки как у нас.

Вручение туристам  галстуков.

Ведущий:

-Предлагаем создать своё экологическое памятное дерево. Вешая листочек на веточку, мы произнесём слова клятвы:

-клянусь не разорять птичьего гнезда,

-клянусь не сорить в лесу,

-клянусь не ломать ветки,

-клянусь не рвать цветы,

-клянусь не ловить бабочек, жучков и т.д.

Ведущий: Самое время, ребята, узнать, что вы знаете о природе.

Поиграем в игру  «Засели полянку» на интерактивной доске. Я буду загадывать загадки, а вы отгадки-картинки перемещаете на «полянку».

(Загадки о насекомых, птицах, растениях).

Ведущий:

- А теперь споём вместе песню. Подпевайте нам, ребята.

(На мотив песни из м/ф «Бременские музыканты»)

Ничего на свете лучше нету,

Чем спасти от гибели планету,

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой разделим.

Береги ты все живое рядом.

И на всё смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете.

Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы,

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.

Ведущий: До свидания, ребята.  Мы еще не раз с вами встретимся на лесных дорожках.

Заключение

     Итак, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности.

     Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

     Различные экологические акции и проекты могут и помогают сформировать у детей экологическую культуру, развивают экологическое сознание, мышление, экологической, способствуют формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.(3)

Список литературы:

  1. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2000.

 

  1. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа./ Рыжова Н.А.  М.: Карапуз, 2005.

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников./ Николаева С.Н. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

«Природоохранные акции-как форма экологического воспитания детей.»

«Природоохранные акции-как форма экологического воспитания детей.» ...

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...

Инновационный опыт по теме: «Природоохранные акции в формировании экологического сознания дошкольников»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем...

Выступление (из опыта работы) на тему «Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – экологического воспитания дошкольников....

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную ...