Индивидуальный подход в обучении
методическая разработка по теме

Севостьянова Вероника Юрьевна

Индивидуальное обучение музыке. Эффективность индивидуального музыкального развития.Знание механизмов личностного развития, особенностей имеющегося психоэмоционального опыта ребенка и типологические особенности темперамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod_k_obucheniyu.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Индивидуальное обучение музыке – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественно творчества, миром прекрасного. Эффективность индивидуального музыкального развития учащихся в основном зависит от правильного руководства обучением, а также от взаимосвязи его с индивидуальными особенностями личности. В построении индивидуализированных программ музыкального развития требуется знание механизмов личностного развития, особенностей имеющегося психоэмоционального опыта ребенка и типологические особенности темперамента.

Общие сенсомоторные особенности организма человека во многом предопределяют его успешность в той или иной специальной (в том числе и музыкальной) деятельности. И наоборот, тот или иной специальный вид деятельности способен активно влиять на развитие сенсомоторных способностей человеческого организма в целом, его типологических свойств темперамента.

Кроме моторной реактивности принято рассматривать и эмоционально-познавательный потенциал активности нервной системы, который проявляется в аудиально-интонационном восприятии и осмыслении содержания (основной идеи и средств выразительности) музыки.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………....1

1. Типы темпераментов у  ребёнка…………………………………………….3

2.  Основные методы работы с учащимимся………………………………….5

3. Что должен учитывать педагог при выборе репертуара для учащегося….7

 

4. Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа  в течение учебного года на академических концертах………………8

5. Список литературы………………………………………………………….11

Типы темпераментов у  ребёнка

Рассмотрим традиционные типы темпераментов.

Тип темперамента – сангвиник.

Основные свойства нервной системы:

  • сильный — способен к длительным моторным нагрузкам,
  • уравновешенный — процессы возбуждения и торможения сбалансированы, т. е. организм имеет врожденный потенциал управления своими реакциями в зависимости от заданных стимулов,
  • подвижный — легко переключается с одного вида двигательной реактивности на другой.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: склонность к метрической и темповой стабильности, сохранению длительной активности, проявлению легкой адаптивности лишь к сильным воздействиям новых условий деятельности. Энергетическая активность нервных процессов обусловливает: 1)тенденции устойчиво-метрического чувствования временных впечатлений и 2)врожденный потенциал как возможность преодолевать возникающие помехи или сдерживать (тормозить) импульсивные потребности организма (потенциал эмоционально-волевой регуляции). Трудно реагирует на тонкие, слабые, оттеночные воздействия. Испытывает затруднения при нюансировке, детализации эмоциональных реакций — утонченных отклонениях от основных метроритмических параметров движения.

Для сангвиника доминирующими методами развития музыкальных способностей являются: метод интеллектуального воздействия, метод показа, метод сравнительной характеристики, метод художественного сравнения.

Тип темперамента – холерик.

Основные свойства нервной системы:

  • сильный — способен к умеренным моторным нагрузкам,
  • неуравновешенный — процессы возбуждения доминируют над процессами торможения, т.е. не способен самостоятельно управлять моторными реакциями без посторонней помощи или без длительного тренинга регулятивных навыков,
  • подвижный — легко переключается с одного вида моторной реактивности на другой, т. е. легко отвлекается и вовлекается.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность, проявляет мобильность в переключении метроритмических моторных реакций; легкая отвлекаемость на любые воздействия извне обусловливает аметричность, угловато-резкие моторные реакции, трудность в сохранении темповой стабильности своих движений, в концентрации своей энергии и упорядоченности действий, темпометрической организации временных соотношений. Склонен интуитивно (на слух) реагировать на сенсомоторные воздействия и ритмическую детализацию (мелизматику) действий. Легкая возбудимость нервных клеток порождает психо-эмоциональную гиперактивность, но “поверхностную”, неглубокую чувствительность.

Для холерика доминирующими методами развития являются: метод эмоционально – волевого воздействия, метод целостного анализа музыкального произведения, метод обобщения.

Тип темперамента – флегматик.

Основные свойства нервной системы:

  • сильный – способен к продолжительным моторным нагрузкам,
  • стабильный – процессы торможения доминируют над процессами возбуждения, это позволяет управлять своими реакциями в стабильных условиях деятельности,
  • инертный – склонен действовать в привычном темпо – ритмическом режиме; медленно реагирует на новые требования моторной организации действий.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность и упорядоченность движений в стабильных условиях темпо – метрической деятельности. Энергетическая активность нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью), отсюда склонность к устойчиво – замедленному темпо – ритмическому и эмоциональному самовыражению. Трудно адаптируется в новых условиях деятельности, к новым требованиям моторной регуляции; слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций и ритмической детализации временных соотношений.

Для флегматика доминирующими педагогическими методами развития являются – метод эмоционально – волевого воздействия, метод подражания, метод словесной интерпретации музыкального образа.

Тип темперамента – меланхолик.

Основные свойства нервной системы:

  • слабый – высокая чувствительность к даже слабым стимулам, легкая и быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних условий деятельности. Быстрая энергетическая истощаемость и непродолжительная (циклическая) работоспособность.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: чуткая утонченно – ситуативная моторная реактивность, склонность реагировать даже на мелкие детали ритмической мелизматики, легкая и быстрая моторная и эмоциональная адаптация. Склонность к плавным, округло – мягким и осторожным движениям. Высокая степень чувствительности, восприимчивости, эмоциональной реактивности. Быстрая утомляемость и невозможность двигательно-стабильной мышечной активности при длительных моторных нагрузках, склонность к частому отдыху, -восстановлению сил, энергии. Быстрая истощаемость энергии сочетается с высокой “требовательностью” к нюансам, оттенкам новых впечатлений, что обусловливает потенциал глубокой и тонкой чувствительности, эмоциональной реактивности психики; доминирующая направленность переживаний — негативно-ситуативная.

Для меланхолика доминирующими методами развития являются: метод интеллектуального воздействия, метод “поэтапного” изучения материала, метод дифференцированного анализа музыкального произведения.

Основные методы работы с учащимимся

Рассмотрим основные методы работы, которыми оперирует балалаечная педагогика.

Метод подражания обращается к пассивным способностям ученика: “на слух” и “с рук” педагога учащийся перенимает то, что тот играет и показывает. Этот метод в большей степени применим в работе с начинающими обучаться детьми. Метод подражания может быть использован тогда, когда учащиеся вводятся в новые для них области исполнения и когда нельзя удовольствоваться словесными объяснениями. Если учащийся восприимчив и научился понимать и подмечать требования учителя, путь этот может оказаться очень экономным и давать хорошие результаты. Но не все учащиеся в равной степени восприимчивы. К тому же — и это важно подчеркнуть — ученики большей частью перенимают не сущность, а внешнюю сторону показываемого. При показе игровых движений не следует забывать, что некоторые элементы анатомо-физиологического аппарата могут быть у ученика и педагога различны. В этих случаях подражание может быть и неэффективным.

Метод эмоционально-волевого воздействия можно назвать методом дирижерским. Педагог стремится воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность, возбудить в нем то, что называют вдохновением. Он оперирует образами, сравнениями, ассоциациями; обращается к эмоциональным возбуждениям (путем пения и жестов) и, наконец, к иллюстрациям исполнения. Яркие музыкальные представления и повышенная творческая активность обостряют работу психомоторной сферы и помогают разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Так работают некоторые дирижеры; талантливые достигают поразительных результатов. Таков обычно и метод педагогической работы больших артистов. Они дают общую характеристику произведения, используют образные сравнения, своим исполнением пытаются заразить ученика. Многие из них считают лишним говорить об исполнительских процессах и о технике исполнения. Рубинштейну приписывают слова: “играйте хоть носом, но чтобы хорошо звучало”.

Такой метод предъявляет большие требования к инициативе ученика и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат и сознание.

Надо, впрочем, отметить, что воспитание под воздействием чужой воли может повлечь за собой развитие творческой пассивности и податливости психики чужому воздействию.

Интеллектуальный метод. Само название объясняет его содержание. Он обращен к сознанию ученика. Он основан на вере, что все, относящееся к исполнительской технике в широком смысле этого определения, опирается на ряд закономерностей; что закономерности эти могут быть проанализированы, сформулированы и преподаны (начиная от элементов и кончая широкими обобщениями). Конечным стремлением интеллектуального метода является научно обоснованная система “объективного обучения”. Такой метод требует от ученика максимальной сознательности, активности и вернее других приводит к самостоятельности.

Каждый из описанных методов имеет право на существование. Они должны взаимодействовать и использоваться в работе в зависимости от типа ученика, стадии его развития и задач обучения в данный момент. Мы должны развивать в ученике его сознание, воображение, вкус и технику движений. Тот путь, который пригоден с одним, оказывается непригодным с другим. Педагог должен быть чутким, гибким, владеющим педагогической техникой.

Сущность индивидуального подхода выражается в том, что задачи развития музыкальных способностей, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества ученика. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Индивидуальный подход требует от преподавателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

Для раскрытия возможностей ученика при обучении в фортепианном классе ДШИ программы и методы обучения должны быть ориентированы на конкретного учащегося с учетом его типа темперамента, мышления, психоэмоционального опыта.

Необходимо соблюдать ряд правил:

– признавать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим;

– не сравнивать ребенка с другими, хвалить за его успехи и достижения;

– изучать индивидуальные особенности детей (с этой целью педагогу необходимо вести индивидуальный план, в котором следует описывать особенности ученика, его развитие и делать краткие выводы результатов наблюдения);

– подбирать педагогический репертуар разный по сложности с учетом музыкальных способностей, технической базы учащегося, его психоэмоционального опыта;

– на занятиях включать разнообразные формы работы: подбор по слуху, чтение с листа, разбор нового материала, проверка домашней работы, проработка учебного материала на уроке;

– стремиться ощущать психологическую атмосферу на уроке;

– уметь наблюдать за детьми;

– воспринимать выражение глаз ребенка, его мимику и т.д.;

– обращать внимание на поведение и на настроение;

– быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение;

– учиться видеть себя со стороны глазами детей;

– быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;

– понимать и уважать ученика.

Занятия музыкальной деятельностью представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только музыкальных способностей, но и внимания, мышления, памяти, эмоциональности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для дальнейшего обучения ученика в школе и полноценного развития личности.

Что должен учитывать педагог при выборе репертуара для учащегося

Планируя учебную работу  по  обучению  игре  на  инструменте,  педагог должен  руководствоваться  принципом  постепенности   и последовательности обучения.  Недопустимо  включение  в   индивидуальный   план   произведений, превышающих   музыкально-исполнительские    (художественные,    технические) возможности учащегося и  не  соответствующие  его  возрастным  особенностям. Работа учащегося над такими произведениями  становится  сильнейшим  тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.  Однако, в некоторых случаях, когда  это  педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из  репертуара следующего года обучения. Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется  на  всех произведениях, которые проходит ученик;  развитию  техники  в  узком  смысле слова  способствует  работа  над  инструктивным  материалом  (этюды,  гаммы, упражнения).

Основным ведущим учебным материалом в классе  балалайки  должен быть  художественный  репертуар  –  народные  песни,  произведения   русских классиков, оригинальные произведения современных авторов.  

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к  нагромождению ольшого количества упражнений и  механическому  их  отыгрыванию.  Важна  не количественная их сторона, а качественная, с  постоянным  совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.  Постоянное внимание  должно  быть  уделено  свободной  и  естественной посадке за инструментом и освоению  целесообразных  движений,  обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами. Правильная аппликатура является одним из элементов игры на  балалайке. Аппликатура  должна  быть  логически  оправданной,  способствующей  возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в  позицию являются не только одним из элементов  техники  балалаечника,  но  и  важнымсредством выразительности.  Поэтому,  работая  над  интонационно точными  и свободными переходами, необходимо учитывать  в  каждом  отдельном  случае  в зависимости   от   характера   произведения,   их   музыкально-выразительное

значение.

      Работа над  выразительностью  исполнения,  качеством  звукоизвлечения,

интонацией, ритмом  и  динамикой,  как  важнейшими  средствами  музыкального выражения  должна  последовательно  проводиться  на  протяжении   всех   лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.

Список литературы:

  1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.э 2004.

2.  Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983

  1. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Таланты – XXI век,2004.
  2. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей редакцией А.Г.Каузовой, А. И. Николаевой. -М., 2001.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,2010г.

6. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е

      .М.,1991

7.  Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на

      домре.М.,1975

8.  Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975

9. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984

10. Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970

11.  Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962

 12.  Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах.

      М.,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального подхода к обучению в процессе внедрения ФГОС третьего поколения.

Возможности индивидуального маршрута обучения для сткдентов с развличным уровнем обучения...

«Индивидуальный подход в обучении детей, основанный на разных видах учебной деятельности».

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...

«Индивидуальный подход в обучении детей, основанный на разных видах темперамента».

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мн...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников

Индивидуальный подход в обучении дошкольников...