Поддержка образовательной инициативы семьи на основе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО.
статья на тему

Технология проектной деятельности особенно бесценна для развития совместной деятельности родителей, педагогов и детей. 

 Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой у детей развивают познавательные способности и творческое мышление, повышаются самооценка, дети учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Наша задача в проектной деятельности, как педагогов – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.  Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_obrazovatelnoy_initsiativy_semi.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Стажерская площадка для педагогического сообщества города

«Поддержка образовательной инициативы семьи

на основе реализации проектной деятельности»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Семья и детский сад– два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.                                                                          

В соответствии принципов дошкольного образования, заложенных во ФГОС ДО, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования, и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, является главным в работе педагога. Отсюда следует, что содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений становится основополагающим в организации работы с семьей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей на современном этапе имеет различные формы организации работы с семьей.

Исходя из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом определено: «создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и вовлечение семей воспитанников в непосредственно-образовательную деятельность через реализацию совместных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»

Технология проектной деятельности особенно бесценна для развития совместной деятельности родителей, педагогов и детей.  

 Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой у детей развивают познавательные способности и творческое мышление, повышаются самооценка, дети учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Наша задача в проектной деятельности, как педагогов – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.  Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Проектирование помогает детям  научиться работать в «команде»: от изучения реальной  обстановки  до реализации проекта,  овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной  на  творческое  развитие  субъектов образовательного процесса; освоить  алгоритм создания проекта, отталкиваясь  от потребностей  мира детства;  достигнуть  позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности;  объединить  усилия  педагогов, родителей, детей как активных участников образовательного процесса.

Два года назад, приняв детей во 2 младшую группу, мы пришла к выводу, что осуществлять взаимодействие с родителями нужно не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми, реализации образовательных проектов.

 На первом родительском собрании мы познакомили родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, мотивировали их на участие в проектной деятельности. Потребности и образовательные инициативы семьи были определены через анкетирование, опросы, интервью, родительскую почту, что позволило проанализировать и определить запросы родителей. 

  1. Большинство опрошенных родителей (75%) считают, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных
  2. 55% родителей отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения, поэтому считают необходимым развивать интерес к книге.
  3. 40% родителей считают, что необходимо сделать упор на интеллектуальное развитие детей.
  4. 35% родителей считают, что необходимо обратить особое внимание на привитие любви и бережного отношения к окружающей природе.
  5. 30% родителей считают, что детям необходимо прививать навыки безопасного поведения в окружающей среде.
  6. У 25 % родителей вызывает интерес тема космоса.

Полученные результаты запросов и родительских инициатив позволили определиться с тематикой образовательных проектов.

Третий год в группе реализуются долгосрочные проекты:

  1. «Юные краеведы», в который вошли краткосрочные проекты:
  • «Наша дружная семья»
  • «Мой дом, моя улица»
  • «Мой любимый детский сад»
  •  «Мой город, мой край»
  1.  «Мои любимые книги», в который вошли краткосрочные проекты:
  • «Мои любимые сказки»
  • «Путешествие по сказкам Чуковского»
  • «Наш любимый Маршак»
  • «Стихи Сергея Михалкова»
  • «Веселые рассказы Николая Носова»
  1. «Маленькие логики»

Реализованы или реализуются проекты средней продолжительности:

  • «Каждой пичужке наша кормушка»
  • «Необычный мяч – Су-джок»
  • «Огород на подоконнике»
  • «Бусоград»

А также краткосрочные проекты:

  •  «И помнит мир спасенный»
  • «Загадочный космос»
  • «Тропа здоровья»
  •  «Детям знать положено правила дорожные»
  • «Ёлочка новогодняя»
  • «История новогодней игрушки»

И сегодня мы хотим представить вашему вниманию опыт работы по поддержке образовательной инициативы семьи на основе реализации некоторых проектов.

С младшей группы в группе по инициативе родителей реализуется долгосрочный проект «Юные краеведы». Данный проект состоит из нескольких блоков. Во время работы по первому блоку «Моя семья», в котором активно участвовали 25% семей, родители совместно с детьми создали фотоальбомы о своей семье, в которых рассказывали о семейных традициях, любимом виде отдыха, о любимых играх детей. Результат работы был презентован всем родителям на педагогической гостиной. После презентации появился интерес у пассивной части родителей: задавали вопросы, предлагали свою помощь на участие в следующем проекте.

При реализации второго блока «Мой дом, моя улица» повысился процент участников с 25% до 45%. Семьями были созданы замечательные альбомы и коллажи. Дети и родители активно принимали в них участие – рассказывали в группе об улице, на которой они живут, в честь кого или чего они названы, какие здания, магазины можно посетить на этой улице. С большим интересом дети рассказывали о своем доме и дворе. Все альбомы украшали замечательные фотографии, сделанные родителями.

С интересом дети и родители участвовали в реализации третьего блока «Мой любимый детский сад». Родители с удовольствием приходили в группу, фотографировали своих детей в различные режимные моменты. В результате продуктом стали альбомы не только с фотографиями, но и стихами, загадками, комментариями.

Данные мини-проекты были самыми первыми для наших родителей и, конечно же, не все участвовали в них. Дети, чьи родители по каким-либо причинам, не смогли в них поучаствовать, очень обижались и стали подталкивать родителей к более активной деятельности. Родители, в свою очередь, увидев результаты участников мини-проектов, испытывали явное неудобство перед своими детьми. Следующим, выбранным по инициативе родителей, стал четвертый блок  «Мой город, мой край». В это же время в детском саду был объявлен конкурс «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда в части формируемой участниками образовательных отношений». На нас обрушился шквал предложений от родителей по его реализации. Наши родители приняли решение, что группа обязательно должна занять одно из призовых мест в данном конкурсе.

Уголок «Русской избы», созданный при огромной поддержке родителей, стал гордостью нашей группы! Усилиями родителей были изготовлены русские народные куклы: «Кукла-колокольчик», «Крупеничка», «Пеленашка», куклы – Кувадки. Были сшиты русские   народные костюмы на куклы, создана подборка книг, фотографий видеофильмов о Каменске. Родителями были собраны предметы русского народного быта: чугунок, ухват, веретено, деревянные ложки и тарелки, туеса из бересты, утюг, который нагревался углем, самовар. Бабушка Арины принесла сотканные половики и самотканый рушник, очень красивые салфетки,  бабушка Ксюши принесла самотканые постельные принадлежности. Семья Димы - свои семейные реликвии: самовар,  лапти и ножное веретено. Дидактический материал и многие другие экспонаты приобретены или сделаны совместными усилиями педагогов, детей и родителей. Результат данной работы - 2 место в конкурсе детского сада.

В созданной усилиями родителей «Русской избе» прошел ряд занятий по ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа. Все это способствует воспитанию нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю на основе изучения истории, культуры, климатических и демографических особенностей, социально-экономического состояния и тенденции развития уральского региона. У детей и родителей участие в этом проекте вызвало чувство гордости за свой род, за родной город, за край, в котором мы живем. В реализации данного мини-проекта, активное участие приняли участие 75 % семей.

В средней и старшей группах проект «Юные краеведы» имел свое продолжение. В средней группе, реализуя блок «Моя семья», родители предложили написать рассказ о своей семье, о ее традициях и увлечениях. Результатом стал альбом с рассказами, которые сопровождают семейные фото. В старшей группе дети знакомились с профессиями своих родителей. В семейном кругу родители рассказывали детям где и кем они работают, составлялись и оформлялись рассказы. В группе дети знакомили своих сверстников с профессиями своих мама и пап. О профессии полицейского и полицейского - кинолога дети узнали от родителей Яны. Дети имели практическую возможность использования атрибутов полицейской службы.

О семейных увлечениях дети узнавали из выставок, организуемых родителями, мамы Жени Людмила Викторовна провела для детей два замечательных мастер-класса по изготовлению цветочков в технике канзаши,  которые были интересны как девочкам, так и мальчикам. Неожиданным для детей стало открытие того, что во многих семьях увлекаются моделированием, о чем свидетельствует выставка моделей в группе.

Реализуя блок «Мой город, мой край», по инициативе родителей было проведено много интересных, познавательных, значимых мероприятий:

 совершены совместные экскурсии:

  • На страусиную ферму, где дети познакомились со страусами, имели возможность наблюдать и кормить домашних животных и птиц.
  • в «Геологический музей им. В. Шевалева», где дети и родители познакомились с образцами минералов и горных пород нашего края. Коллекция окаменелостей музея произвела впечатление не только на детей, но и на родителей, ведь многие из них побывали в нем впервые.
  • С культурными объектами социального окружения детского сада дети и родители познакомились во время посещения библиотеки семейного чтения и музыкальной школы.
  • Во время знакомства с растительным и животным миром нашего города, наша группа совершила прогулку в березовую рощу на берегу Исети. Она прошла очень весело, с играми и чаепитием. Эта прогулка помогла детям видеть красоту природыспособствовала общению среди взрослых и детей, формировала интерес к народным играм.
  • Как продолжение этой прогулки стало посещение выставки каменской художницы Валентины Пештерян «Родные мотивы» в городском выставочном зале.
  • По инициативе родителей в этом году запланированы прогулки по ближайшим к детскому саду улицам. Первая из них прошла по ул. Каменской.
  • Проведены акции:
  • «Неделя добра" - сбор корма для приюта животных «Я – живой».
  •  «Каждой пичужке наша кормушка» - совместное изготовление кормушек и подкормка птиц в холодное время года. Родители очень помогают и изготовлением кормушек, и кормом для птиц. Наши кормушки никогда не пустуют и к ним зимой прилетает очень много разных птиц, за которыми дети с удовольствием наблюдают. Активно родители откликнулись на просьбу оформить альбомы о зимующих в нашем городе птицах.

        Большое значение в патриотическом воспитании наших воспитанников сыграл совместный мини-проект «И помнит мир спасенный», посвященный празднованию 70-летия Победы. В группе проводилось очень много бесед с детьми, рассматривались фотоматериалы Великой Отечественной войны. Родители знакомили детей со всеми памятниками и мемориала города, открытыми в честь героев Великой Отечественной войны после чего в группе прошел конкурс макетов.  Силами родителей были созданы альбомы «Наши земляки – Герои Советского Союза», «Память Каменска-Уральского». Совместно с детьми и родителями в группе издана «Книга нашей памяти» о прадедушках и прабабушках наших детей, участников войны. На городском телеканале был создан фильм «Зарисовки к 9 мая», в котором снялись в том числе дети и родители нашей группы. Фильм получился очень трогательным. В группе была организована выставка военной техники, которую посетили дети других групп  и выставку творческих работ, посвященную дню Победы.  Все мероприятия по данному мини-проекту вызвали у всех участников чувство гордости за историю своей семьи.

        В познавательном развитии детей большую роль сыграли мини-проекты «Огород на подоконнике» и «Удивительный космос», инициированный родителями.  родители вместе с детьми посетили магазины, где продаются семена огородных культур и рассмотреть их многообразие. В ходе познавательной экскурсии родители не только знакомили детей с семенами огородных растений, но и покупали выбранные детьми пакетики с семенами. В результате в группе собрали коллекцию семян овощей, зелени и цветов. Когда детьми были отобраны семена для посадки в огороде, родителями были приобретены контейнеры для посадки и земля. Продуктом совместной деятельности педагогов и детей стала помидорная рассада, рассада кабачков, а также зеленый лук к детским обедам. Осенью с нашего огорода мы собрали урожай помидоров и кабачков. Продуктом совместной деятельности родителей и детей стали: коллекция семян и альбомы «Мои любимые овощи» (семья Жени), «Овощные загадки» (семьи Ксюши и Кирилла), «Загадки с грядки» (семьи Арины и Вани), «Стихи про овощи» (семьи Димы, Саши, Кирилла), «Овощной коллаж» (семьи Сони, Яны, Лизы и Влады). В ходе реализации данного проекта в детях воспитывалось не только трудолюбие, любознательность, но и укреплялись внутрисемейные интересы и связи.

        Мини-проект «Удивительный космос» вызвал большой интерес и позволил проявить инициативу 80% семей группы. Родители детей готовили презентации о космосе и представляли их в группе, подарили энциклопедии и книги о Космосе, папы приходили в свободное время и собирали из конструктора космические корабли вместе с детьми. Большинство семей группы приняли активное участие в выставке – конкурсе поделок на тему «Мечты о Космосе»

Родители проявили инициативу и активность в проекте по здоровьесбережению «Детям знать положено правила дорожные». В рамках данного проекта проведены:

  •  Акции «Детское кресло в каждую машину» и «Светлячки на одежде» - эти две акции прошли в рамках месячника по профилактике правил дорожного движения. Очень было приятно, что все родители приняли самое активное участие. Детей фотографировали в машинах в детских креслах, знакомым и друзьям раздали памятки с правилами перевозки детей в автомобилях, которые подготовили также родители. На одежде детей появились светоотражающие элементы.
  • Участвовали родители в экскурсии к перекрестку улиц Шестакова – Калинина, где дети наблюдали за работой светофора, за соблюдением правил дорожного движения пешеходами и водителями.
  • С помощью родителей был изготовлен лепбук по правилам безопасного движения.

Активно, с большим интересом и желанием родители принимали участи в мини-проектах художественно-творческого направления: «Что нам осень подарила», «Елочка новогодняя», «Символ Нового года», «История новогодней игрушки». Продуктом данных проектов были выставки и конкурсы на осеннюю и новогоднюю тематику, как на уровне детского сада, города, так и на всероссийском и международном уровнях.

По всем мероприятиям, проводимых в рамках проектной деятельности, для родителей были представлены фотоотчеты.

В заключение хочется сказать, что на данном этапе работы родители наших воспитанников поняли, что их вовлечение в совместную проектную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель работы с родителями, как участниками образовательных отношений, на сегодняшний день нами достигнута. Это доказывает, что все наши проекты были созданы по запросу и инициативе родителей. Активность участия родителей в совместной образовательной деятельности за 2,5 года возросло с 35% до 75%, а число наблюдателей снизилось с 40% до 10%, заинтересованность имеет высокий уровень. Таким образом, мы можем сделать вывод, что проектная деятельность - это основополагающий фактор в работе с родителями, в повышении их активности и помощи своим детям во всех направлениях развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА

В статье описан опыт спользования проектной деятельности на логопункте...

Методическая разработка,реализация проектной деятельности в условиях ДОУ. Паспорт проекта по ЗОЖ "Чистота-залог здоровья"

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:v Развитие культурно-гигиенических нав...

Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...

Методическая разработка по теме: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в младшей группе в условиях ФГОС ДО»

Актуальность разработки состоит в том, что инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – жел...