Гуляй, Масленица!
методическая разработка (старшая группа) на тему

Азарова Наталья Владимировна

Обращение педагогов к народным традициям, поддержание праздников и обрядов является важным направлением в работе с детьми,которое вызывает в детях живой отклик, позволяет укрепить связь между поколениями, почувствовать свою сопричасность с народом, страной.

Методическая разработка - конспект досуговой деятельности по празднованию  традиционного ррусского праздника "Масленица" в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulyay_maslenitsa.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка педагога-психолога дошкольного учреждения

внеурочной деятельности на тему: «Гуляй, Масленица!»

Пояснительная записка.

        Приобщение детей к национальным культурным традициям имеет большое значение. Во-первых, закрепление традиций и поддержание их на протяжении какого-то времени, формирует представления о своём народе, особенностях культурного наследия, исторических факторах существования его представителей.

Во-вторых, участие в процессе следования традициям эмоционально сплачивает людей, позволяет ощутить себя  внутри некоего сообщества, почувствовать  увереннее за счёт поддержки этого сообщества. Для гармоничного развития ребёнка как личности, а также его самовыражения, важно ощущать принадлежность к группе людей-единомышленников. В раннем возрасте это поддержка родителей и близких родственников, затем круг расширяется, добавляются другие члены семьи, друзья, знакомые и т.д. Каждый человек является вначале представителем своей семьи, затем рода, народности или национальности, человечества в целом. В свою очередь, как представитель сообщества, любой человек имеет определённую роль в жизни целого сообщества.

        Передача информации культурного - бытового опыта через сохранение и следование народным традициям и праздникам является для детей наиболее доступной в плане понимания и осознания. Объяснения в простой доступной для детей форме сочетаются с  традиционными играми, фольклором, забавами,  кухней и т.д.

        В нашем учреждении знакомство с русскими традициями на основе народных праздников вводится с раннего возраста. Пословицы, поговорки, стихотворения, песни хорошо запоминаются детьми, на их основе  разыгрываются небольшие сценки. Несложный ритм, повторы, словесная игра русского фольклора привлекает к себе внимание, завораживает. Рассказы о традиционных празднованиях вносятся в календарные тематические занятия, а также в досуговую деятельность, режимные моменты, музыка и игры используются на физминутках. Материал постепенно усложняется и  обогащается содержанием.

        Масленица – один из самых больших праздников. Несколько бесшабашный, немного сумбурный, но в то же время весёлый, не требующий особой вдумчивости или иной умственной нагрузки. Веселье и беззаботность – обязательное условие празднования Масленицы, за это он и любим детьми.  Как правило, в нём принимают участие дети разного возраста, например, среднего и старшего. Для детей младшего возраста организуется свой небольшой отдельный праздник или они участвуют  в качестве зрителей на общем праздновании с обязательными конкурсами,  отгадыванием загадок, песенок (по услышанным фрагментам или музыкальным «минусовкам»), игровым потешкам, играм  типа «Запомни и повтори движение», «Делай так», «Запретное движение», «Покажи и расскажи («месим тесто», «печём блины»)», «Карусель», обыгрывание мини-сценок по мотивам потешек, частушек, стихотворений, командных или индивидуальных соревнований и конкурсов, хороводов, русских народных игр «Ручеёк» и др. Как правило, информационный блок включает небольшую беседу об истории возникновения праздника Масленицы, происхождение названия. Завершается праздник угощениями с блинами, катаниями на лошадях, сжиганием чучела.

        В последнее время, когда в зоне популярности оказываются всевозможные квесты, для воспитанников в детском саду можно рекомендовать и такой вид деятельности. Квесты, очень эффективны, так как заметно активизируют познавательную активность воспитанников, которая сочетается с двигательной активностью. Это особенно важно для детей-дошкольников, которые познают окружающее непосредственно на практическом опыте, во взаимодействии друг с другом и окружающим миром. Теоретическо-информационная насышенность такого вида работы сводится к минимальному количеству, что оправдывает себя тем, что объем внимания и памяти дошкольников редко вмещают и перерабатывают то количество информации, которое они получают. То есть, большая часть информации, которую взрослые пытаются донести до детей, попросту оказывается невостребованной, если не связана с практической жизнью и действиями, осуществляемыми с какой-либо периодичностью. С этой точки зрения – квесты близки к оптимальному варианту для  приобретения знаний, умений и навыков одновременно. Конечно, объём  этих знаний и умений может оставлять желать лучшего, но в результаты, как правило, довольно высокого уровня, так как усваивается большая часть подаваемой информации. Есть и минусы: во-первых, квесты требуют от организатора(в данном случае, от педагога) продолжительной и продуманной подготовительной работы , требующей времени и материальных ресурсов, во-вторых, есть опорные специфические моменты, которые необходимо учитывать и соблюдать (количество и возраст участников, территориальное место проведения квеста с возможностью заранее приготовить и разместить задания и вопросы). Условия групповой комнаты и  большое количество детей в группах ограничивают как саму возможность проведения квестов, так и требовательность к их содержанию. Более подходящим местом для этой деятельности становится территории для прогулок. Здесь также возникает необходимость предварительной подготовки, да ещё с учётом того, что педагог в течение всего времени находится рядом с детьми, но в тоже время должен чётко знать содержание программы, последовательность прохождения всех этапов, особенности предъявления заданий и возможные варианты, чтобы  направить активность детей  в нужном направлении, оказать им поддержку и помощь. Таким образом, при организации квеста желательно, чтобы на большое количество детей было несколько участвующих педагогов, которые могли бы организовать встречу на различных сегментах участка в качестве сказочных персонажей или  помощников.

Квест для детей по теме «Гуляй, Масленицца!»

для дошкольников старшего возраста.

        Детям объявляют, что в детский сад пришло письмо (зачитывается), в котором зашифрована какая-то тайна. Для того, чтобы разгадать её, дети делятся на команды, которые, посовещавшись, выбирают себе командира, определяют название команды. Командам предлагают маршрутные листы, в плане которых указаны различныё объекты, посетив которые,  дети должны собрать «секретные материалы» для того, чтобы разгадать тайну, зашифрованную в письме.  Объекты обозначены в маршрутном листе в виде  какой-либо достопримечательности (домик, «большой камень», «кормушка для птиц», горка, площадка с разметкой, клумба).Маршрутный лист вручается командирам команд. На каждом объекте персонаж выдаёт командам зашифрованный знак. Команды должны собрать все знаки и разгадать их. Собрав все знаки, команды встречаются у мудрой Совы, которая собирает всех участников, помогает расшифровать шифровку, которая оказывается пословицей, спрашивает детей, какие ещё пословицы про Масленицу они знают,  и за это награждает детей блинами или катанием на лошадях под задорную музыку и сжиганием чучела. Каждый «хозяин» своего сектора площадки при встрече предлагает детям угадать, кто он, пользуясь подсказками – описаниями эпизодов своей сказки, стихотворениями и т.д.

Объект 1. Встречает Василиса Прекрасная, которая просит детей помочь ей распутать нитки – верёвки, которая вся в узелках. Развязать каждый узелок можно только если дети угадают загадку.

Объект 2. Встречает Царевна Несмеяна, которую надо развеселить, спев частушки. Педагог, сопровождающий детей, имеет подсказки и поёт вместе с детьми.

Объект 3.Встречает Конёк Гобунок, который выдаёт лошадку-палочку, на которой дети должны проскакать по очереди

Объект 4.Встречает Соловей-Разбойник, который предлагает по свисту (записанному на магнитофон) догадаться о названии песни.

Объект 5.Встречает Финист Ясный Сокол, который предлагает мишень, в которую дети должны попасть снежками (можно тканевыми) или стрелами на присосках.

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт - мастерская "Гуляй, Масленица!"

Каждый праздник народного календаря прекрасен по-своему .Особенно Масленица с её блинами и забавами. ...

Сценарий досуга "Гуляй , масленица"

Сценарий досуга для детей разновозрстной группы от 4 до 7 лет....

Фольклорно-экологический праздник «Гуляй, Масленица»

Веселый и озорной праздник Масленицы, который мы проводили в нашем саду, учавствовали все группы и все воспитатели, никто не остался равнодушным....

Интегрированное занятие в средней группе «Гуляй, Масленица!»

ПовыПовысить познавательный интерес детей к народным праздникам и традициям своего народа....

Методическая разработка "Гуляй Масленица!"

Сценарий проведения праздничного мероприятия "Масленица", в котором могут участвовать как одна группа, так и несколько разновозрастных групп....

Фольклорный праздник "Гуляй, масленица!"

Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста с применением музыкального и игрового материала. В мероприятии предложено несколько моментов импровизационного участия детей ( в т...

Конспект занятия в старшей группе «Гуляй, Масленица!»

Развлечение для детей 5-6 лет, приуроченное к проводам русской зимы.  В празднике принимали активное участие родители воспитанников, что помогает укрепить детско-родительские отношени...