Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры ребенка
методическая разработка (младшая группа) на тему

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, как в ходе специально организованной деятельности (на занятии), так и в других видах детской деятельности: во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках, в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr_avdeeve.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 с. Кухаривка МО   Ейский район

    Сборник дидактических игр, направленных на    воспитание сенсорной культуры ребенка    

Составила: воспитатель второй группы раннего возраста МБДОУ ДС КВ №7 с. Кухаривка  МО Ейский район

Авдеева Н.А

 

                                       -2016г-

                                     Содержание.

          Аннотация………………………………………………………………...2

Пояснительная записка…………………………………………….……2

    1. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы….3

   2.Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины…6

   3.Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета………………..9

    Библиографический список…………………………………………….13

Аннотация:

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, как в ходе специально организованной деятельности (на занятии), так и в других видах детской деятельности: во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках, в режимных моментах.

Данный сборник основывается на  идеях ФГОС дошкольного образования - это «прежде всего развитие многообразия, это мир детства, это технология развития детства.

Адресуется специалистам различной квалификации, занятых в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

                                        Пояснительная записка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Так как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. 

Цель сборника дидактических игр, создание содержательных условий по формированию у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.

    Задачи: подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей (различные дидактические игры по сенсорному развитию);

-  конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога;

- в течение всего временного промежутка (учебный год) наблюдать за особенностями формирования сенсорного развития у каждого ребенка.

Таким образом, дидактические игры и задания, предлагаемые в данном сборнике можно разделить на типы:

  1. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
  2. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины;
  3. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

  1. «Почини одежду зайчатам»

Цели.

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их                          ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы.

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

  1. «Разложи фигуры по местам!»

Цель.

 Закрепить знания о  плоских геометрическими формах – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы.

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход игры:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

  1. Найди окошко для фигурки»

Цель.

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Материал.

Вырезанные из картона геометрические фигуры, карточки с прорезями для фигур.

Ход игры:

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными контурами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает окошко для фигурки.

  1. «Найди лишний предмет»

Цель.

Закреплять умения детей сравнивать объекты по форме.

Материал.

Наборы плоскостных геометрических фигур разных цветов.

Ход игры:

Для занятия понадобятся геометрические фигуры разных цветов. Раскладываем перед детьми по несколько предметов одного цвета, один из которых отличается по форме. Просим найти лишнюю фигуру.

      5. «Найди предмет такой же формы»

Цель.                                                                                                                               Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.                                                 Материал.                                                                                                                            Геометрическая фигура круг, тарелка, мяч, пуговица.                                                     Ход игры:                                                                                                                        Дети вместе с воспитателем выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрической формой круга. На столе лежит круг, а рядом кладем предметы круглой формы (тарелка, мяч, пуговица)

  1. «Одинаковые – разные»                                                                                                          Цель.                                                                                                                       Закреплять умение детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать приемы установление тождества и различие объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», « разные», « одинаковые».

Материал. 

Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету. По пять фигур на каждого ребенка.

Ход игры:

В игре участвуют от 3 - 8 детей. Воспитатель показывает детям 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно. И говорит, что у него разные игрушки. Выбрав из фигур один кружок, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание малышей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Воспитатель группирует предметы: показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону, затем показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Вначале взрослый выполняет действия сам, спрашивая у детей, куда положить круг, а куда квадрат. Далее к группировке предметов по форме привлекаются дети. Подозвав малыша к своему столу, воспитатель показывает ему, что с одной стороны лежат одни игрушки(кружочки), а с другой – другие( квадраты). Предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

  1. «Длинное — короткое»

Цель.

Закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» — «короткий».

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Ход игры:

В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их. Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.

 2. «Матрешка»

Цель.

Учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Вводить понятие слов большой, маленький.

Материал.

Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

 Ход игры: Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание на их величине, согласуя слова с жестом: одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предлагает детям показать маленькую матрешку. Далее педагог открывает большую матрешку, прячет в ней маленькую и предлагает кому-либо из детей закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка. Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой.

3.«От маленького к большому»
Цель.

Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Материал.

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов

Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

  1. «Бусы»

  Цель.

Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал.

По восемь деревянных или глиняных бусин круглой формы желтого и красного цвета и разной величины (большие и маленькие)для каждого ребенка. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости.

Ход игры:

Пришедшая в гости кукла приносит в корзиночке бусины Кукла просит сделать украшение для остальных кукол. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по цвету и размеру: желтые – большие; красные – маленькие. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале большой желтый шарик, затем маленький красный. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки шарик желтый (большой)и шарик красный  (маленький) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты — шарик желтый (большой)и шарик красный (маленький).

«Расставь по порядку»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), используя в речи соответствующие прилагательные. Закрепить умение различать и называть величину предмета.

Материалы. Резиновые игрушки для инсценировки сказки «Репка»

Ход игры:

Воспитатель совместно с детьми вспоминают сказку, рассматривают героев. Воспитатель предлагает детям сравнить героев по высоте. Затем воспитатель расставляет героев в той последовательности, в которой они появляются в сказке, акцентирует внимание детей на то, что каждый новый герой меньше по высоте предыдущего. Затем воспитатель предлагает детям выполнить задание самостоятельно. В конце игры подводиться итог.

 

«Занимательные пирамидки»

Цель.

Учить детей выполнять действия с предметами, закреплять знания детей о свойствах предметов, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Материал.

Пирамидка на конической основе из 5 цветных колец, равномерно убывающих по размеру.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям две пирамидки конической формы, состоящие из 5 колец. Фиксирует внимание на том, что кольца разные: большие и маленькие (сопровождает показ словесным уточнением). Снимая кольца, складывает их, перепутывая между собой. Воспитатель предлагает детям собрать пирамидки. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе его нижняя часть шире верхней, и если ребенок неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство.

Дети, сидящие за одним столом, последовательно надевают на пирамидки кольца. Взрослый проверяет, чтобы они не пропускали кольца и, нанизывая их на стержень, не переворачивали нижней стороной вверх. Плотная насадка колец на конусную основу осуществляется при осязательном контроле, и воспитатель должен обращать на это особое внимание.

В индивидуальной работе педагог использует разные приемы: словесное напоминание («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»), прямой показ (если ребенок неверно разместил кольцо, воспитатель предлагает совместно с ним положить колечко или надеть его). Кроме того, педагог учит детей осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания: обхватив руку малыша своей рукой, он проводит ею сверху вниз по поверхности пирамидки (у правильно собранной пирамидки она гладкая).


Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

1. «Полянка»

Цели.

Учить детей группировать предметы по цвету, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы.

 Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

                                                                                                                 

2. «Спрячь мышку»

Цели.

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал.

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат(8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы        ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.  

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

 Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите, в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».  

 «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.     «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

 Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

3. «Подбери чашки к блюдцам»

Цели.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы.

 Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца        ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?   ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

 Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

4. «Положи шарик, в свой домик»

Цель.

Обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал.

 Лотки красного, желтого, синего, зеленого цвета, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

Ход игры. Перед ребенком стоят лотки красного и синего цветов. Воспитатель достает из мешочка шарик и спрашивает: «Какого цвета шарик? Где домик такого же цвета? Положи туда шарик». Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

5. «Елочки, грибочки»

Цель. Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Материал. Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку - элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

 6. «Разноцветные шары»

Цель. Учить детей соотносить предметы по цвету.

Материал. Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками -«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске - «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

Библиографический список

  1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]. М. Просвещение 2007.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвящение, 2006. – 160
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка Кн. Для воспитателя дет. Сада – М.:Просвищение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития сенсорной культуры ребенка»

Изучение эффективности развития  у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей....

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

«Сборник дидактических игр, направленных на формирования у старших дошкольников основ финансовой культуры»

Данный сборник содержит семь основных разделов (в соответствии с образовательной программой «Азы финансовой грамотности дошкольников» под редакцией Л.А. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыж...

«Сборник дидактических игр, направленных на формирования у старших дошкольников основ финансовой культуры»

laquo;Сборник дидактических игр, направленных на формирования у старших дошкольников основ финансовой культуры»...