Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"
консультация на тему

Поддубнова Алина Петровна

Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается 

Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при  взаимодействии различных мозговых структур. Процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии называется латерализация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funkts_assimetriya.doc72.5 КБ
Файл funkts_assimetriya.pptx351.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий

в дифференцируемом подходе

учебной деятельности».

                 

                 

Подготовила:

учитель-дефектолог Поддубнова А.П.

г.Нефтеюганск

2015

Учет функциональной асимметрии мозга  и

половозрастных различий в дифференцированном подходе

учебной  деятельности.

         Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается  

Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при  взаимодействии различных мозговых структур. Процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии называется латерализация.

Моторная асимметрия включает в себя  асимметрию рук, ног, тела и лица.

Сенсорная асимметрия включает в себя - прежде всего асимметрию глаз и ушей.

И функциональная асимметрия мозга включает в себя  ведущую роль  мозговых полушарий.

          Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия  мозга: она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

          Функциональная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении функций между его правым и левым полушариями.

Эксперименты Роджера Сперри показали, что каждое полушарие мозга специализируется  на выполнении определенных функций и что сенсомоторные функции  левой стороны тела  управляются правым полушарием, а сенсомоторные функции  правой стороны тела – левым полушарием.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • Доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди).
  • Доминирование правого полушария – которому свойственно конкретно образное мышление, развитии воображение(правополушарные) Причем, известно, что до 7-9 лет ребенок является существом правополушарным. И действительно для маленьких детей характерна непроизвольность, малая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет непосредственный, образный характер.
  • Равнополушарные (отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий )

Левополушарный   тип.

Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на оперирование словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление.

          Ведущее  восприятие у левополушарных  людей – аудиальное (слуховое).

Для них характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций.

                             Правополушарный  тип.

          Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга специализировано на образах реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

Функция правополушарных компонентов мышления - одномоментное схватывание  большого числа противоречивых связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.

          Восприятие у правополушарных  преобладает визуальное  и кинестетическое.

Равнополушарный тип.

          Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегий  мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.

Учет асимметрии мозга  при обучении.

       До сих пор многие переоценивалась роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такие  функции правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и т. д. не обращалось внимания.

      Оптимальные  психолого – педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно

         Учение,  как и любую деятельность можно представить в виде следующей последовательности действий:

  •  установка на деятельность(подготовка ученика для решения учебной задачи);
  • обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных

  психологических особенностей, создание условий для успешного решения учебной задачи;

  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми  (осознанное

   отношение к результату своего учебного труда).

Мотивационный этап  (установка на деятельность).

          Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

          Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности.

          Для формирования мотивации у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотива. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Занятия школьными науками рассматривается как средство для развития мышления. Операционный этап(обеспечение деятельности).

          Задача учителя на этом  этапе - дать  учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

          Дети с доминированием правого полушария  не  контролируют правильность своей речи. Виды  деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

           Дети с доминированием левого полушария  контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встречаются с определенными  трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии  беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чему правополушарных одноклассников. Тем не менее ,  левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

          Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Ученик правополушарного типом мышления, работая в паре с левополушарным учащимся над заданием, может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. А левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявление различий, создание категорий.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной).

            Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик так же корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности. Перед учителем на этом этапе  стоит задача организовать работу таким образом, чтобы вызвать эмоциональной стимул и осознанный мотив для выполнения следующего задания.

            При выборе методов проверке знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

           Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы закрытого типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы закрытого типа  они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

            Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания  с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы открытого  типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Учителю необходимо  учитывать, что ученики с разным межполушарным взаимодействием делают разные количественные и качественные ошибки.

Особенности сенсорного восприятия.

          Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движение глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те кто отводят глаза влево в процессе мышления,  являются правополушарными, а  в    право -  левополушарными.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов: светлая доска  и темный мел. Посадка учеников - полукругом. Вне этих условий потеря  может составить до 30% информации.

Для левополушарных  учащихся наиболее значимая правая полусфера; сочетание цветов на доске:  темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

                      Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного  пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

            Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной асимметрии мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.

Посадка учащихся с учетом мозговой латерализации

Классная

доска

1-й ряд

Левополушарные

аудиалы

2-й ряд

Равнополушарные

визуала, аудиалы,кинестетики

3-й ряд

Правополушарные

визуалы,

кинестетики.

Рекомендуемые методы  опроса учащихся

с учетом мозговой латерализации.

Левополушарные

учащихся

Правополушарные

учащихся

решение задач,

вопросы закрытого типа ( успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов);

письменные опросы с неограниченным сроком выполнения (которое позволяет проявить свои способности к анализу).

методы устного опроса,

 задания  с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения, ( дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ)

 Вопросы открытого  типа

Организация дифференцированного подхода.

Этап

операционной организации урока

Правополушарные

учащиеся

Левополушарные

 учащиеся

Восприятие

Материала

Целостное

Интонационная сторона речи

Визуалы(зрительное)

Кинестетики(осязательное)

Дискретное(по частям)

Смысловая сторона речи Аудиалы(слуховое)

Переработка

Информации

Быстрая

холистическая

Медленная

последовательная

Интеллект

Невербальный

Интуитивный

практический

Вербальный

Логический

Теоретический

Деятельность

Приверженность к практике

Чувство тела

Чувство тела

Чувство ритма

Координация движений

Пространственная ориентация

Приверженность

К теории

Чувство времени

Речь

Интонация речи

Синтаксис

Семантика

Смысл и структура речи

Эмоции

Экстравертированность

(ориентация во вне)

Отрицательные эмоции

(страх, печаль, гнев, ярость)

Интровертированность

(ориентация вовнутрь)

Положительные эмоции(радость, чувство наслаждения, счастья)

Память

Непроизвольная

Наглядно-образная

Визуальная и мышечная(основа врожденной  грамотности) на прошлое

Произвольная

Знаковая

слуховая

Мышление

Наглядно-образное

Оперирование образами спонтанное, эмоциональное, интуитивное,

трехмерное(в пространстве)

Инсайт(озарение)

Абстрактно-логическое

Оперирование цифрами, знаками

Формальное, рациональное

Программируемое

Двухмерное(на плоскости)

Хитсайт

Коммуникативность

Ориентация на свое тело

Ориентация на социум

Творчество

Образы

Эмоции

Чувства

Ритм

Ноты

Технология

Структура

инструменты

Профессии

Человек-человек

Человек-природа

Человек-искуство

Человек-машина

Человек-знак


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учет функциональной ассиметрии мозга в дифференцируемом подходе учебной деятельности» Подготовила : у читель – дефектолог Поддубнова Алина Петровна

Слайд 2

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга Роль межполушарного взаимодействия при обучении ребенка в школе Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Слайд 3

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Слайд 5

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия: «Колечко» . «Кулак-ребро-ладонь» . «Лезгинка». « Зеркальное рисование » «Веселые карандаши»

Слайд 6

Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое

Слайд 7

желтый синий оранжевый черный красный зеленый фиолетовый желтый красный оранжевый зеленый черный синий красный фиолетовый зеленый синий оранжевый

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение профиля функциональной асимметрии

Методика определения ведущей руки, глаза, уха....

Практические упражнения для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей (на основе функциональной асимметрии головного мозга).

Здесь представлены авторские разработки дидактического материала с опорой на индивидуальные особенности детей. В качестве критерия индивидуальности взята функциональная асимметрия головного мозга (дом...

Межполушарная асимметрия мозга

Раскрыто понятие "межполушарная асимметрия мозга"...

Развитие мозга. Функциональная асимметрия.

Моторные, сенсорные, псхические ассимитрии. Развитие мозга. Становление речевой функции....

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизволь...

Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"

На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и н...