Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. «Золотая хохлома»
учебно-методический материал на тему

Савченко Галина  Николаевна

Программное содержание:

*Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров

*Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, палехская

*Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом

*Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать

*Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор)

*Развивать у детей патриотические чувства

*Развивать у детей навыки творческого рассказывания, составления рассказа по картине или рассказа о предмете

*Закреплять  название старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatii_po_narodno.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 222»

Цикл занятий по народно – прикладному      искусству для детей старшего дошкольного возраста.

«Золотая хохлома»

                                                           провела

                                                                                 воспитатель гр.№2

                                                                                 Савченко Г.Н.

2015г

                

Программное содержание:

*Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров

*Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, палехская

*Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом

*Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать

*Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор)

*Развивать у детей патриотические чувства

*Развивать у детей навыки творческого рассказывания, составления рассказа по картине или рассказа о предмете

*Закреплять  название старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца.

Материалы для занятия

Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резь бой, вологодские кружева и их изображения.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных ярким», нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами  пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в детском саду, дома, в магазинах  сделаны на заводах и фабриках. Там художник создает образец, и по этому образцу на машинах и станках изготавливают много одинаковых предметов. Когда вы придете в гости друг к другу, вы можете увидеть точно такие же чашки,  с таким же узором, как и у вас дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, изготовляющих дымковские игрушки, гжельскую и скопинскую посуду. Все эти вещи сделаны из глины.

А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров, изготовляющих свои изделия из дерева, мастеров деревянных промыслов России.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши и ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина  - русский шаровидный сосуд ХУ1-ХУН веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братчинных  пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

Ендова - деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной  формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш - широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Хохломской промысел

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а позже - алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен. Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «куд -ри» - вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение  от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры. Давайте-ка и мы с вами рассмотрим, какие узоры рисовали на своей посуде хохломские мастера.

Рассматривание элементов хохломского узора

Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть. Затем задает вопросы.

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

А какие узоры использовали художники? В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.

А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки  художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц, рыбок.

Затем воспитатель уделяет внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от уведенного, описать выбранные изделия по предложенному плану: как называется, для чего предназначается, каким узором украшено, какое настроение вызывает эта посуда и т.д.

Рассказ о других деревянных промыслах

В России есть еще и много других деревянных промыслов. Например, широко известна абрамцево-кудринская резьба по дереву. Зародился этот промысел в конце 19 века в двух селах Московской области - Абрамцево и Кудрине (отсюда и название промысла). Главное украшение абрамцево-кудринских изделий  не рисунок на дереве, а резьба по дереву. На поверхности изделия острыми ножами вырезается густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Предметы сохраняют натуральный цвет дерева, краски не используются.

Интересен и промысел, возникший в селе Богородском Загорского района Московской области. Здешние мастера вырезали из дерева забавные игрушки: фигурки людей и животных, которые очень нравились не только детям, но и взрослым. Некоторые фигурки «умели» двигаться: медведь рубил дрова, мужик ел ложкой кашу. Иногда богородские игрушки изображали целые сценки из крестьянской жизни или известных сказок. Вот здесь изображены эти фигурки, посмотрите на них.

Деревянный промысел существовал и в городе Сергиевом Посаде Московской области. Этот город прославился изготовлением матрешек. Но об этом промысле мы поговорим с вами позже.

Очень красивую роспись по дереву делают мастера из сел Палех (Ивановская область) и Федоскино (Московская область). Здесь делают красивые шкатулки из дерева. Эти шкатулки покрываются черным или прозрачным лаком, а на лаковую основу наносится рисунок. Рисунки на палехских и федоскинских шкатулках изображают сцены из сказок, былин, крестьянской жизни (хороводы, праздничные гулянья, тройки, чаепития).

Вот здесь есть несколько палехских шкатулок, рассмотрите их повнимательней.

Да, ребята, теперь вы сами убедились, что наша с вами страна, Россия, всегда была богата талантами. Смотрите, только в Московской области находятся богородский промысел, абрамцево-кудринский промысел, федоскинский промысел. Все эти изделия очень красивые, все  из дерева, но какие разные!

А сейчас давайте вернемся к золотой Хохломе. На следующем занятии вы подучите возможность побыть немного хохломскими мастерами и поучиться создавать хохломские узоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых -  развитие слухового восприятия, счёта, внимания. ...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Цикл занятий по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Золотая хохлома"

quot;Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим..." В Шефнер...

Конспект занятия "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста "Золотая хохлома"

Задачи: Учить видеть элементы узора (листок, ветка, ягода, травка). Учить приемам кисти растительные декоративные элементы хохломской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувства ритма, творческое ...