Цикл занятий по народно - прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. « Сине-голубое чудо гжели».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Савченко Галина  Николаевна

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

*Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой

*Рассказать о других керамических промыслах, в частности, о Скопинской керамике.

*Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам

 

Воспитательные:

*Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию

 

Коррекционная:

*Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница - сосуд для кваса, ставец - большая чашка, миска, братина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatii_po_narodn2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы           «ГБОУ СОШ №222»  СПд № 1230

Цикл занятий по народно - прикладному      искусству для детей старшего дошкольного возраста.

« Сине-голубое чудо гжели».

                                                       провела

                                                                   воспитатель гр. №2

                                                                   Савченко Г.Н.

2015г

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

*Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой

*Рассказать о других керамических промыслах, в частности, о Скопинской керамике.

*Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам

Воспитательные:

*Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию

Коррекционная:

*Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница - сосуд для кваса, ставец - большая чашка, миска, братина).

Материалы для занятия

*Изделия гжельского промысла - различная посуда и сувениры;

*Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели.

Ход занятия

Рассказ об истории гжельского промысла

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы видите? Да, здесь есть и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая сказка-легенда.

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя — и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из не больших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе - гирлянда с крупным цветком, с гжельском розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сетки.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке достигла наибольше го расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия (Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы), однако,  гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоящего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной  жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Описание гжельской керамики.

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя любое изделие гжельского промысла и составить о нем короткий рассказ по плану: как называется изделие, для чего оно предназначено, какой оно формы, какой узор его украшает.

Можно использовать еще и такой прием: воспитатель просит детей вспомнить, есть ли у них дома изделия гжельского промысла, и рассказать о них.

Воспитатель: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица  «Всему можно научиться - важно не лениться».

Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых -  развитие слухового восприятия, счёта, внимания. ...

Творческий проект по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Сине – голубое чудо»

Актуальность: Культуру России   невозможно   представить   себе   без   народного   искусства, которое  раскрывает   истоки...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Цикл занятий по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...