Конспект дидактической игры для старших дошкольников "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Фарсенина Альбина Федоровна

Многофункциональная дидактическая игра для детей 5- 6 лет на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mfd_igra.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 

(многофункциональная дидактическая игра для детей 5- 6 лет)

Воспитатель Фарсенина Альбина Федоровна

Цель:

Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и развития креативности у воспитанников группы.

Интеграция областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие элементарных математических представлений), «Здоровье»,     «Социализация»,    «Художественное творчество», «Музыка» «Чтение художественной  литературы».

Коррекционно-образовательные цели:

●    Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе.

Активизация словаря по темам: «Времена года», «Деревья». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков  взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Задачи:

     ● Расширять представления детей о простейших связях в природе: времена года, сезонные изменения в природе, их признаки.

     ●   Закрепить экологические знания детей о деревьях, их листьях и плодах

     ● Формировать интерес к художественной литературе, русскому     фольклору, передавать эмоциональное состояние мимикой.

     ●    Закрепить навыки счета до 10 

     ●    Развивать диалоговую форму речи

     ● Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки,  обогащать двигательный опыт

     ● Обеспечить взаимосвязь с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей

     ● Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские отношения с детьми, умение работать в коллективе.

Оборудование:

●   Ноутбук с медиаприставкой, экран большого формата

●   Игра «Разноцветные круги», количество экземпляров по числу детей

●   Контейнер с карандашами, контейнер с перышками

●   Набор карточек и геометрических фигур по числу детей подгруппы

●   Мультимедийная презентация игры «Зимняя прогулка в заколдованный

лес»

●   Наборы оборудования для аппликации

Предварительная работа

●    Беседы о временах года

●    Наблюдения за деревьями в разные времена года

Образование относительных прилагательных от названий деревьев   (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый)

●    Разучивание стихотворений о временах года и деревьях

●    Разучивание пальчиковой гимнастики на стихи  о деревьях

●    Повторения упражнения «Листья»

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

●   Беседа;

●   Использование дидактических пособий и наглядного материала;

●   Практическая деятельность;

●   Использование песен, литературного произведения;

●   Имитация игры, связанная с игрой передачей настроения;

Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

●   Магнитная доска                                    

●   Модуль «Времена года»

●   Аудиозапись                

●   Символы явлений природы разных времен года

●   Компьютер

●   Экран

●   Клей-карандаш

●   Геометрические фигуры из бумаги разного цвета

Содержание организованной деятельности детей

План игры:

  1. Постановка целей и задач дидактической игры. Краткое содержание деятельности детей.
  2. Организационный момент деятельности детей
  3. Выход детей. Приветствие.
  4. Игра «Разноцветные круги».
  5. Чтение детьми стихотворений о временах года.
  6. Приглашение на прогулку в зимний лес.
  7. Медиапрезентация «Заколдован лес стоит».
  8. Одновременно чтение стихотворения «Раскрасавицей зимою».
  9. Встреча с лесовичком.
  10.  Задания лесовичка.

Задание № 1: «Угадай дерево»

Воспитатель:

Четыре волшебных круга

                                           ●  Сейчас в руках у меня

                                           ●  Попробуйте догадаться

                                           ●  Что с ним сделаю я.

(Выслушать предложения педагогов-гостей)

                                           ●   Я вовсе не волшебник,

                                           ●   Хотя хотелось им быть.

                                           ●   Но прав, друзья, согласитесь:

                                           ●   Пора нам детей пригласить!

(Дети выходят из спальни или прихожей)

Воспитатель:  

● Какое прекрасное зимнее утро сегодня. (Показывает на экран. Слайд №_____ ). За окном у нас морозы, дует ветер, снег лежит. И уже проснулось солнышко. Но сегодня утро прекрасней вдвойне, потому, что у нас гости! Дети, покажите гостям, как красиво умеете здороваться.

Дети:

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое.

                                           Здравствуй, небо голубое,

    Здравствуй, вольный ветерок!

              Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

                                           Нам здороваться не лень!

Воспитатель:

● Еще один гость очень хочет с вами, дети, познакомиться. А кто он, попробуйте угадать:

Он в лесу живет густом.

                                              Маленький, но ловок.

                                              Не оставит он при том

                                              Сосен без иголок.

                                              Он не спит, он охраняет.

                                              В лесу порядком управляет,

                                              Богатства держит под замком,

                                              А зовут его …

Дети хором:

● Лесовичком!!!

Воспитатель:  

● Посмотрите, наш лесовичок пришел не с пустыми руками. У него большая корзинка. Давайте посмотрим, что же в ней? (Воспитатель заглядывает в корзинку, делает восхищенное и удивленное лицо). Сколько тут всего!!! Я догадалась, тут для нас задания. Уважаемый гость, наши дети много и хорошо занимались, поэтому постараются выполнить все твои даже самые трудные задания. Правда, дети?

Дети (весело хором):

● Да, конечно!!!

Воспитатель достает из корзины лесовичка первый конверт и проводится задание – игра «Разноцветные круги».

Цель: закрепление знания признаков и различий времен года. Развитие памяти, мышления, ассоций).

Воспитатель достает разноцветные круги из плотного картона и кладет их на стол.

Воспитатель:  

● Сейчас мы поиграем в игру, которую лесовичок назвал «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

Дети:

1-й ребенок:

● Белый круг – зима. Зимой все белое.

2-й ребенок:

● Желтый круг – осень. Осенью желтые трава и листья. Осень еще называют золотой.

3-й ребенок:

● Красный круг – лето. Лето называют красным.

4-й ребенок:

● Зеленый круг – весна. Весной появляются зеленые травка и листики.

Воспитатель:  

● Мне и лесовичку очень понравились ваши объяснения. А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете признаки времен года.

(Воспитатель раскладывает на столе картинки, на которых нарисованы характерные признаки разных сезонов.)

Воспитатель:  

● Рассмотрите эти картинки. Сейчас вы должны будете подобрать картинку с признаками того времени года, которое вы выбрали. Как только я досчитаю до трех, вы возьмете картинки и положите их на свой круг. Игра на скорость. Один, два, три!

(Дети выбирают картинки и кладут их на круги. Данное задание можно выполнить на магнитной доске).

Воспитатель:  

● Расскажите, какие картинки вы выбрали.

1-й ребенок:

● Румяные дети катаются на санках. На березе сидят красногрудые снегири. Это бывает зимой.

2-й ребенок:

● Белочка заготавливает белые грибы на зиму. Люди собирают красную клюкву. Это делают осенью.

3-й ребенок:

 Над цветами летают пестрые бабочки. Девочки собирают спелую малину. Это лето.

4-й ребенок:

● На крыше висят прозрачные сосульки. На снегу появились первые проталинки. Наступает весна.

Воспитатель:

● Дети, лесовичку было очень приятно, услышать красивые стихи о временах года. Он их так любит.

(Дети читают стихи о временах года)

Воспитатель:

● Ну что же, я очень рада, что вы не допустили ошибок и хорошо знаете признаки времен года. Лесовичок тоже остался доволен вашими знаниями и чтением стихов наизусть. Молодцы!

(На экране появляются слайды с изображением зимнего леса, звучит спокойная красивая тихая музыка, а воспитатель читает стихотворение)

● Раскрасавицей зимою

   Заколдован лес стоит.

   Только тихо над сосною

   Ночью филин пролетит.

   Спят березы и осинки,

   Сосны, елки тоже спят.

   Спит веселая рябинка

   Дожидается ребят…

Воспитатель:

● Вот мы и очутились на красивой лесной полянке. Давайте осмотримся.

   Что же нас окружает?

Дети:

● Нас окружают деревья.

Воспитатель:

● Дети, я уже говорила, что наша прогулка будет волшебной. Сейчас зима, вы видите, что все деревья в снегу. А вот лесовичок маленький волшебник, может сделать так, что все деревья станут зелеными, то есть на них появятся листочки. Итак, раз, два, три – на экран посмотри!!!

(На экране слайд: высвечиваются поочередно 4 дерева.

Проводится задание - игра «Угадай дерево»).

Задание - игра: «Угадай дерево»

Воспитатель:

● На экране первое дерево. Дети посмотрите, внимательно, на него, чтобы правильно назвать дерево, лесовичок дает нам подсказки – показывает листья, плоды или цветы этого дерева. (Имя…), как ты думаешь, называется это дерево?

 

Ребенок:

● Это дерево называется осина. У осинки красивые округлые листочки, немного волнистые по краям, похожие на монетки, у осинки весной появляются сережки.

Воспитатель:

● Правильно, это осина.

● Рассмотрим следующее дерево. Назовите его.

Ребенок:

● Это дерево дуб. Только у дуба крупные листья, плоды у дуба – желуди.    

Воспитатель:

Будьте внимательны, лесовичок предлагает нам назвать еще одно дерево.

Ребенок:

● Это дерево называется береза, потому, что у березы резные листики, немного вытянутой формы, а весной на березе первыми появляются красивые сережки. 

Воспитатель:

● Сейчас на нашей волшебной полянке появится еще одно дерево, отгадайте, как оно называется.

Ребенок:

Это сосна. Потому, что у сосны длинные иголки, а плоды у сосны – шишки.

Воспитатель:

● Молодцы дети! Очень хорошо справились с заданием лесовичка.

Задание № 2: «Найди хвойное дерево»

Воспитатель:

● А вы знаете, какие деревья зимой и летом остаютcя зелеными?

Дети: 

Зимой и летом остаются зелеными хвойные деревья.

Воспитатель:

● Лесовичок предлагает нам из деревьев, которые вы видите на экране, найти и назвать хвойное дерево, если оно тут есть.

Дети: 

● Это сосна.

● А как называются оставшиеся деревья?

   Как можно назвать их одним словом?

Дети: 

● Эти деревья называются лиственными.

Воспитатель:

● Лесовичок очень доволен вашими ответами.

   Молодцы!

Задание № 3: «Подбери листок к дереву»

Воспитатель:

● Очень много деревьев на свете,

●  Вы об этом знаете дети.  

●  Всех пород листьев не перечесть,

●  Но у каждого дерева свой листик есть!

(На экране слайд с изображением клена)

Воспитатель:

●  Дети, скажите, как называется это дерево?

Дети: 

●  Это клен!

Воспитатель:

● С правой стороны экрана вы видите три листочка.

 Скажите мне, какой из  этих листьев принадлежит клену, то есть является кленовым листком?

Дети: 

● Верхний лист кленовый

Воспитатель:

●  Дети, скажите, как называется это дерево?

Дети: 

● Это дерево называется рябина.

Воспитатель:

● С правой стороны экрана вы видите три листочка.

Скажите мне, какой из     этих листьев принадлежит рябине, то есть является рябиновым листком?

Дети: 

● Нижний лист рябиновый

Воспитатель:

●  Дети, скажите, как называется это дерево?

Дети: 

● Это дерево называется береза.

Воспитатель:

● С правой стороны экрана вы видите три листочка.

Скажите мне, какой из     этих листьев принадлежит березе, то есть является березовым листком?

Дети: 

● Нижний лист березовый.

Воспитатель:

Интересно, у нас на волшебной полянке столько деревьев вокруг. А давайте с вами тоже станем деревцами, прямыми и стройными березками белоствольными. Пожалуйста, встаньте в круг.

Выполняется динамическая пауза. Речь с движением «Береза»

Слова

Движения

Белая береза на ветру качается,

Качает руками над головой

Вправо наклоняется,

Наклоняется в правую сторону.

Влево наклоняется,

Наклоняется в левую сторону.

И полощет длинные Веточки в реке,

Наклоняется вперед и качает руками

Чтобы были чистые косы по весне

Выпрямляется, проводит руками по волосам, и плечам, опускает руки.

Воспитатель:

● Нам новое задание придумал лесовик.

(Дети подходят к столам, каждый садится на свое место. Спинку держат прямо, сидят красиво, на столе ничего не трогают. На столах у каждого по 2 конверта. В первом - разрезанные листья, во втором – задание – собрать лесную полянку из геометрических фигур).

Воспитатель:

● Чтоб успешно нам заданья выполнять

●  Нужно пальчики размять

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Слова

Движения

Вот деревья:

Ребенок показывает ладони обеих рук с разжатыми пальцами

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта

Загибает пальцы на обеих руках

Мы в лесу встречаем вас.

Сжимаем и разжимаем кулачки

Воспитатель:

● Теперь мы готовы выполнить задания лесовичка.  Возьмите конверт с красным кружком. В нем находятся части листочков известных вам деревьев. Кто быстрее соберет свой листик?

(Дети выполняют задание. Воспитатель находится рядом. Ходит вокруг, наблюдает, поддерживает, если надо помогает).

Воспитатель:

● Скажите, листики, каких деревьев у вас получились?

Дети: 

● Дуба

● Осины

● Тополя

● Рябины

Воспитатель:

● Молодцы! Быстро справились с заданием. Лесовичок вами очень доволен. А следующее задание будет еще сложнее. Возьмите в руки конверт с синим кружком. Положите перед собой содержимое конверта. Что вы видите?

Дети: 

● Геометрические фигуры разного цвета

Воспитатель:

● Назовите эти фигуры

Дети: 

● Круг, овал, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель:

● Назовите, какого цвета треугольники?

● …… прямоугольники?

● …… овал?

● …… круг?

Воспитатель:

● Лесовичок нам предлагает сконструировать полянку из этих геометрических фигур. Большой прямоугольник синего цвета будет основой – полянкой, а геометрические фигуры будут деревьями. А теперь мы становимся конструкторами и выполняем задание лесовичка. Приступайте. Конструкторское бюро начинает работу.

(Дети выполняют задание. Ходит вокруг, поддерживает, если надо помогает). После окончания работы:

Воспитатель:

● Какие деревья растут на полянках?

Дети: 

● На моей полянке растут осинка

● Ель

● Береза

● Елка

Воспитатель:

● Молодцы! Очень красивые у вас получились полянки. А посмотрите, какая красивая полянка получилась у меня. (На экране полянка и деревья из геометрических фигур). А лесовичок приготовил для вас последнее задание, самое сложное. Это загадки о деревьях. (На экране появляются одна за другой загадки. Воспитатель читает их детям поочередно.)

Задание № 4: «Отгадай загадку»

Воспитатель:

● Загадка:                      Что за дерево стоит –

                                        Ветра нет, а лист дрожит.                                   (Осина)

● Загадка:                     Летом в жару он в шубе пуховой,

                                      А зимой совершенно голый.                                (Тополь)   

● Загадка:                     В сенокос – горька,

                                      В мороз – сладка.                                                 (Рябина) 

● Загадка:                   У меня длинней иголки,

                                     Чем у елки.

                                     Очень прямо я росту в высоту.

                                     Если я не на опушке,

                                     Ветви только на макушке.                                    (Сосна)

Воспитатель:

● Лесовичок не ожидал, что вы такие умные и догадливые, молодцы!

● А знаешь, лесовичок, наши дети могут не только отгадывать, они много знают разных стихотворений о деревьях.

(Дети рассказывают стихи о деревьях поочередно. Воспитатель приглашает каждого ребенка прочесть стихотворение).

1-й ребенок:        

Красненькую ягодку мне дала рябина.

Думал я, что сладкую, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

То ль рябина хитрая пошутить хотела.

2-й ребенок:  

Тополь это знают все – чемпион по росту.

И достать мою макушку вам совсем не просто.

Потому что я за лето

Вырастаю на два метра.

3-й ребенок:

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени я стою зеленый.

Значит я выносливый, значит закаленный.

4-й ребенок:

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель:

● Вот какие красивые стихи о деревьях знают наши дети. Лесовичку понравились ваши стихи. Молодцы!

●  А знаешь, лесовичок,  не только у тебя есть подарки нашим детям. Наши ребята тоже приготовили для тебя сюрприз. А какой ты сейчас увидишь.

(Исполняется танец)

Итоговая беседа

Воспитатель: 

● Дети, понравилась вам наша прогулка в заколдованный лес?

● Кто был нашим спутником в этой прогулке?

● Какие задания для нас приготовил лесовичок?

● Как вы думаете, мы подружились с лесовичком?

● А хотели бы вы стать друзьями природе?

Воспитатель:

● Конечно, дети, человек должен любить и охранять природу, потому что природа наш дом.

●  Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом,

     Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком

     В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

      И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!

(Коней занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для старших дошкольников по теме: "Зимние виды спорта".

Данный методический материал используется при составлении конспектов комплексных логопедических занятий и занятий по логопедической ритмики с детьми старшего  дошкольнго возраста....

Конспект дидактической игры по развитию связной речи в старшей группе «Чудеса на зимней полянке»

Конспектдидактической игрыпо развитию связной речи в старшей группе«Чудеса на зимней полянке»...

Конспект спортивного досуга в старшей группе: «Малые зимние Олимпийские игры»

Конспект спортивного досуга  в старшей группе: «Малые зимние Олимпийские игры»...

Конспект дидактической игры в старшей группе "Антитеррор"

Конспект дидактической игры в старшей группе "Антитеррор"...