"Развитие социального опыта детей посредством сюжетно-ролевой игры"
консультация

Бейнарович Светлана Анатольевна

 

     Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Особенности, характерные для личностного развития дошкольника это возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Однако, в настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Развитие социального опыта детей посредством сюжетно-ролевой игры

     

Подготовила: воспитатель

Бейнарович Светлана Анатольевна

2017 г.

     Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Особенности, характерные для личностного развития дошкольника это 
возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Однако, в настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

     В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми. Для детей игра – это труд, требующий усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

     Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

     Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

     Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

     Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно- ролевая игра является мощным средством социализации, «взросления» подрастающего поколения и педагог является старшим другом детей, партнёром по игре. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

     Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных приемов (совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителе), с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе сюжетно-ролевой игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Ролевая игра способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. Для того чтоб эти воспитательные задачи могли решаться в сюжетно – ролевой игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.
     Руководя игрой детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.
Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.
В силу особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста в руках опытного педагога она может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения.
     При руководстве играми детей дошкольного возраста решаются следующие задачи:
1. Формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры;
2. Совместно обдумывать сюжет игры;
3. Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, возникшие во время игры.

4. Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.


     Для осуществления задач воспитания дружного детского коллектива и навыков социального поведения педагогическое руководство игрой должно идти в следующих направлениях:
1. Педагог должен направлять взаимоотношения в группе играющих детей таким образом, чтобы они в известной мере были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей, рассказывая по ходу игры, о том, как они относятся друг к другу в процессе совместной деятельности, как помогают друг другу, координируют свою деятельность и т.п.;
2. Педагог должен поощрять контроль коллектива за исполнением роли каждым отдельным ребенком, следить за тем, чтобы замечания детей друг другу не носили агрессивного характера, не вызывали у ребенка, еще не умеющего хорошо исполнять свою роль, желания выйти из игры;
3. Педагог по ходу игры должен поощрять детей, хорошо исполняющих свои роли, и направлять тех, кто еще недостаточно хорошо справляется с ними.                

     Сюжетно - ролевая игра только в том случае может оказать положительное влияние на развитие личности ребенка, если он будет участвовать в самых различных ролях, находясь в разнообразных взаимоотношениях с другими детьми.
     Детей, чье поведение нуждается в исправлении, педагог должен привлекать к таким ролям, которые упражняли бы их в правильном поведении. При этом педагог старается, чтобы при исполнении этих ролей дети получали удовлетворение. Важно, чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей. 

     В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом, в ходе которого ребенок приобретает свой социальный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "«Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр»

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр». Детям очень нравятся эти игры, они с удовольствием в них участвуют,...

Обогащение социального опыта детей через сюжетно-ролевую игру.

В данной методической разработке представлен опыт работы по обогащению социальгого опыта детей через сюжетно-ролевую игру....

"Развитие социального опыта детей посредством сюжетно-ролевой игры"

В материале говорится о том, что для детей - игра является ведущим видом деятельности, через который ребенок познает окружающий мир и и получает возможность социализации в нем....

"Создание условий для социально-коммуникативного развития детей посредством сюжетно-ролевой игры"

Для пополнения и уточнения знаний в воспроизведения окружающей действительности в младшей группе знакомство с сюжетно-ролевой игрой начинаем с формирования необходимого круга знаний о какой-либо сторо...

Самообразование на тему "Развитие коммуникативных способностей детей посредством сюжетно- ролевой игры"

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему:  "Развитие коммуникативных способностей детей посредством сюжетно- ролевой игры"....

Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры....