Статья "Семья и воспитание чувств"
статья на тему

Крылова Ирина Владимировна

Одним из главным орудием познания мира для ребёнка являются - чувства!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

Статья

«Семья и воспитание чувств»

Выполнила: воспитатель  

 Крылова Ирина Владимировна

                                                                                                 

                                               

Санкт- Петербург

                                              2017г.

«Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы, разорвитесь на части, используйте свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».

А.С. Макаренко

Одна маленькая девочка, любившая поесть, на шутливый вопрос: «И как в тебя столько помещается?» - ответила: «А я внутри гораздо больше, чем снаружи!»

Если не понимать ответ буквально применительно к детскому аппетиту, а толковать его в переносном смысле, то понимаешь, почему эта фраза достойно вошла в психологию. Она образно схватывает суть внутреннего мира ребёнка. Мнения о том, что ребёнок «внутри больше», не раз высказывалась людьми, посвятившими себя педагогике. Исследования позволяют с уверенностью говорить, что дети способны понимать и усваивать гораздо больше, чем мы полагаем, причём едва ли не главным орудием познания мира для них являются чувства. Мы же, взрослые, часто не учитываем этого при воспитании детей, надеясь больше на силу словесного убеждения, на логические доводы, чем на душевную чуткость и восприимчивость малыша.

Родители искренне хотят видеть своего ребёнка ласковым, отзывчивым, добрым и по мере сил, свободного времени, педагогической интуиции, занимаются воспитанием в нём хороших качеств характера. У одних родителей вопреки их стараниям ничего не выходит, у других, напротив, без особых усилий получается, как надо. Почему? Надо прежде понять, что такое эмоциональное воспитание, и каким образом оно осуществляется.

Эмоциональное воспитание, это целенаправленное формирование тех чувств, которые человек испытывает при общении с другими людьми, выработка привычки и умения управлять своими эмоциями и их проявлением. Как и всё воспитание в целом, воспитание чувств осуществляется не от случая к случаю, а непрерывно, изо дня в день.

Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, в гостях у которых вы бывали. Их дом, быт, традиции. Припомнится многое, в том числе и какие-то незначительные на первый взгляд детали, которые тем не менее прочно сливаются с обликом того или иного дома. Теплота и открытость или, напротив, сухость общей атмосферы. Микроклимат семьи. Манера членов семьи держаться между собой и гостями, интонации при разговоре с близкими и друзьями о делах семейных и по работе, мера царящего в доме уюта. Чтобы вернее понять психологический настрой вашей семьи, полезно задать себе несколько вопросов:

  • Как распределены права и обязанности в семье?
  • По какому принципу?
  • Кто задаёт тон?
  • С чьим мнением и почему особенно считаются?
  • Кто вынужден обычно уступать и почему?

Установив роль каждого члена семьи и основания, по которым он её получил, посмотрите, справедливо ли это: соответствует ли роль значению деятельности человека для всей семьи в целом, его личным качествам. Проанализируйте, насколько легко внешние обстоятельства и какие именно влияют на «перераспределение ролей». В какой мере каждый готов поступиться долей своих бытовых привилегий, взять на себя часть чьих- то забот. Что происходит, например, в связи с прибавлением семейства, болезнью одного из родственников, выходом на пенсию и прочее.

А теперь введите в это переплетение интересов и обязанностей ребёнка. Постарайтесь понять и уяснить, что на эмоциональное здоровье ребёнка влияет повседневная жизнь семьи.

Для успешного эмоционального воспитания необходимо, чтобы ребёнок с рождения занял верное место в семье, чтобы близкие нащупали и утвердили в общении с ним верный тон.

Если малыш в семье самый важный и замечательный, если он магнитный полис всех событий, если он стержень и основа, то дело плохо. Начинается всё довольно невинно. Внедряется, например, игра в вопросы и ответы: «А кого Ванечка больше любит? Мамочку? Папочку? А после папочки? Ах, бабушку! А мы все больше всего на свете любим только Ванечку!». Проходит десяток лет и оказывается, что Ванечка любит … только себя. Самый надёжный способ получить богатый урожай эгоизма - это организовать жизнь семьи с одним центром внимания, заботы, восхищения и любви – ребёнком.

Ребёнка надо не только любить, но ещё и уважать! Не унижать его достоинство. Малыш должен слушаться старших не «рабски», а подчиняясь семейной дисциплине, которая накладывает определённые обязательства на всех членов семьи. Он не должен чувствовать какой-то исключительности своего положения среди взрослых. Одна из бед домашней педагогики состоит в том, что родители склонны приносить ненужные жертвы для воспитания. Лишние лакомства, подчёркнуто предназначенные только для малыша, лишняя дорогая, но быстро надоедающая игрушка, лишняя обновка в ущерб себе, взамен чего-то гораздо более необходимого для семьи- без этого всего ребёнок прекрасно обойдётся и будет только здоровее душой.

Какие же жертвы с родительской стороны окажутся полезны ребёнку? Например, если вы постараетесь изжить некоторые привычки, способные подать дурной пример. Если вы не пожалеете своего свободного времени и займётесь с ребёнком интересным и полезным для него делом, научите чему- то, поиграете с ним.

Когда речь заходит о микроклимате в семье, прежде всего встаёт вопрос: какие ненастья переносимы, а какие губительны для растущего человека? К сожалению спорные ситуации становятся причиной откровенных семейных ссор. Трудно представить, что–либо более вредное для воспитания ребёнка, чем крик, истерики, использование не нормативной лексики при детях. Недоразумения можно выяснить и стараться разрешить споры, оставаясь при этом близкими и уважающими друг друга людьми.

Дети, привыкшие к конфликтам в семье, вырастают издёрганными, раздражительными, часто сами становятся неуживчивыми, мнительными, мелочно «принципиальными». То, что можно назвать семейным очагом, создаётся преобладанием положительных эмоций –бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы- над отрицательными – раздорами, скукой, унынием. Семья не должна быть только местом тихого уединения, однообразного отдыха от трудов праведных. Жизнь семьи не должна быть нудной и тусклой, ведь дети по своей природе жадны до впечатлений. Дома им должно быть интересно. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Она является «эмоциональным балансом» положительных и отрицательных факторов. Люди по-разному проявляют свои чувства. Бывает так, что поведение человека не соответствует тому, что он в данный момент переживает. Под грубостью может скрываться нежность, под показной развязностью – робость, а признаки первой влюблённости на острую неприязнь. У детей бессознательная замена одной эмоции другой происходит гораздо чаще, чем у взрослых. Например, утомление легко переходит в возбуждение и неуёмное озорство. Речь идёт не о притворстве, а о неумении управлять собой. Для эмоционального здоровья, важна подлинность чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Если в зависимости от настроения ваши реакции, то преувеличены, то слишком вялы, ребёнок лишается ориентира в мире чувств.

Когда в семье принято нарочитое, шумное проявление чувств, у ребёнка может возникнуть эмоциональная перенасыщенность. Если его слишком много целуют, или слишком много на него кричат, или делают то и другое поочерёдно,- включается «автоматическая защита от перегрузок». Например, в ответ на поцелуй вы получите равнодушный «чмок», а в ответ на упрёк – не содержащие раскаяния «больше не буду». Маленького человека, а прежде всего самих себя, надо приучать к экономному, сдержанному проявлению чувств, благородному «внешнему рисунку» эмоции. Если вы при ребёнке неистово, неумеренно тискаете и целуете его младшего братика или показывая гостеприимство и радушие, насильно гостя заставляете есть и пить, то вы тем самым преподаёте ребёнку урок чрезмерного проявления побуждений и чувств.

Нужно ли ограждать ребёнка от нездоровых влияний? Да. Но это не значит, что надо изолировать его от жизни, от окружающей его действительности. Есть детский сад, двор, телевидение, соседи и друзья. Мир, с которым, взрослея, столкнётся ребёнок, соткан не только из добра. «Самих по себе» детей не бывает. Бессмысленно отрывать формирование личности от среды, в которой оно происходит, и прежде всего от семьи. В первые годы жизни, в решающие годы, мироощущение детей во многом зависит от семейного воспитания. Ребёнок должен быть готовым к отпору негатива, от встречи с которым он не застрахован. У ребёнка с нормальной развивающейся системой чувств, растущего в семье жизнерадостной и духовно здоровой, механизм эмоциональной защиты, сопротивляемости вырабатывается сам, без дополнительных усилий со стороны родителей. Здоровое, правильное эмоциональное воспитание – это заряд оптимизма, мажорный настрой, вера в завтрашний день, уверенность в жизни для ребёнка.                                          

 И самое главное: воспитывая детей, мы воспитываем себя, развиваемся, совершенствуемся и «растём» вместе с ними.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Воспитание чувств"

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям,а, познать чувство ответственности и т. д....

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа  с родителями и детьми о воспитании детей, привитии им вежливости и доброжелательности....

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа с родителями и детьми в воспитании детей в детском саду...

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с творчеством Владимирских пейзажистов

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с творчеством земляков....