«Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки посредством технологии тестопластики»
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Рябова Илона Геннадьевна

       В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста.  Этот период в  жизни  ребенка уникален и важен для развития всесторонней гармонично развитой личности, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, способного адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ему наше общество.
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте актуально и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования  точных, координированных движений кистей и   пальцев рук,   которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать,  писать, т.е. выполнять множество  бытовых  и  учебных  задач. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, потому что  стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неспешность. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Развитию общей ручной умелости способствуют  в первую очередь различные виды  продуктивной деятельности (лепка,   аппликация,  конструирование). Я   остановила свой выбор  на  технологии  тестопластики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32»

Доклад-презентация

«Развитие мелкой моторики руки посредством технологии тестопластики»

                                                                                       

                                                                                         Воспитатель:
                                                                                                    Рябова И.Г.

г.  Арзамас, 2015 г.

       В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста.  Этот период в  жизни  ребенка уникален и важен для развития всесторонней гармонично развитой личности, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, способного адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ему наше общество.
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте актуально и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования  точных, координированных движений кистей и   пальцев рук,   которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать,  писать, т.е. выполнять множество  бытовых  и  учебных  задач. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, потому что  стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неспешность. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Развитию общей ручной умелости способствуют  в первую очередь различные виды  продуктивной деятельности (лепка,   аппликация,  конструирование). Я   остановила свой выбор  на  технологии  тестопластики. Я считаю, что эта технология способствует созданию  условий, необходимых для возникновения социальной ситуации развития детей, которые обозначены ФГОС ДО (3.2.5.):

  1. обеспечение эмоционального благополучия детей  через непосредственное общение с каждым ребенком;
  2. поддержку индивидуальности и  инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и не директивную помощь детям;
  3. создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.

На мой взгляд, эта технология дает возможность обеспечить деятельностный подход в воспитании, поскольку тестопластика не просто деятельность, а совместная

деятельность детей с взрослыми по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Это способствует  возникновению такого психолого-педагогического условия,  как формирование и поддержка положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях   (ФГОС ДО (3.2.1)).

Наблюдая за детьми я заметила, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми.

 Привлекла меня и доступность материала, практическое значение изделий, возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Проанализировав все положительные моменты лепки из теста, а также существующие условия, я поставила перед собой цель – развития  мелкой моторики руки  посредством  технологии тестопластики .

Использование данной технологии помогает решать следующие задачи:

- обогащать развивающую  предметно-пространственную среду группы оборудованием, необходимым для работы с тестом,

- содействовать формированию познавательного интереса в процессе работы  с соленым тестом, воспитанию целеустремленности и  настойчивости в выполнении работы у детей  среднего и старшего дошкольного возраста,

- способствовать  развитию компетентности родителей в вопросе развития мелкой моторики руки.

      Одним из направлений моей деятельности на организационно-содержательном этапе стало обогащение развивающей  предметно-пространственной среды. Для организации совместной деятельности с детьми по обозначенному направлению я приобрела всё необходимое оборудование – ёмкость для замешивания теста, пластиковые (деревянные) доски на каждого ребёнка, деревянные скалки небольшого размера, пластиковые ножи для разрезания теста. Кроме того, для украшения готовых форм специально заготовила элементы природного декора и бросовый материал  – семена растений, еловые и сосновые шишки, сушёные листья, пуговицы, монетки, колпачки от фломастеров и т.д.

Я разработала план работы с соленым тестом на основе тематического плана. Например: тема «Осень» – мы создаем декоративное панно с использованием листьев, веточек, декоративных элементов.

 На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т.д.). В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.).

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок.

Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили.

Готовые изделия мы с ребятами сушим на воздухе, после чего начинается окрашивание и роспись. Для раскрашивания поделок мы используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия, исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие

 Следующий этап — это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами и косточками.

В процессе работы я отметила, что приемы тестопластики способствовуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание. Делятся впечатлениями с родителями. При выполнении заданий дети проявляют творческие способности, интерес, речевые умения и навыки. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания.

Самостоятельная деятельность позволяла помочь детям закрепить полученные навыки и содержала такие моменты, как: работа с пооперационными картами рецептов соленого теста, приготовление соленого теста в уголке экспериментирования, рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малых скульптурных форм, барельефов, создание индивидуальных поделок по замыслу. 

Большую помощь в занятии с детьми тестопластикой мне оказали родители. Взаимодействие с ними, как равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, считаю ещё одним важным условием. Установление с родителями дружеских, доверительных отношений стали залогом получения высокого результата. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводился мною до сведения родителей, благодаря чему ребенок имел возможность получить похвалу, одобрение от них, что очень важно для формирования адекватной самооценки. 

Оценивая результативность работы, можно отметить следующее:

-Дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

-Дети при обучении графомоторным навыкам продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линию.

-У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, дети стали более общительными.

-Дети проявляют инициативность, у них развивается уверенность в своих силах.

-Дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, способны доводить до конца начатое дело.

Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

· метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

· метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

· метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

· метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

· метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

· метод разнообразной художественной практики;

· метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

· метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

· метод эвристических и поисковых ситуаций.

На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:

· создание необычной, новой обстановки;

· создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);

· детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;

· новые проблемные ситуации;

· неповторяющиеся задания;

· учет возможностей и интересов каждого ребенка

Программное содержание

Методы и приемы проведения

Этап №1 «Осенний натюрморт» (приложение №2)

• Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста

• Использовать приемы

раскатывания, сплющивания,

оттягивания краев

•развивать композиционные умения

•Учить достигать наилучшего результата

• Беседа «Что такое натюрморт?»

• Художественное слово

• Сообщение детям занятия

• Игровой прием

• Мотивация детей к

самостоятельной работе

• Совместный анализ и просмотр детских изделий

• Натюрморт из соленого теста.

Этап № 2 «Звонкие колокольчики» (приложение №3)

• Учить создавать объемные поделки из соленого теста

• Развивать эстетическое восприятие формы

• Учить передавать форму колокольчика

• Лепить полые формы

• Наносить рельефный узор на поверхность предмета

• Повышать сенсорную чувствительность

• Развивать воображение, общую умелость

• Беседа о предстоящем празднике «Новый год»

• Распределение работы между детьми

• Объяснение и показ лепки

• Создание атмосферы

творчества

• Учить пользоваться стекой

(наносить рисунок)

• Анализ детских работ

• Использование изделий для украшения группы

Этап № 3 «Снежный кролик» (приложение №4)

• Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка

• Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием

• Поддерживать интерес к поиску способов лепки

• Повышать сенсор. чувствительность

• Общую ручную умелость

• Мелкую моторику рук

• Художественное слово

• Рассматривание кролика в уголке «Живой природы»

• Беседа

• Рассказы детей

• Создание творческой атмосферы

• Сообщение детям темы занятия

• Показ и объяснение выполнение работы

• Мотивация детей к самостоятельной работе

• Помощь, подсказка

• Совместный анализ детских

работ

Этап №4 «Крямнямчики» (приложение №5)

• Продолжать освоение рельефной лепки

• Создавать уплощенные фигурки

• Украшать изделия

• Ориентировать на поиск

гармоничных сочетаний разных форм

• Развивать комбинаторские

способности

• Совершенствовать умение

оформлять поделки

• Учить работать по замыслу

• активизировать приемы декорирования лепных образов.

• Художественное слово

• Предварительная работа

• Сообщение темы занятий

•Показ и объяснение

выполнение работы

• Помощь и подсказки

• Создание благоприятных

условий для творчества детей

• Создание сюжета из

вылепленных изделий

• Анализ детских работ,

совместный просмотр.

· Использование выполненных работ в игровой деятельности


Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки. У пяти детей из восьми выразительный образ в лепке, т.е. эти дети более склоны к творчеству.


3.3 Контрольный эксперимент


Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.

Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети старшей группы.

Тема занятия: свободная лепка по русской народной песенке «Ходит Дрема возле дома» (приложение №6)

Программное содержание:

· Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки;

· Учить планировать свою работу;

· Развивать воображение, чувств

10.   Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006

12.   Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006

13.   Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

14.   Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

15.   «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.

16.   Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд. М., 1985.

17.   Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

18.   Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.

19.   Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

20.   Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

21.   Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

Работа с гофрированной бумагой способствует развитию мелкой моторики руки, что в свою очередь способствует развитию памяти и фантазии, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспери...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики посредством микромассажа»

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики посредством микромассажа»...

Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...

Консультация "Развитие мелкой моторики руки посредством нетрадиционных техник рисования"

Консультация "Развитие мелкой моторики руки посредством нетрадиционных техник рисования"...