Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Баннова Ольга Евгеньевна

Особенности развития и воспитания девочек и мальчиков  - эта тема всегда была актуальна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_dou.docx85.04 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

I.Введение……………………………………………………………………………..2

II. Теоретическая часть.

1.Гендерные особенности детей – дошкольников……………………………....2

2. Мальчики и девочки 4-го  года жизни………………………………………...6

III. Практическая часть.

1.Гендерная компетентность педагогов………………………………………….6

2.Использование маркеров с акцентом на гендерную идентичность…………10

3.Воспитание девочек и мальчиков в современной семье……………………..10

4.Диагностика результатов уровня гендерной идентичности детей…………..11

IV. Заключение………………………………………………………………………..11

V. Список литературы………………………………………………………………...12

VI. Приложения:

1 .Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков младшего

возраста в совместную игровую деятельность……………………………..….13

2.Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»…14

3.Консультация для родителей «Девочки и мальчики»……………………….18

4.Советы родителям «Воспитываем мальчиков и девочек»…………………...19

5. Диагностическая методика беседы  изучения уровня полоролевого

воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………21

6. Результаты изучения гендерных установок у детей 2 младшей группы…...22

I.Введение.

Тема полоролевого воспитания детей интересует меня и как воспитателя, и как маму двоих разнополых детей. Ведь известно, что дошкольный возраст – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики ребёнка.

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет малыш начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет  у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Однако, содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С.А. Марутян, Т.А. Репина и др.), приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Решение этой задачи осложняется тем, что начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек. В настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

На сегодняшний день актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий. Перед нами встает задача поиска путей, которые способствовали бы дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

II. Теоретическая часть.

1.Гендерные особенностидетей – дошкольников.

Достоверно установлено – девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические умения, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.

Гендерная психология определяет следующие различия:

  • По показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание у девочек.
  • Существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения.
  • В раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а девочки – красный и фиолетовый.
  • В старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании.
  • В речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек.
  • Девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях.
  • Мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии.
  • Самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек.
  • Стремление отделиться от противоположного пола появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков на четвертом.

Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами.

Но не только поэтому детей надо воспитывать с учетом их гендерных особенностей. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписаного гендерного кода и жёстко наказывают его нарушителей.Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

  1. для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;
  2. мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек;
  3. в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого родители и педагоги должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому, первоочередной задачей является введение в жизнь детского сада полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это уместно.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики  при общении со взрослыми и детьми.

 Поэтому вработе с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить больше времени, для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

При оценке поведения детей и результатов их продуктивной деятельности  воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать и т.п. Каждый приобретенный навык, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-либо виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях. Всё это требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение кподобного рода занятиям мальчиков и научить руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Я обратила внимание на то, что разное содержание игрчасто не может быть реализовано детьми.Нам, воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

В настоящее время в массовой практике ДОУ отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «довчоночных» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость и т.д.К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и детском саду существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.  Решение  станет реальным, если   учитывать современные достижения психологии и педагогики.

2. Мальчики и девочки 4 года жизни.

Работая с детьми 3-4 лет, я обратила внимание на ряд характерных симптомов, говорящих о кризисе 3-х лет. Это негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание взрослых,

К трем годам дети начинают отчетливо различать свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. Гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

  • внешность;
  • имя;
  • образ «Я» (во времени – в настоящем и будущем);
  • установки (социума, собственные);
  • роли (социума, собственные).

Наблюдения учёных   позволили выявить определенную закономерность: как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным в себе, таким он будет и в жизни.

В возрасте 3-4 лет гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности.

В результате дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, что «делают мальчики» и «что делают девочки». Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости.

Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно, дети должны уже осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно.  Я считаю тему гендерного воспитания актуальной и интересной. Благоприятным периодом для начала этой работы является младший дошкольный возраст.

III.Практическая часть.

1.Гендерная компетентность педагогов.

Психолого-педагогическими исследованиями Т. Н. Дороновой, С. Г. Якобсон было установлено, что интерес к деятельности, особенно к продуктивной, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым. В работе с детьми 3-х лет я использовала несколько приёмов:

  • одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;
  • использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончании занятий, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;
  • осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т.п.

Для того, чтобы дети могли одушевлять игровой персонаж, я готовлю его в достаточном количестве – на каждого ребенка. Это могут быть небольшие объемные или плоскостные игрушки. А учитывая, что в этом возрасте у детей формируется гендерная идентичность, это игрушки-мальчики и игрушки- девочки. В такой комплект входит и игрушка-мама.

Изучая механизм полоролевого воспитания, я определила для своей работы с детьми средства, методы и формы.

Средства – народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, которые развивают нравственно-волевые качества, характерные как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации; игровые и реальные диалоги; игры (театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, схемы).

Формаорганизации – деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.В работе с детьми 3-4 лет реализую технологию, способствующую формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственных). С этой целью создаю проблемные ситуации, моделирую жизненно значимые ситуации. Перед детьми ставится задача, при решении которой ребенок должен определиться и руководствоваться рядом действий в среде сверстников. Например, модель поведения для мальчиков:

  • Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не   замечая девочки?

Модель поведения для девочек:

  • В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми?

Формированию представлений о различии полов мне помогают дидактические игры.

  • «Кто что носит?» Цель: Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Материал: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. Задание: Разобраться, какая одежда нужна куклам Кате и Пете.
  • «Наши прически».Цель: Формироватьпредставление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. Материал: картинки  сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, резинки, заколки, бантики, зеркало. Задание: Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких – девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.
  • Использую игры – состязания или игры в кругу: «Скажи больше добрых слов о маме, о папе», «Назови вещи, которые могут принадлежать только маме, (папе)» и т.п. «Я знаю много имен мальчиков (девочек)» и др.

Технология, способствующая овладению способом мужского и женского поведения, включает в себя игры-занятия с куклами. Задание: Накормить куклу Машу, одеть куклу Машу на прогулку, помочь принять ей гостей, вылечить куклу Машу.

Я считаю целесообразным использование подвижных игр, где создается атмосфера общности, чувство сопереживания и ответственности. Провожу такие игры как «Коршун», «Утята», «Мыльные пузыри», «Каравай», «Ровным кругом» и др.

Эффективным приемом считаю использование схем-действий полоролевого поведения мальчиков и таких же схем поведения девочек, где отражаются культурные эталоны поведения, усваиваются правила мужского и женского поведения.

И, конечно же, сюжетно-ролевые игры лучше всего помогают детям овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье, в обществе. В своей работе я использую перспективное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков младшего возраста в совместную игровую деятельность. (Приложения №1,2).

Технология, развивающая нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек, лучше всего реализуется на мой взгляд, в совместной трудовой деятельности. Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых – получить положительный результат.

  • Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают.
  • Уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т.д.

Дети очень любят символические игры, которым я тоже отвожу достойное место. Например, «Кто живет в твоем сердце?», где использую метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что…», «Мне радостно и я…», «Больше всего я люблю…», «Когда вырасту, я…» и др.

Работая над проблемой полоролевого воспитания детей, я считаю, что пространственно-предметная среда стимулирует ребенка на отражение своего мужского или женского образа. При ее построении я учитываю:

  • Принцип эмоциогенности – то, что дает ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
  • Принцип свободы и самостоятельности – то, что позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать ее по своему усмотрению;
  • Гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим, предметным, социальным и природным миром.

Элементами пространственно-предметной среды выступают:

  • Игрушечная гостиная – мини-среда светского этикета (диван, сервант с посудой, стол, торшер, цветы на столе и на стенах и т.д.), где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол и т.д.)
  • Мини - среда, представляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений (фрагмент игрушечного кухонного блока: шкаф с полочками и ящиками, газовая плита, посуда, стол для разделки и приготовления пищи; ванный блок: тазики для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, игрушечные инструменты и т.д. );
  • Уголок для мальчиков с элементами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски ), что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, полицейский, строитель и т.д.);
  • Домашний очаг – микро-пространство для девочек -  модель уютного уголка: куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы которые способствуют выполнению различных социальных ролей;
  • Схемы–действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
  • Уголок красоты – закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расческами, заколками, бантиками), где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;
  • Карточки – символы, выражающие доброту, красоту,  смелость, силу,  т. е. те ценности, которые определяют и направляют поведение.

  1. Использование маркеров с акцентом на гендерную идентичность.

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений  детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – это девочка, а он – мальчик.Поэтому я использую простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. При общении с детьми младшей группы я сделала такие маркеры:

  • Дифференцировала на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
  • Подбирала полотенца  для рук двух разных цветов, стаканчики для полоскания рта, мешочки для хранения спортивной формы;
  • Дифференцировала на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т.п.

В изготовлении маркеров гендерных различий принимали участие и сотрудники детского сада, и родители. Обязательным условием в изготовлении маркеров является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет их вкусов и привязанностей. Общим для девочек и мальчиков является, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек предпочтительна окраска стен в розовые, палево-золотистые, слегка размытые оттенки цветов, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов.

  1. Воспитание девочек и мальчиков в современной семье.

Какова же роль семьи в гендерном воспитании? В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.

В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей (82%) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5%) знают, как это делать. А как быть с остальными?

По моему мнению, формирование доверительных отношений с родителями воспитанников – основа всего. Мной были проведены родительские собрания  о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у дошкольников полоролевых стереотипов поведения(Приложение №3), анкетирование родителей (Приложение №4) Эффективно, на мой взгляд, работают информационные буклеты, а так же памятки-рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек в семье.(Приложения №5,6,7 )

  1. Диагностика результатов уровня гендерной идентичности детей.

Работа по гендерному воспитанию требует тщательной  подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.Для изучения уровня полоролевого воспитания детей младшего дошкольного возраста я использовала диагностическую методику, построенную в форме беседы. (Приложение №8). Динамику результатов гендерного воспитания детей 2 младшей группы можно наглядно увидеть  в представленной диаграмме. Если на начало года низкий уровень представлений об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек составлял 15 %, средний 60%, высокий 25%, то на конец учебного года низкий уровень  составляет 5 %, средний 25 %, высокий 70 %  (Приложение №9).

IV. Заключение

Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, я пришла к выводу,  что проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных    направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду.

В своей работе по этой теме мной  были решены следующие задачи:

  • выявлена сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
  • разработана система критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;
  • разработана дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;
  • определены необходимые атрибуты и материалы для ролевых игр девочек и мальчиков;  
  • разработаны рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации дошкольников девочек и дошкольников мальчиков.

В заключении, я хочу еще раз подчеркнуть, что абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность – мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах»,  и в моих силах внести достойный вклад в формирование эмоционально благополучных, социально адаптированных дошкольников.

Список использованной литературы

 1.  Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

2.  Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

3.  Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

4.  Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.

5.  Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.

6.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.

7.  Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

8.  Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

9.  Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

10.  Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

11.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.

12.  Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

13.  Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

14.  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

15.  Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

16.  Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

17.  Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

18.  Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

19.  Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с

20.  Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.

22.  Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с

24.  Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176

Приложение №1

Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков младшего возраста в совместную игровую деятельность.

№ п\п

Игра

Вариативность игровых действий

Приёмы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность.

1.

2.

3.

4.

1.

«Семья»

Приём гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда, папа ушёл на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату? Может быть, соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую. Мебель.

2.

День рождения куклы

У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. «Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечи! Кто-то съездит в магазин за свечками?»

3.

Кукла заболела. Вызов скорой помощи.

Кукла-дочка заболела. С ней дома остался только папа. Ему нужна помощь. «Девочки, подскажите, что делать?» Девочка предлагает вызвать скорую помощь. «Мальчики, постройте скорее машину «скорой помощи», а то врачу не на чем приехать  к больной кукле.» Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

4.

Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье.

В группе перестановка после дневного сна. «Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи –то все тяжёлые. Нам нужна грузовая машина. Мальчики, может быть не все ещё выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики?» на новоселье приглашаются все участники переезда.

5.

Поездка на автобусе.

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа (в лесу, в магазине)? Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус, нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром?(кондуктором) и продавать билеты? А ещё нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.» Водителя можно выбрать считалкой. В путь!

6.

Непредвиденная дорожная ситуация.

На построенном автобусе девочки вместе с куклами отправляются по магазинам. Вдруг спускает колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или заменить его.

7.

«Магазин»

Магазин открывается.

Путешествие на автобусе было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

8.

Купим одежду кукле

Девочка-мама идёт в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому товар должен охраняться. Роль охранников можно предложить мальчикам.

9.

«Автомас-

терская»

Перерыв на обед

Мальчики-«слесари» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить. Давайте приготовим им обед. Мальчики-водители, привезите девочкам фрукты, овощи и т.д.

10.

«Парикмахерская»

Новые причёски

Воспитатель приходит с новой причёской и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

11.

Причешем куклу

Воспитатель обращается сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куклам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосы спутались, да и чёлку надо подстричь. Мальчики, открывайте скорей парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать.

Приложение №2

Родительское собрание

"Родителям о воспитании девочек и мальчиков"

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, мультимедиапроектор, экран,презентация  библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.

Звучит детская песенка о девочках и мальчиках.

Ход собрания

      Воспитатель: Уважаемые родители! Мы продолжаем наши встречи, посвященные воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшней психологической гостиной "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Прежде чем я перейти к раскрытию темы я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом?

2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?

Психолог. Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.

Задание № 1 - "Ладошки".

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

Задание № 2 - "Рассказы в картинках".

А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка). Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать.Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)

Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.

Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.

Пример рассказа мамы Саши П.:

Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.

Задание №3 - "Девочки это:, мальчики - это:".

Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Это распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность.

Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола. Перед нами стоит задача - поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками. Организация совместных игр формирует зачатки учебной деятельности, учит детей действию сообща. Игрушка же предмет- это предмет для игры, который имеет большое значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью.

Задание № 4 - "В Детском мире".

Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.

Задание № 5 - "В гостях у сказки".

Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.

Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:

  • "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
  • "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
  • "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.

Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."

Задание № 6 - "Творческая мастерская".

Воспитатель: А сейчас творческая мастерская. Предлагаем папам соорудить кошелек принцессы, а мамам - смастерить пароход для сына (работа в подгруппах).

Заключительная часть.

         Психолог. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола.

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Список литературы.

1. М.А. Панфилова "Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье", с.12

Приложение №3

Консультация для родителей «Девочки и мальчики»

      Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики.

      Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен...», «К пяти годам он уже умеет...» А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков, и девочек.

       Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

      Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

     Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

      При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.

     Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

      Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

     До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

      Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

       Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

      Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

      Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

       Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.

       У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

      У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

     Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

      Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

      Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Приложение №4

Советы родителям«Воспитываем мальчиков и девочек»

  •   Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
  •  Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
  •   Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
  •   Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
  •  Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
  •   Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
  •   Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
  •   Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
  •   Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
  •  Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
  •  Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
  •   Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Заботиться – значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.
  •   Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять – значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
  •   До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, – он стесняется вашего поведения.
  •   Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
  •   Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.
  •   Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе.
  •   Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей.
  •   Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества – чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.
  •   Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то, что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.
  •   Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, – однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков – мотивация к деятельности.
  •   Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
  •   Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.
  •   Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
  •   Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  •  Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
  •   Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.
  •   Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.
  •   Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  •   Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  •   Старайтесь, давая задания мальчикам, включать  в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
  •   Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  •   Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  •  Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  •   С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.
  •   Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно

Приложение №5

Диагностическая методика беседы  изучения уровня полоролевого воспитания детей младшего дошкольного возраста

 Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.Беседа включает вопросы:

1.  Как тебя зовут?

2.  Ты мальчик или девочка?

3.  Мальчик и девочка — одинаковые или разные?

4.  В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?

5.  С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?

6.  Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

7.  Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?

8.  Кто в твоей семье самый сильный?

9.  Кто в твоей семье самый красивый?

10.Что в семье делают папа и мама?

Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл. Высокий уровень - 10 баллов, средний уровень – от 9 до 5 баллов, низкий уровень – меньше 5 баллов.

Приложение №6

Результаты изучение гендерных установок у детей 2 младшей группы.

№ п/п

Срок обследования

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

2.

 Октябрь 2010 г

Май 2011 г

5 ч  (25%)

14ч (70%)

12 ч  (60%)

5 ч (25%)

3 ч (15%)

1ч  (5%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...