Игра как средство социальной реабилитации детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Игра является одним из главных средств реабилитации детей дошкольного возраста. Именно игра помогает ребёнку быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым бытовым и социальным условиям. Игра – своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируется определённое отношение  к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство социальной  реабилитации детей дошкольного                                                         возраста.

Игра является одним из главных средств реабилитации детей дошкольного возраста. Именно игра помогает ребёнку быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым бытовым и социальным условиям. Игра – своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируется определённое отношение  к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

     Первым решающим условием психического развития ребёнка и основой его благополучия в новых жизненных обстоятельствах являются доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Игра является эффективным средством формирования таких качеств как  организованность, самоконтроль и т. д. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

        В своей практике я применяю психологические игры, которые помогают сформировать у ребёнка основные навыки общения, развить его волевые и нравственные качества. Это такие игры как « Катюшин день рождения», «Ласковое имя», «Пожалей мишку»,  «Подарок», « Мостик», Бездомный заяц» и другие. Подобные игры воспитывают у детей чувство сопереживания, сочувствия к другим людям, развивают  уважение к окружающим, навыки общения со сверстниками. Задача воспитателя – организовать игру так, чтобы ребёнок научился правильно пользоваться  речевыми и неречевыми средствами коммуникации, также взаимодействовать с партнёрами по общению без  проявления агрессии.

         В процессе социальной реабилитации  проводится постоянная работа по формированию культурно – гигиенических навыков. Более эффективно происходит усвоение навыков , особенно для детей младшего дошкольного возраста, в сюжетно- ролевых играх: « Зайка умывается», « Как Катя чистит зубы», « Банный день», « Большая стирка», « День рожденья», « В столовой», « Мы ждём гостей» и другие.

           В ходе социальной реабилитации  большое внимание уделяется обогащению кругозора  и развитию речи, развитию личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, произвольности. Этому способствуют развивающие игры, которые позволяют детям углублять знания об окружающем мире, приобретать новые навыки и улучшать уже полученные, воспринимать окружающий мир во всём его многообразии. Именно через игры маленький человечек постигает окружающий мир. Задача воспитателя сделать  это постижение увлекательным, а значит успешным, и решать очень много проблем с адаптацией детей в новом социальном окружении и новых условиях. Дети с большим удовольствием играют в лот « Фрукты – овощи»,  «Профессии», « Транспорт», « Домашние животные», « Дикие животные». Игры, развивающие логическое мышление, воображение: « Кто как ходит»,  « Угадай предмет», « Волшебный мешочек», « Кто на кого похож», « Правильно - неправильно», « Похлопаем-потопаем». Игры. помогающие развивать слух детей, их умение воспринимать на слух конкретные задания: « Телефончик», « Узнай, кто я такой», « Тише – тише». « отгадай, что звучит».

            Мир многообразен, и многообразие его проявляется , в том числе, в его цветах и оттенках. Примерно к трём годам дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, но в нашей реальности зачастую многое приходится учить заново. При этом важно непросто заучить с ребёнком основные цвета, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются. Здесь проводятся такие игры: « Волшебные крышечки», « Бусы», « Цветные шаги», « Цветочная полянка», « Цветные дорожки».

              Очень часто воспитателю  приходится работать с детьми с зедержкой речевого развития. Мышление и речь неразрывно связаны между собой: без речи нет мышления , и в тоже время мышление невозможно без работы мысли, поэтому в данной ситуации активно применяются пальчиковые игры: « Пальчики », « Снежинки» , « Рифмовалки». « Рассказ по картинке», « Кто как говорит», « Где спрятался зайчик»,  « Чудесный сундучок»,  « Отгадай-ка» и т. д.

                 Не следует забывать, что целью игры является не передача конкретных знаний, умений, навыков, а развитие определённых психических процессов и способностей ребёнка.

                Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них воспитатель должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает их в совместную деятельность, делает  её важной и значимой для них. В то же время воспитатель организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, отмечает ошибки при проведении игры.  Подбор игр должен быть продуманным и не случайным.

               Немаловажное значение в социальной реабилитации детей имеет место коррекция физического развития ребёнка  и здесь  подвижные игры имеют главенствующее значение. Пользу их трудно преувеличить: они прекрасно развивают у детей координацию движений, быстроту и ловкость, заставляют активно работать детские мышцы. И, кроме того, они веселы и занимательны, дарят ребёнку  хорошее настроение и позволяют ему расходовать энергию, которая у детей этого возраста , конечно, выплёскивается через край. Во время прогулки проводятся разнообразные игры: « Зебра», « Чародей», «Рыбалка», « Раз хлопок, два хлопок»,  «Стрельба по мишени», « Перетяжки», « Волк и козлята», « Верблюжьи бега» и многие другие.

                Сюжетно – ролевая игра также является одним из любимых детьми видов деятельности. Она, как правило,  носит коллективный характер, что способствует развитию коммуникативных навыков детей. В итоге формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. У детей возникает интерес к различным событиям в жизни, к разным видам труда взрослых. Это такие игры, как « Магазин», « В парикмахерской», « На приёме у врача», « Школа», « В библиотеке», «День рожденья Даши», «Моя семья» и т. д.

               Таким образом, игра в коррекции, развитии детей дошкольного возраста имеет ведущую роль, помогает процесс социальной реабилитации ребёнка сделать успешным и эффективным.

    Литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кН. для учителя.- М.: Просвещение,- 1987.-144 с.-(Психологическая наука –школе).
  2. Арсенина Е.Н., Матюшкин О.Л., Хромова С.А.- Энциклопедия детских игр. Развивающие, психологические. музыкальные, подвижные игры.- Ярославль: Академия развития, 2007-256 с.  
  3. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста .- М., 1978  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

Презентация:"Театрализованная деятельность как эффективное средство социальной адаптации детей дошкольного возраста"

Основная цель это сотрудничество с актёрами действующих театров, для того чтобы дать детям проявить себя в творчестве, раскрепостить мологоворящих и застенчивых детей. Поэтому взаимодействие заключает...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....