Музейная педагогика в детском саду
методическая разработка на тему

Музейная педагогика – инновационная педагогическая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика – научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребёнка.

Музейная педагогика в дошкольном учреждении – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности, к культурному наследию человечества, к предметам искусства.

Её цель – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи образовательной деятельности: формирование у дошкольников представления о музее; развитие проектно-исследовательских умений и навыков; воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению; способствовать формированию самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире; обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; развитие речи и расширение словарного запаса; воспитание культуры поведения.

Музей обладает большим образовательным потенциалом.

Направления музейной педагогики:

- создание и использование мини-музеев в детском саду;

- сотрудничество детского сада с музеями;

- внедрение элементов музейной педагогики в педагогическую деятельность (знакомство с музейными профессиями, понятиями, шедеврами искусства, видами музеев, жанрами живописи);

- поисковая, проектная, экспериментальная, коллекционная.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев. Самым ценным и главным его достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.

Каждый музей работает в нескольких направлениях:

• поисково-собирательское (на начальном этапе). Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность;

• экспозиционное (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать;)

• экскурсионное (внутри музея).

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это, например, может быть срисовывание понравившейся картины.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые и проектные технологии.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Основной целью включения музейной педагогики в образовательную деятельность является творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...