«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
консультация (средняя группа) на тему

Моненко Марина Станиславовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления

                     с родным краем»

                                                                     Воспитатель: Моненко М.С.

                                                                                     






                         


Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей. 
Невозможно переоценить роль культурно-исторического наследия в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. 
Народное искусство Курской области многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, мы всегда старались сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами. 
О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. 
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 
Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. 
Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.               Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.                         Организуя работу с детьми дошкольного возраста по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему родного края;

- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Курского края;

- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному краю, стране;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;

- познакомить с достопримечательностями родного края;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы.                                                            Воспитание нравственных чувств в ходе ознакомления с родным городом я начала с учебного года. Работу в данном направлении я начала с бесед, в которых выяснила имеющиеся знания детей о семье, родной улице и городе. Оказалось, что эти знания пока невелики: дети имели представления лишь о семье, детском саде, да и то не очень ясные.  Я считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.  Знакомство детей с ближайшим окружением мы начали с территории детского сада, с улицей Примакова, на которой он расположен. Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные средства на улице»,  я помогала дошкольникам понять увиденное, я старалась вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремилась развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.  Далее диапазон целевых прогулок и экскурсий планирую расширить – это город в целом, его природа, достопримечательности, исторические места и памятники.                                                                                                         Знакомя детей с природой родного края, мы с ребятами побывали у реки Сейм, а затем рисовали свои впечатления на интегрированном занятии «Животный и растительный мир родного края». В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием фотографий, макетов, иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки   увиденному. В своей работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств часто использовала поэтическое слово. Очень нравились детям стихи о родном крае.

Сейм-река

«Хороша наша Сейм-река,
Хоть она не Ока, и не Волга,
Но по зарослям ивняка
Соловьи гремят без умолка...»
                                                                                                         
   Н. Асеев

Поезжайте в город Льгов,-
Царство речек и лугов.
Он недаром знаменит,-
Лучше нет его на вид.
Там бывали мал и стар,
И Тургенев, и Гайдар.

А. Городницкий.

Стихи запоминаются очень быстро, у детей меняется выражение лица, осанка – ребёнок преображается, что объясняется доступностью детям данного стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.

На мой взгляд, важно, чтобы именно в дошкольном возрасте дети познакомились с такими произведениями, на которых они учатся любить свою Родину, сопереживать.                                                                                 В воспитании у дошкольников нравственных чувств велика роль информации о защитниках города Льгова и всей нашей необъятной Родины. Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем городе мы рассмотрели иллюстрации в книгах о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной Войны. После чтения рассказов беседовали с детьми и выяснили, что знают дети о героях войны, кого называют героями. Может быть не все до конца было, понятно детям, но я надеялась, что какая-то крупица обязательно останется в их памяти, затронет благородные чувства уважения, благодарности к людям, защищавшим наш город, к родному городу, и все это на долгие годы сохранится в их сердцах. И эта крупица зародилась. Я поняла это, когда задала детям вопрос: «Зачем был установлен этот памятник?»                                                                                       Дети сказали  «Чтобы помнили!» Этих слов и жеста было достаточно, чтобы понять, что дети не остались равнодушными.                                             Дети в дошкольном возрасте начинают проявлять интерес к историческим событиям, а также таким объектам материальной культуры, как марки, флаги, значки, гербы. Эти возрастные особенности детей позволяют познакомить детей с гербом города Льгова, России.                              Рассказывая детям о гербе города Льгова, мы знакомили их со значением символов, изображенных на гербе:  куропатки – изобилие различной живностью, желтый цвет – изобилие хлеба.
Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие. 
В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия. 
Благодаря совместной работе воспитателей детского сада и работников  библиотеки были проведены экскурсии в музей. Где дети увидели предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки.  Больше узнали о жизни и творчестве нашего земляка  писателя А.П.Гайдара, и истории «Соловьиного края».
Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа. 
Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа. 
Для ознакомления и обучения детей русским народным играм были подобраны
- подвижные, 
- игры-соревнования, 
- игры-шутки, 
- игры-забавы, 
- игры-загадки, 
- хороводные игры. 
Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности. 
На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры «Ловишки», «Колечко, колечко… » и др., правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др., вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, т. е. воспитатель предлагает детям к следующей встрече с учетом новой игры разучить речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Курской области. 
Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Калядки, Святки, Сороки, Пасха, которым предшествовала предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием  катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки.                                                                 Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, нам оказали родители. Я считаю, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т.к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.
                                                                            Для родителей были составлены рекомендации «Как знакомить дошкольников с родным городом», предложены консультации «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье», «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу».                                Совместная деятельность с родителями стали основой для дальнейшего формирования духовно-нравственных чувств у детей.                        Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я вовсе не ставила целью освоение дошкольниками курса истории родного края. Для меня было важно  воспитать интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах. Т.к. ознакомление с родным городом является действенным методом нравственного воспитания, в ходе которого каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.
Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребенка в школе, развивают важнейшие психические процессы, формируют компоненты различных способностей. 
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. Дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить».
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.


Список литературы
1. Соколова, Л. В., Некрылова, А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.  Айрис пресс, 2003, - 208 с. 
2. Левчук, Д. Г., Потаповская, О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - 2-е изд., доп. - М. : Планета, 2003, - 64 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Цель мастер -класса познакомить педагогов  с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Проект в подготовительной группе: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления музея родного края»

Цель проекта:-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримеч...

Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

закрепить у педагогов знания о малой Родине – Югре, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на исполь...

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...

«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Народ, не знающий истории и культуры предков, обреченна духовное вырождение, будет потеряна система преемственности пок...