Сказка – как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Магизова Наталья Владимировна

Актуальность данной работы заключается в том, что у детей недостаточно навыков связной речевой деятельности. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Аттестационная работа

Тема:

«Сказка – как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила:

Магизова Наталья Владимировна

Воспитатель группы детей с ТНР

Группа № 219

Челябинск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Глава 1. Развитие связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья        5

1.1.        Теоритические основы развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья        5

1.2.        Сказкотерапия при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья        7

Глава 2. Сказкотерапия в семье.        12

2.1. Рекомендации родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья        12

Заключение        15

Библиографический список        17


Введение

Модернизация российского специального образования на основе культурологической парадигмы и синергетической концепции его управления предполагает поиск оптимальных путей профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся коррекционных группах детских садов и в коррекционных классах при общеобразовательных школах. Теоретико-методологические основы деятельности учителя-логопеда, комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают не только традиционные, но и инновационные формы работы [1, с.3].

Актуальность данной работы заключается в том, что у детей недостаточно навыков связной речевой деятельности. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка. 

Целью работы является: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально-психологических игр на основе эклектического подхода.
Задачи:

1. Формировать у детей адекватные эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей;

2. Формировать и закреплять саногенные состояния;

3. Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов; 

4. Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Наряду с вышеуказанными задачами по средствам сказкотерапии решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности детей:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; 

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Развитие связной речи является одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании личности ребенка, в воспитании его мировоззрения и культуры. Особое значение приобретает система обучения связной речи на первоначальном этапе, когда закладываются основы для ее дальнейшего развития.


Глава 1. Развитие связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Теоритические основы развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие детей характеризуется овладением устной разговорной речью и письменной формой речи. На этом этапе учащиеся знакомятся на доступном для них уровне с функциями речи, отличиями устной и письменной речи, раскрытием ее специфики. Для детей с ОВЗ овладение связной речью вызывает определенные трудности. В работе учителя-логопеды должны использовать нестандартные формы обучения, что будет стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность и качество знаний.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [4, с.3].

Многолетняя практика показывает, что ребенка с ОВЗ при систематической работе с ним можно научить программировать внутреннее высказывание и связно излагать свою мысль. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции связной речи не утратили своей актуальности.

Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для следующих этапов обучения [3, с.3-6].

  1. Сказкотерапия при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ОВЗ, является использование сказкотерапии.

В мир сказок   ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды, придя к малышу, сказка остается  с ним навсегда как чудо, радость, как память. В настоящее время трудно  найти лучший   способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка дает    нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости  борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так  как богата лирическими вставками, яркими  характеристиками персонажей, диалогами.  Сказка воспитывает любовь  к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.

В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» [5, c.383].

Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

 Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте.

Сказкотерапия является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Мощным средством коррекции связной речи является логосказка. Ребенок в них учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации и изменять их. Психокоррекционные развивающие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, в них каждый может узнать себя, обучают внутреннему и внешнему программированию речевого высказывания. К таким сказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи.

В сказке реализуется научный синтез различных психотерапевтических техник. Их всех органично объединяет единое сказочное повествование. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облечено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущения давления.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм.

В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.

Если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сказку, включая применение информационных технологий, то это повысит уровень развития связной речи детей, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы и основных компонентов языковой системы, из-за недоразвития которых обусловлены трудности детей в овладении связной речью.

Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей [6, с.75].

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность учащихся к концентрации внимания, умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:

– прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

– почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;

– длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

– в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;

– в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;

– занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре, с опорой на мнемоколлажи;

– сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

– сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;

– именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений;

– необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.


Глава 2. Сказкотерапия в семье.

2.1. Рекомендации родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Сказкотерапия для родителей – это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность  формируется в детстве и сказкотерапия – это один из самых лучших способов донести своему ребенку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.

Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю.

Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете?

Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать.

Рассказывая сказку, родители не должны забывать, что это фантазия, и стараться, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных.

Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, родители могут использовать ударение, следить, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова:  дружить, смелый, добрый, красивый.

Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: история родителей, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, родители смог ут рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит.

Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самого разобраться,  и задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.

Многие дети так и пытаются решить, волнующие их вопросы. Они самостоятельно придумывают себе героя, чтобы понять, как бы он поступил и решая, как это будет справедливо и правильно, воплощают это в своей жизни.

Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.

Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.

Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то/где-то далеко-далеко» , «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижамку.

Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав  себе в герои мышку- норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший  капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.


Заключение

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ относится формирование у них связной речи. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать логосказки в процесс коррекционной работы.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.

Библиографический список


          1. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240с.

2. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – СПб.: Специальная литература, 2005. – 256с.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.

5. Литературный энциклопедический словарь ./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.

6. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...

«Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Связная речь это самая сложная единица речи. Основная роль в развитии связной речи отводится мотивации. Но традиционные методы не не ведут к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов....

Мастер класс: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним  из  приёмов является работа с песком - песочная терапия....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...