Развитие мышления в сюжетно-ролевой игре у младших дошкольников.
статья на тему

Саурская Елена Дмитриевна

Сюжетно-ролевая игра-занятие в значительной мере умственное.Развитие мышления у детей происходит не само сабой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мышления в сюжетно-ролевой игре у младших дошкольников.

                                                                                         

                                         Саурская Е.Д.

                                                                           Воспитатель I кв. категории

                                                              ГБОУ «Школа № 2127»

        Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они воспринимают  идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией.

        Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

          Для младшего дошкольного возраста характерен переход от одиночной сюжетно-отобразительной игры с предметным содержанием к совместной сюжетно-ролевой игре с выраженным социальным содержанием и развитой знаковой (Л.С. Выготский), моделирующей (Л.А. Венгер) функцией. Высокий уровень умственного развития, достигнутый в дошкольном возрасте, является базой дальнейшего всестороннего формирования и реализации личности.

        По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Установление причинно-следственных связей. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей.         Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка).

        Развивающие возможности игры, ее влияние на развитие ума ребенка отмечалось А.П. Усовой, которая в этой связи подчеркивала необходимость правильного педагогического руководства игрой. По мнению А.П.Усовой в игре ребёнок не учится жить, а живёт собственностью жизнью, на своём опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».

        Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

        В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

        Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

        В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

        Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

        Важным этапом в развитии теории и практики детской игры являются работы Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром».

        Итак, на начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие.  В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли. Об этом следует помнить каждому, кто в своем интеллектуальном развитии не желает останавливаться на достигнутом.

Список литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

2.  Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

3.Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. - В кн.: Принципы развития в психологии. М., 1978.

4. Запорожец А.В. Значение ранних периодов для формирования детской личности. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

5.. М Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.

ухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975

6. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1965.

7.  Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985. Мышление 

8.  Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

9.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6-361.

10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972.

11.  Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.

12. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - В кн.: Избр. психолог. труды. М., 1969.

13. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. В

14.  Богословский В.В. Общая психология. М.Просвещение.1981.

15.  Богусловская Н.Е. Развитие коммуникативных способностей ребенка. М.,1986.

16. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение. 1983.

17.  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519с.

18. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.

19. Горшкова Е. Учите детей общаться. //Дошкольное воспитание 2000, №12.

20. Запорожец А.В. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М., 1974.

21.Зырянова В.И. Игра. // Дошкольное воспитание 2000, №5.

22. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы в общении дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1999, № 10.

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Детский сад» во второй младшей группе

Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Детский сад» во второй младшей группе...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Путешествие с героями любимой книги с Машей и медведем» во второй младшей группе

Воспитатель помогает в игре детям, а также играет вместе с детьми. Сюжет построен на книге  "Маша и медведь". Также приводятся и дополнительные занятия, которые можно провести, связанны...

Планирование работы по развитию и обогащению сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Цель. Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр...