Проблема подготовки детей к обучению в школе в современной педагогике и психологии
статья на тему

Проблема подготовки детей к школе - это одна из главных проблем в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к данной проблеме не иссякает, как со стороны исследователей российских ученых, так и среди ученых зарубежных стран. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема подготовки детей к обучению в школе в современной педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к школе - это одна из главных проблем в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к данной проблеме не иссякает, как со стороны исследователей российских ученых, так и среди ученых зарубежных стран. Нынешние исследования современных ученых показывают, что 50-60 % детей поступают в первый класс практически неготовыми к обучению, так как у них слабо развита психологическая, социальная и эмоционально-волевая сторона личности.

Успешное решение задачи развития личности у ребенка, благополучная атмосфера со стороны окружающих, а также повышение качества обучения, во многом может определится тем, насколько же верно учитывают уровень подготовки детей к обучению школе.

В нынешней психологии не существует конкретного определения такого понятия, как готовность к школе. Именно поэтому, я считаю, что в данный момент эта проблема является весьма актуальна.

Для начала, необходимо рассмотреть проблему подготовки детей к школе, а именно с точки зрения педагогики и психологии. На сегодняшний день, в большинстве школ, ребенок обучается в течение 11 лет. Очень важно, чтобы в течение этого времени, ребенок развивался бы благополучно. Одна из причин благополучности является именно подготовка к школе, а это умение правильно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, желание учиться, способность решить какую – либо сложную задачу самостоятельно, стремиться к достижениям, иметь чувство ответственности. На сегодняшний день в педагогике и психологии, а также в образовательной деятельности, такое понятие как «психологическая готовность к школе» распространено довольно – таки широко, кроме того это понятие используется в педагогической деятельности (в том числе и дошкольной педагогике), такими специалистами как воспитатель детского сада, школьный учитель, социальный педагог, дошкольный психолог. С этим понятием знакомы не только родители, но и дети.

С точки зрения теории, проблема готовности к школе в последние несколько лет привлекает особое внимание педагогов, психологов, педиатров, гигиенистов, и не только в России, но и за рубежом. Конкретного и ясного определения такого понятия  как «психологическая готовность к школе» пока не существует, различные ученые трактуют это понятие по- разному, и среди них нет единого мнения. Отечественные психологи утверждают, что готовность к школьному обучению – это тот уровень, необходимый для психического развития ребенка, с целью освоения школьной программы в условиях обучения в окружении сверстников.

В.С.Мухина считает, что готовность к школьному обучению – это осознание и желание учиться, которое возникает в результате созревания социального статуса ребенка, появления у ребенка внутренних противоречий, который задает мотивацию к обучению.

Д.Б.Эльконин утверждает, что готовность ребенка к обучению в школе, предполагает внедрение некого социального правила, то есть определенной системы социальных отношений между взрослым и ребенком.

Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность к обучению в школе состоит не в том, что у ребенка сформированы школьные качества, а в том, что он владеет определенными предпосылками к дальнейшему усвоению.

Новое отношение ребенка ко всему происходящему вокруг, которое возникает при поступлении ребенка в школу, Л.И. Божович называла внутренней позицией школьника, и считала этот момент критерием готовности к обучению ребенка к школе.

В психологическом словаре такое понятие как «готовность к школьному обучению» трактуется следующим образом: совокупность морфофизиологических особенностей у ребенка старшего дошкольного возраста, которая обеспечивает успешный переход к организованному и систематическому школьному обучению.

Проблема подготовки детей к школе - это не столько научная, сколько реально-практическая, острая и жизненная задача, которая не получила обоснованного и окончательного решения. А от решения данной задачи зависит очень многое, так как в итоге на кону стоит судьба детей - их настоящее и их будущее. Подготовка к школьному обучению, в первую очередь, включает в себя рост уровня общего развития детей, а именно стимулирование работоспособности, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, укрепление их здоровья, совершенствование мышления, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение контролировать и верно планировать свои действия и тому подобное. Необходимо обратить внимание на ценность занятий, направленных на развитие ребенка для подготовки детей к обучению в школе. Подготовка детей к обучению в школе можно рассматривать как комплексную характеристику ребенка, раскрывающую уровни развития определенных психологических качеств ребенка, которые являются основными предпосылками для формирования учебной деятельности и для нормального приспособления к новой социальной среде.

Основными психологическими особенностями детей, которые вот-вот поступят в школу, являются следующие:

Во – первых, это умение слушать говорящего и верно выполнять те задания, которые предлагается в устной форме.

Во – вторых, это умение самому выполнить конкретное задание по определенному образцу.

В – третьих, это умение ориентироваться в заданной системе действий.

Как определить, что ребенок готов к школе? Ведь это не только умение считать, читать, писать, а именно развитая познавательная активность дошкольника, ученика в будущем. Общечеловеческие ценности, любовь к Родине, национальные традиции можно присвоить ребенку только посредством игры. В играх развивается мышление, память, речь, внимание, а также формируются настоящие отношения детей в обществе и коллективе, умение где-то руководить, а где-то подчиняться, организовывать общие действия, разрешать конфликтные ситуации, помогать другим детям и т. п. Несомненно, готовность к обучению зависит и от интеллектуальной составляющей ребенка. Если у ребенка слабо развитые основные психические процессы, то и обучение в школе будет проходить с трудом. С целью развития интеллектуальных способностей ребенка взрослые должны развивать в ребенке определенные познавательные потребности, которые обеспечивают должный уровень мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, предлагает соответственные задачи, и обеспечивает необходимой системой знаний об окружающем.

Необходимо отметить, что под пристальным вниманием должны быть и персональные особенности детей. Каждому ребенку необходимо, с учетом его особенностей, показать и направить его на вид какой – либо деятельности. Например, один из детей, любит писать, другой читать, третий – считать, а четвертый – любит спорт. Необходимо поощрять успехи ребенка в той или иной области, но не стоит забывать, что слабые стороны ребенка необходимо также развивать. Например, один ребенок любит читать, но не умеет считать, и эту «слабую» сторону необходимо развивать, так как это очень может пригодиться в обучении в школе. И будет неправильным, если у ребенка по математике будут «твердые» пятерки, а по чтению – слабые тройки, и даже двойки. Поэтому и важно развивать эти «слабые» стороны именно в старшем дошкольном и подготовительном возрасте (5-6 лет).

Главная цель подготовки ребенка к школе – это формирование личностных качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью, а именно любознательности, инициативности, творческого воображения.

Специалисты определяют уровень готовности ребенка к школе по некой формуле. Они рассматривают несколько особенностей ребенка и складывают их в одно для представления общей картины дошкольника. Это такие показатели, как состояние здоровья, физическое состояние и развитие ребенка, биологический возраст. Кроме того, учитывается его стрессоустойчивость, мотивация ребенка, а также, что очень важно - социальная готовность.

Таким образом, готовыми к школьному обучению можно считать только тех детей, с которыми была проведена подготовительная работа. Детям, которые не посещали детский сад и с которыми не была проведена специальная работа, сложнее приспособиться к школе. По наблюдениям учителей первых классов эти дети, которые не ходили в детский сад и с ними не была проведена подготовительная работа, не обладают всесторонними качествами, которые нужны будущему школьнику, т. е. не готовы к школе. Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном возрасте слабо реализуются все способности и таланты ребенка, и в результате неправильного понимания взрослыми вопроса развития и воспитания дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Именно поэтому главная проблема подготовки ребенка к школе состоит в том, чтобы вовремя и правильно подготовить ребенка к школе. А снабдить правильную подготовку и всестороннее развитие ребенка для подготовки к школе могут только усилия учителей, воспитателей и родителей, причем действовать они должны совместно. Семья – это главная и первая среда развития ребенка, правда, и в дошкольном учреждении развивается и формируется личность ребенка, поэтому выделить, что важнее - семья или детский сад мы не сможем, так же как и ответить на вопрос, что лучше – воспитание в семье или в детском саду. Задача родителей и детского сада (подготовительной школы) помочь ребенку в этом и направить его в правильное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе».

«Источники способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источниктворческой мысли».В.А. Сухомлинский...

Проблемы подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии...

«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...

«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...

План самообразования на тему "Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2015-2016 учебный год....

Система работы педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе

У каждого родителя наступает тот день, когда его ребенок становятся выпускниками детского сада и они начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Поэтому взрослые желают...

Рекомендации психолога для родителей "Физическая подготовка детей к обучению в школе"

С первых дней обучения ребёнку придется привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, а самое главное - спокойно сидеть целых сорок минут подряд.Если ребенок здоров, о...