Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русского народа
проект на тему

Хусаинова Любовь Владиславовна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на традициях русского народа

 

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

орей, торопись народ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno-_nravstennoe_tisul_ds_.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Тисульский детский сад «Лесовичок»»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на традициях русского народа

Воспитатель: Хусаинова Л.В

2017

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на традициях русского народа

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями   средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой,  бытом страны и родного Кузбасса, содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

 Цель проекта

разработка и апробиробация модели  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формировать  духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры, быта страны и родного Кузбасса;

- Обогащать  словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитывать  духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;


- Воспитывать  интерес  и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формировать   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

 

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

 Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании»,  «Законе об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников,  через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в детском саду основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества,  фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

 Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

 С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

 Особое внимание в деятельности МБДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре  занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

 Инновационная направленность проекта

 Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. 

Новизна проекта

 Проект  ориентирован на вступивший в силу ФГОС Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

-   обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-  проявляется интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-   сформированы чувства национального достоинства;

-   развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-   совершенствование компетентности педагогических кадров в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-   объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-   разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-   реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-   объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-   создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Участники проекта

- воспитатели;
- музыкальный руководитель; 
- дети в возрасте от 3 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (сельская библиотека, музей школы, СДК).

Механизмы реализации проекта

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
-  экскурсии в школьный музей, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем, поговорок, пословиц;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор  житейских ситуаций;
-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

 3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

-  проведение  игр: со строительным материалом (Русская изба),  дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»);
- изготовление кукол к сказкам;
- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение  экскурсий различной направленности;
- организация  вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд.

 Основные мероприятия проект.

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

в МБДОУ  построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3.  Деятельность - знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных  видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и МБДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции, предметы русского быта);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр;
  5. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям.

 Календарный план реализации  проекта.

Сентябрь 

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3.  Изготовление Лэпбука: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка».

4. Развлечение  для дошкольников «Осень – рыжая подружка».

 

Октябрь

1.Обучающее занятие  для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством  на занятиях  по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Родительское собрание для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи».

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).


Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия  «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель», «Хохлома»,  «Дымковские игрушки»,  «Жестово», «Городец»

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «».
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель», «Хохлома», «Дымковские игрушки», «Жестово»,«Городец».

2.Проведение комплексно-тематического  занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
6. Семенов день (развлечение).


Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий:  «При солнышке – тепло,

при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица».

4.Изобразительная деятельность на тему: «Встреча весны».

Апрель

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

3.Конкурс для родителей  «Пасхальный сувенир».
4. ОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

7. Художественно –эстетическое развитие.ОД «Украшаем пасхальное яйцо».

8. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Хохлома», «Дымковские игрушки».

Май

1.Тематическое развлечение «Сидор – огуречник», «Праздник народных игр».

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель». «Жестово».

3. Проведение комплексно-тематического занятия  «Пчелка – золотое брюшко».
4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
5. Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического  занятия  «Какую одежду носили на Руси». 
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

Июль

1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

2. «Люблю берёзку русскую» - ОД по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

 3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».

4. Организация выставки детских работ «Праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

6. Публикация на сайте МБДОУ  «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

                                     

                            Кадровое обеспечение  проекта

п/п

Ф.И.О. педагога

Должность

Функции педагогов в проекте

1

Гросс   Татьяна Алесандровна

Заведующая

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

2

Смирнова Елена Васильевна

воспиатель,

1 квалификационная категория

Подбор дидактического материала; реализация проекта.

3

Хусаинова Любовь Владиславовна

воспиатель

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта

 

Нормативное правовое обеспечение проекта

п/п

Наименование нормативно

правового акта

Основные положения

 1

Приказ №  48/1 от 01.09.2016 г. «О разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на   традиции русского народа».

Утвердить план – график разработки и реализации проекта; разработать  и утвердить положение о творческой группе по разработке проекта.

 2

Приказ № 49/1  от 01.09.2016 г. «О создании творческой группы по разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Организовать и утвердить состав творческой группы

3

Положение о «Рабочей творческой группе»

Регламентировать деятельность творческой группы;  порядок формирования творческой группы; функции, права и ответственность творческой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.

Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...

Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры в младшей группе» на 2023-2024год.

Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и слож...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурным...