Методический материал "«Народная игра в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа) на тему

Незванова Галина Александровна

Народные игры, сказки, пословицы, поговорки формируют у детей начало любви к своей стране, к жизни народа в разные времена, к его языку и поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

. Выступление на тему «Народная игра в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».


«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

    С. Михалков

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Суть патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

 В дошкольном возрасте начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, т.к. воспитание ребёнка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать в воспитании патриотических чувств.

 С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки - открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса своей истории, к жизни народа в разные времена ,к его думам ,надеждам .мечтам .к его языку и поэзии. В слове-душа народа. Потешки–особый фольклорный жанр, который приносит настроение, раскрепощенности, веселья праздничности, ярмарочности и балагурства, который отражает духовно– нравственную сторону жизни народа. Потешки – элементарная ролевая игра, в которую охотно включается ребенок.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся и к народной игре. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

 Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

 Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый фольклор. Многие считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

 Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

 По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

 Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства. Использование в работе с детьми таких игр способствует формированию у них чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

 Народная игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка : подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирует умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым людям, умения помогать им.

 В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как :

- умение ограничивать свои желания;

- преодолевать препятствия;

- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения;

- в своих поступках следовать положительному примеру.

 Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания.

 Поэтому можно отметить, что одним из важных средств патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа через народные игры.

Именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, хороводные, подвижные. Ведь народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания. Например, в таких играх как «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка», отображается быт народа. При объяснении правил игры я рассказывала детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Я с детьми играла в различные народные игры, но особенно популярными и любимыми для них стали такие игры, как «Краски», «Гори, гори ясно», «Платочек», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Рыболов», «Ручеек», «Каравай». Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Особенность подвижных народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Подвижные народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть. Для этого я использовала простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Жмурки», «Али — Баба и разрывные цепи» «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. В ходе народных подвижных игр я привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. Я предлагаю детям способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады. Но в свою очередь, не только я предлагаю детям, в какие народные игры мы будем играть, но и дети, проявляя инициативу, рассказывают о тех играх, в которые их научили играть родители. Ребята с радостью объясняют правила игры и весело играют всей группой. Научила детей играть в русскую народную игру «Утки и гуси». Правила игры просты: дети выбирают ведущего, а остальные садятся на корточки в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь». Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное.
Через народные игры, речевки, упражнения, считалки я формирую у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе — воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, сплачивает, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание. Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям. Есть игры-забавы со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех товарищей действует на ребенка сильнее, чем замечания. В работе с дошкольниками я использую народные игры. Правильно организованные и систематические проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. Доставляют детям много радости и удовольствия, а взрослым даёт возможность лучше узнать ребенка и стать его другом.

 Дети дошкольного возраста требуют забав. Они хотят играть и играют всем, и познают окружающий мир через игру. Ведь она для них основной вид деятельности.

В народной игре у детей развивается еще и речь, так как в основе их часто бывают потешки, попевочки, заклички, приговорки.

. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?

Веселые подвижные игры – это наше детство. Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу.

Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке.

Правила их просты и понятны.

Цель:

Создать детям радостное настроение; формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран; расширять кругозор детей; развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение слаженности действий.

Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр.

 «Гуси-лебеди» русская народная игра.

«У медведя во бору» русская народная игра».

«Ручеек»

Задачи: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,        

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная, подвижная игра за последние 200-300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».

Это игра, отражающая отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру.

Эта русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.

Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит!

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.

Игра «Колечко-колечко»

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.

Весёлые подвижные народные игры – это народные традиции. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! А когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любим играть в русские народные подвижные игры.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, хороводы, подвижные забавы и есть естественная форма поведения человека, развивающая не только творчество и мышление, но и физические качества: ловкость, быстроту реакции, выносливость, меткость.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем устную речь, слух и детскую память, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Многие игры и забавы на Руси были связаны с праздниками.

В отличие от устоявшихся обычаев и национальных традиций в играх строгого следования конкретным правилам не было. Одна и та же игра могла по-разному проходить в разных местах в зависимости от того, как она передавалась из поколения в поколение, а также от фантазии самих играющих. Календарные народные игры являются неоценимым национальным богатством.

На Рождество и Святки мы играем во всеми любимые – «Арина», «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза, Орешек», «С города долой! Дедушка-рожок», Прялица, «Слепая курица и чулок», «Слепой козел», «Ваня-простота».

На Масленицу играем в «Горелки», «С кочки на кочку», «Каравай», «Гори, гори ясно», «Крута гора», «Летят-не летят», «Пирог», «Салки- догонялки»,» Жавороноки»,

На вербную и пасхальную недели мы с детьми играем в «Ручеек», «Верба-вербочка», «Захарка», «Чье яйцо дольше покрутится», «Каточки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко»,

Хочу рассказать о самой любимой и распространенной игре на Руси «Покатушки» или «Каточки».

Для игры заранее готовится специальная «красная горка» с бортиками, чтобы по ней можно было скатывать крашеные яйца. Она устанавливается на полу или на земле. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. В России пасхальные яйца катали по земле, чтобы она была плодородной. Тот, чье яйцо прокатилось дальше, выиграл.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

 Русская народная игра «Горелки».

Колонна парами.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

«Глянь на небо - Птички летят».

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

Ведущий догоняет последнюю пару.

 Русская народная игра «Малечена-калечена».

Дети ставят на ладонь палочку (20-30 см.) и произносят слова.

«Малечена – калечена»

Сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот, кто больше всех удержит палочку.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий-горелка. Играющие нараспев говорят слова: —Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подолее, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат: —Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, а беги, как огонь! После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях. На Масленицу, на Рождество, на Пасху, на великие христианские и не только праздники всегда было принято интересно и весело проводить время. В народные игры играют и в детских садах, и в школах, да везде где угодно. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым.
Старинные календарные праздники, которые давно утратили свое первоначальное значение ,но интерес к ним у современного человека не пропадает . В них отразилась душа народа ,его связь с окружающей природой , его добрые традиции .Игры – веснянки ,так в старину называли песенки ,которыми встречали весну ,а с ней свет тепло . Встречу весны по обычаю всегда праздновали в марте. Именно дети выходили кликать –звать Весну –красну.

              Веснянка «Жаворонки» 

Жаворонки-жавороночки!

Прилетите к нам!

 Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам холодная зима надоскучила,

Руки ноги отморозила!

 
                  «Жмурки». 

Это одна из самых популярных подвижных игр. Местом для игры может служить просторное помещение или открытое пространство. Дети любят игру, так как она очень проста. Из ребят выбирается тот, кто водит, и ему завязываются глаза шарфом. По сигналу ребята бегут кто куда, а вода ходит с завязанными глазами и пытается найти участника. А участники во время его поисков хлопают в ладоши, дают подсказку. Тот, кого поймает «жмурка», его заменяет.
Игра для открытого пространства — Зайки. Участники между собой выбирают одного охотника, сами становятся зайцами. Прыгают на двух ногах и стараются убежать от охотника. Суть забавы в том, чтобы догнать самого нешустрого зайчонка, засалить его и поменяться ролями.
                 Игра
« Капуста» рисуют круг – огород. На середину его играющие складывают «капусту» свои шапки, пояса, платки. Все участники игры стоят за кругом, а один из детей ,выбранный хозяином .садится рядом с « Капустой «.Хозяин поет : « я на камушке сижу ,мелки колышки тешу, огород свой горожу. Чтоб капустку не украли, в огород не прибегали, волк и лисица, бобер и куница, заинька усатый, медведь толстопятый.

Дети пытаются быстро забежать в огород ,схватить «капусту» -и убежать. Тот кого хозяин коснется рукой в огороде, в игре больше не участвует. игрок который больше всех унесет из огорода"

 Детские забавы на рождество. Создать незабываемое веселье на празднике не только для ребенка, но и для себя в рождество помогут игры
В давние времена люди много играли, люди собирались на улице и веселились от души. Нельзя не вспомнить некоторые из игр, в которые играли на рождество.

 Игра примерзание частями тела «Примерзли».

 В игру смогут играть как ребятишки, так и их родители. Смысл забавы простой. На листках бумаги надо написать названия частей тела. Далее все листки надо положить в красивый мешок. После того как все подготовлено, участники по очереди начинают доставать из мешка по 1 листку и примерзать друг к другу указанными на листке частями тела. Это очень весело и интересно.

 «Меткий метатель».

 Игровая для этой забавы не подойдет, только улица, открытое пространство. Играют 2 команды. На расстоянии от одной и другой команды устанавливаются 2 ведерка. Суть в том, что на скорость надо лепить снежки и пытаться закинуть их в ведро. Игра по времени. Как только время кончится, подсчитываются снежки в ведре. Побеждает та команда, у которой, больше снежков в ведре. Очень веселая игра на рождество.
Русские народные, национальные игры. Национальные игры России живут многие столетия и дошли до наших дней. Народные забавы передают весь национальный колорит русского народа. Самые старинные игры, в которые играют до сих пор, являются следующие:

 «Прятки-Салки». Суть игры проста. Надо выбрать одного водящего, который и будет гоняться за участниками, и пытаться салить их. Осалив одного из участников, он перестает быть водой, участники меняются ролями. Есть один нюанс. Игрок, которого осалили, встает с поднятыми руками и кричит: «Чай чай выручай!». Остальные игроки могут его спасти, дотронувшись до его руки.

 «Прятки». Нет, наверное, ни ребенка, ни взрослого, который бы не знал об этой игре. Суть игры опять же простая. Один водит, другие прячутся. Вода становится с закрытыми глазами и считает до 50. В это время участники хорошо прячутся. После того как вода досчитал, он идет искать ребят. Цель участников незаметно прокрасться и осалить место, где вода считал.

«Казаки-разбойники». Играют 2 команды. Одни казаки, другие, соответственно, разбойники. Казаки имеют свой штаб, где находится охранник. Он должен сторожить пленных разбойников. Начинается игра тем, что разбойники разбегаются и прячутся, а казаки в это время сидят в штабе. Разбойники, убегая должны ставить стрелки, по которым и будет вестись их поиск. Внимание! Следы могут быть и обманные. Концом игры считается момент, когда все разбойники пойманы.

 Народные забавы на Масленицу. С давних времен Масленица широко отмечалась на Руси, устраивались народные гуляния. Игры назывались забавами, и люди, что стар, что млад, с удовольствием принимали в них участие.

Вот некоторые из масленичных забав: «Борьба мешками». Для этой забавы надо огородить территорию. Участвуют 2 участника. Важно, что одна рука у борцов все время должна быть на пояснице, бороться можно только одной рукой. Побеждает тот, кто первым выбьет мешок из рук противника.

«Ледяной столб». В масленицу ставили столб из дерева и обливали его водой. На заледеневший столб на разном расстоянии прикреплялись подарки. И участники старались залезть на столб за подарком, что, кстати, было не так просто. В наше время столб уже водой не обливается. Сегодня на самую макушку столба крепятся подарки, и люди стараются их снять, задача непростая, побеждает самый упорный участник.

«Перетягивание каната». В игре участвуют 2 команды. Это традиционная забава на Масленицу.

«Снежный тир». Заранее делается мишень. Участникам предлагается ведро со снежками. Выигрывает тот, кто точнее метнет снежок. Все народные забавы перечислить невозможно, поэтому в данном материале представлены наиболее интересные и традиционные. На Руси всегда любили гулять и веселиться, поэтому народные игры актуальны и сегодня.

В дальнейшем я планирую расширять и систематизировать знания детей о народных подвижных играх, закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки. Я планирую продолжать развивать заинтересованное отношение детей к культуре своей страны и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Народная игра в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

  В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспита...

Методическая разработка «Проектный метод в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

В современной педагогике метод проекта является одним из перспективных методов интегрированного обучения дошкольников - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исслед...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...