Развитие мелкой моторики пальцев как один из аспектов формирования речи младших дошкольников.
статья (младшая группа) по теме

Кириллова Галина Кузьминична

 Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста обусловленая возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кириллова Галина Кузьминична

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №234» г. Нижний Новгород

Развитие мелкой моторики пальцев как один из аспектов формирования речи младших дошкольников.

«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее» писал В.В. Сухомлинский.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

 Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову.

М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи » - такой же, как артикуляционный аппарат.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается  отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и др. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Следствием слабого развития мелкой моторики  являются проблемы с речевым развитием, общая неготовность большинства детей к письму. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых,  влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук необходимо проводить систематически и ежедневно. В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают нам строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Начиная работу  по развитию мелкой моторики у детей мы поставили следующие задачи:

  • Создать  условия для развития мелкой моторики у воспитанников, а именно совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелкую моторику  рук у дошкольников  через различные виды детской деятельности.

Работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста включает все виды учебно-игровой деятельности, режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, общеобразовательная деятельность, прогулка, продуктивная деятельность.

Мелкую моторику рук развивают:

Массаж кистей рук и пальцев, обучение детей приемам самомассажа рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. 

Пальчиковая гимнастика. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а так же использовались изолированные движения каждого из пальцев. Как выполнять правильно гимнастику? Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой,   затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

 Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками, природным материалом. Предлагаем детям сортировать, угадывать их с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Попросите ребенка помочь Вам разложить горох и фасоль по разным баночкам или на ощупь определить и достать только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме. Отлично развивает пальцы рук различные нанизывания. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусинки, макаронные изделия.

Игры с пластилином. Пластилин  уникальный материал, дающий возможность укреплять мелкие мышцы рук, координировать движения рук.

Рисование. Именно карандаш «заставляет» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия, чтобы оставить след на листе.

Рисование на песке, муке, манке. Податливость этих материалов провоцирует желание создать картину. Рисуем пальцами, ладонью, палочкой, делаем отпечатки формочкой, скомканной бумагой.

Работа с бумагой. Ребенок сминает бумагу, скатывает, рвет, превращая ее в забавных животных, цветы, солнце, крону деревьев.

Игры с водой. Предлагаем ребенку заполнить водой аквариум, где живет рыбка. Даем задание: налей воду в стаканчик из лейки, затем перелей в аквариум. Или: набери цветную воду в резиновую грушу и перелей в формочки для льда.

Игры с конструктором и мозаикой.

Игры с прищепками. «Колючий ежик», «Солнечные лучики», «Лепестки цветов»

Игры со счетными палочками.  Очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик, солнце, елочку.

Игры на наматывание. «Шаловливый котенок», «Скрути ленточку».

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, различные виды шнуровок.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.  При желании можно придумывать бесконечно. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, настроение, желание, возможности. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.  Систематическая и планомерная работа способствует формированию речи, интеллектуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития….Игра – это искра, зажигающая ого...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кром...

Кружковая деятельность направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук и сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....