Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
методическая разработка на тему

Гайсина Альбина Ильшатовна

Практическая значимость выбранной темы в  том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предметов школьной программы. И я думаю, коллеги, вы согласны со мной. У кого из сидящих в зале, эти предметы были любимыми?

Думаю, причина в том, что  современной школе дети начинают знакомиться физическими явлениями и химическими процессами в старших классах, причем сразу на абстрактном уровне. К этому времени естественный интерес и любознательность у большинства детей утрачиваются.

Я считаю, начинать надо в дошкольном возрасте-возрасте «Почемучек» когда «познавательная дерзость» ребенка требует от взрослых – педагогов и родителей – активного включения в процесс познания мира ответов на множество вопросов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри!

Слайд 1 . Гайсина Альбина Ильшатовна, воспитатель детского сада № 30.

 Рада приветствовать Вас на мастер- классе по теме:

Слайд 2 «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Слайд 3 Н.С. Лейтес: «Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию»

- именно это утверждение отечественного психолога Натан СеменовичЛейтес заставило меня задуматься:

Слайд 3

  • Как сохранить детскую любознательность?
  • Как способствовать развитию познавательного интереса и творческого начала ребенка?
  • Как максимально использовать пытливость «детского ума» и подтолкнуть к познанию мира?

И вот я нахожу в методике дошкольного воспитания совет:

Экспериментировать с детьми,

лучшего и нет.

Пусть тот, кто ставит свои вопросы,

 сам и находит на них ответы.

Поэтому и выбрано мною детское экспериментирование?

Мы знаем:

Слайд 4

*дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития познавательного интереса*

 *творческих способностей

* период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов.

Исследовательская активность – это естественное  состояние ребенка – дошкольника, он настроен на познание окружающего мира.

Его основа – наблюдение. Ведь недаром экспериментирование известно еще с древнегреческих времен История гласит:

Слайд 5 Аристотель – земля круглая

Архимед – выталкивающая сила воды равна по модулю веса, вытесненной им воды, объем которой равен объему погруженного в нее тела

Ньютон – закон всемирного тяготения

Когда-то Аристотель просто бродил по древнегреческому парку, просто наблюдал за тенями, которые отбрасывают деревья в солнечный день. Каждая тень отражала форму своего дерева. Потом он ночью просто посмотрел на луну и увидел: на серебряном диске тень от землион была круглой, а все считали, что Земля плоская.

Архимед совершил свое основное открытие, когда погрузился в ванну наполненную до краев, а часть воды пролилась на пол.

Ньютон под яблоней, а, с ветки ему на голову упало яблоко. Так был открыт закон всемирного тяготения. Вот так ученые открывали свои законы.

Использование экспериментирования пропагандировали такие классики, педагоги как:

Слайд 6.  Ян Амос Каменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Константи́н Дми́триевичУшинский, Николай Николаевич Поддъяков, Никола́й Евге́ньевич Вераксы, Надежда Александровна Короткова, Александр Ильич Савенков

По мнению Николая Николаевича Поддъякова:

Слайд 7 «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую».

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности остается актуальным и на сегодняшний день.

Слайд 8 Согласно ФГОС дошкольного образования стандарт рекомендует реализацию образовательной программы дошкольного образования в процессе общения, игры и познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка.

Слайд 9ФГОС ДО

Общение               Игра           Познавательно-исследовательская

                                                деятельностьСКВОЗНЫЕ МЕХИНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

Практическая значимость выбранной темы в  том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предметов школьной программы. И я думаю, коллеги, вы согласны со мной. У кого из сидящих в зале, эти предметы были любимыми?

Думаю, причина в том, что  современной школе дети начинают знакомиться физическими явлениями и химическими процессами в старших классах, причем сразу на абстрактном уровне. К этому времени естественный интерес и любознательность у большинства детей утрачиваются.

Я считаю, начинать надо в дошкольном возрасте-возрасте «Почемучек» когда «познавательная дерзость» ребенка требует от взрослых – педагогов и родителей – активного включения в процесс познания мира ответов на множество вопросов.

Главное – сформировать убеждениечто мир изучаем, и его законы, в том числе и физические, и химические- интереснейшие явления, познание которых доставляет радость.

- Прежде, чем приступить к практической части, давайте вспомним, что такое эксперимент?

Уважаемая аудитория: как вы понимаете термин «экспериментирование»? (ответы взрослых). (после ответов выходит слайд)

Слайд 10

* Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

* Экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимозависимостей, закономерностей.

* Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

В  самом общем виде:

Слайд 11 Эксперимент-это способ материально воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей

- В чем важнейшая особенность эксперимента?

Ответ участника: Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

Для достижения новых целей поставленным самим ребенком, требуются новые способы преобразования объекта. Их поиск идет путем апробирования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому:

Слайд 12

Пробы и ошибки – обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования

Другой важный компонент:

Формируются обобщенные умения опробовать новые объекты с целью обнаружения их скрытых сторон и свойств

- В чем главное его достоинства?

(Ответы участников): Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру,  посмотрим на экран:

Слайд 13

*Постановка, формулировка познавательной задачи

*Уточнение правил безопасности  в ходе эксперимента

* Идеал, содержание (информация об объектах и явлениях) предметах

* Выдвижение предположения, отбор способов проверки – предвидение способов его достижения, экспериментально-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

* Контроль процесса деятельности (использование проблемных ситуаций), проверка гипотезы, проверка итогов, вывод

*Фиксация результатов (виде мини-докладов, создание детских научно-популярных фильмов, мультфильмов, презентации, фестивали детских исследовательских работ

*Вопросы детей

Учитывая принцип интеграции образовательных областей, свою практическую часть я посвятила  познавательно–художественному экспериментированию.

Я очень люблю удивляться, поэтому  часто провожу опыты и  экспериментирую.  А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Правильно, получится цветная вода. Оказывается, не всегда так бывает.
Краски могут плавать по поверхности воды и, растекаясь, создавать фантастически красивые рисунки. Изображения на воде называются эбру, в переводе с древнего языка - «облака». Знаете ли вы, почему краски не тонут, а красиво растекаются? Я не знала. И ребята из группы не знали. Узнать это и рассказать всем стало моей целью.  Мне захотелось объяснить с точки зрения физики механизм создания этих рисунков.

Слайд 14 Целью данной работы является экспериментальное изучение техники создания рисунка на воде.

Задачи: экспериментально выявить плавание слоев жидкостей на воде, ознакомиться со смешивающими и несмешивающимися жидкостями, явлением смачивания поверхностей.

Гипотеза:  если мы изучим физические законы плавания, смешивания веществ, то смогу освоить технику создания рисунков на воде.

Итак, мы приступим к работе. Мне нужно будет фокус – группа из 4 человек.

У Вас на столах есть лотки, с разной жидкостью, краски на акриловой основе, и различные инструменты для рисования, мы должны выяснить какая жидкость нам подойдет для техники Эбру.

-  У кого из вас лоток с водой попробуйте смешать акриловую краску с водой. Что у Вас получилось?  (ответ) Это говорит о плотности воды.

- У кого из вас в лотке молоко, попробуйте смешать акриловую краску с молоком. Что у Вас получилось?  (ответ) Это говорит о текучести молока.

- У кого в лотках крахмальный раствор? Также попробуйте нарисовать акриловыми красками. Что у Вас получилось? Здесь мы можем сказать, о вязкости жидкости, но плотность здесь меньшая.

- Теперь у кого лотки с клеем ПВА с водой, попробуйте нанести рисунок. Что у Вас получается? Что мы можем здесь сказать, что такой состав вязкий, плотный это значит что, он нам подходит для рисования в технике ЭБРУ.

Итак, мы выяснили, что нам необходим состав имеющий плотность и вязкость.

Сейчас мы приступим к рисованию, но для этого я вам покажу несколько приемов в технике эбру.

Для началаберем лоток с подготовленной жидкостью кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Теперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором. Вы можете использовать палочки, пипетки, шило.

Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.

Слайд 15 ( Во время рисования) Эбру – древнейший способ создания узоров на воде. Рисование на воде – это не просто искусство, которое приносит удовольствие. Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить иглой по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы. Вы никогда не устанете от Эбру, потому, что оно прекрасно и неповторимо. Оно может стать отличным увлечением для всей семьи.

Слайд 16 Ребенок дошкольник в процессе экспериментирования овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать и экспериментировать. У него формируется предпосылки учебной деятельности.

И наша, уважаемые коллеги, цель пробудить познавательный интерес ребенка к исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними через исследовательскую деятельность.

Муниципальное бюджетное дошкольное                                                                               образовательное учреждение                                                                                                   «Детский сад общеразвивающего вида №30 г. Лениногорска»                                    муниципального образования                                                                                               «Лениногорский муниципальный район»                                                                         Республики Татарстан

Мастер – класс по теме:

«Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

(II тур конкурса «Воспитатель года)

Подготовила: Гайсина Альбина Ильшатовна

Лениногорск, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...

Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников

Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...

Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"

quot;Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"...