Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
статья на тему

Малышева Ольга Михайловна

Статья из опыта работы

 

«Развитие речи детей раннего возраста

средствами малых фольклорных форм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

«Развитие речи детей раннего возраста

средствами малых фольклорных форм»

       Федеральные государственные  образовательные стандарты дошкольного образования, введенные с 01.01.2014 года, раскрывают «требования к структуре образовательной программы и ее объему». Содержание программы включает пять образовательных областей, в том числе социально-коммуникативное развитие. Что представляет эта область развития? Какие задачи решаются в процессе этой образовательной деятельности?

В социальном развитии ребенка ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации при общении, понимать состояние других людей и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Коммуникативное развитие предусматривает развитие всех компонентов устной речи: формирование звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Для развития речи детей дошкольного возраста используются разные формы и средства. Работая воспитателем первой младшей группы, активно использую фольклорный материал, считая его одним из самых действенных средств.

Моей методической темой в этом учебном году является «Познавательное и речевое развитие детей раннего возраста на основе малых форм русского народного фольклора». Познавательное и речевое развитие тесно перекликается с социально-коммуникативным развитием детей. Поэтому целью моей дальнейшей работы стало – научить общаться со взрослыми, научить строить отношения в группе со своими сверстниками, научить эмоционально отзываться на те или иные события, формировать уважительное отношение к своей семье.

Мне предстояло решить следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость
  2. Развивать социально-значимые качества: сопереживание, желание  прийти на помощь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово
  3. Учить вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий
  4. Учить бережно относиться к игрушкам

Первым шагом в моей работе стало взаимодействие с родителями. Проведя опрос среди мам группы по теме: «Колыбельные песни в жизни вашего ребенка» выяснилось, что мамы мало знают колыбельных песен, поэтому редко или почти никог7да не используют колыбельные при укладывании детей на сон. Им знакома только авторская песня Зои Петровой из телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» Родители соглашаются с тем, что колыбельные устного народного творчества необходимы, их надо знать и использовать при воспитании детей. Эта тема актуальна, потому что она несет в себе нравственное начало, развивает коммуникативные способности, человеческие отношения, разговорную речь малышей.

Колыбельные песни – особый раздел в русском народном фольклоре. Они оказывают благотворное влияние на общение с малышом. Вероятно, каждый взрослый, который в детстве слышал колыбельные песни, благоговением вспоминает напевные колыбельные своей матери . В моей памяти до сих пор звучит нежный напевный голос: «Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки…» или «…Ты, собачка, не лай, мою Таню не пугай!…» В раннем возрасте важно пропевание  взрослым своему ребенку колыбельных.

        Для более полного понимания детьми отношений между мамой и малышом в период укладывания на сон, в период успокоения малыша, когда тот плачет, мною изготовлены карточки-подсказки: с изображением бутылочки с молоком, пустышки, поглаживание по голове, покачивание коляски . Карточки помогают ребенку полнее раскрыть создавшуюся проблему и решить ее. Одновременно активно развивается речь малышей, пополняется словарь; малыши познают реальный мир, учатся оказывать помощь плачущему ребенку.

Для  обыгрывания фольклорных произведений необходимо игровое оборудование. Игра подводит детей к пониманию содержания фольклорных произведений, способствует более  яркому, образному их восприятию, эмоциональной отзывчивости. Обогащая пространственно-предметную развивающую среду, приобрела мини  кроватки-качалки с пупсами на подгруппу детей. Создала игровую сюжетную ситуацию: «Спальня для кукол». Художественное оформление «кукольной спальни» - на стенке помещен рисунок с изображением  сюжета знакомой детям колыбельной: котик, качающий колыбельку с ребенком, повышает детс кий интерес и развивает художественно-эстетическое восприятие. В свободной игровой деятельности дети используют выразительные движения: правильно держат куклу на руках, нежно и бережно качают ее, мимикой, жестом, интонацией голоса показывают свое доброе, спокойное, внимательное отношение к игрушке (кукле, мишке, зайке).

         В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, в том числе к народному фольклору. Поэтому осуществляю сотрудничество с родителями по этой теме: мною предложена консультация  «Влияние колыбельной песни на речевое развитие малышей», подобрала картотеку по теме «Колыбельные» для использования родителями группы. Матери воспитанников выбирали по своему желанию колыбельную, выполняли художественное  оформление песенки, подбирали рисунки, делали фотоколлажи своих детей, пропевали колыбельные своим детям в период укладывания на сон. Выполненные работу родители приносили в группу, дети узнавали себя на фотографиях, радовались увиденному, строили речевой диалог. Сделана фотовитрина для родителей по теме: «Баю-баю-баю-бай!», где дети в свободной деятельности с удовольствием играют с куклами, катают их в колясках, ухаживают за игрушками.

          В декабре 2014 года провела для воспитателей ДОУ открытое занятие с использованием колыбельной по теме: «Баю-баю-баю-бай!». Дети проявили активный интерес к игре, потому что они закрепляли навыки игры с куклами: успокаивали плачущую куклу, правильно держали куколку на руках, пели ей колыбельную, укладывали ее в кроватку на сон, учились соблюдать тишину в кукольной спальне.

          Свое сообщение хочется закончить словами известного кинорежиссера, артиста кино Ролана Быкова: «Колыбельная песня всегда нежна. С колыбельной песней ребенок получает главную информацию…, получает заряд ощущения жизни и взаимоотношения с главным для него существом на белом свете, с кормилицей, с защитницей – матерью… Колыбельная песня для ребенка – испытанное средство успокоения, благополучия, что для него чрезвычайно важно».

Поэтому я призываю молодых мам, использовать в воспитании детей колыбельные, выучить их, потому что через них душа ребенка станет богаче и светлее, малыш получит  успокоение, благополучие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Будет полезна для педагогов, так как раскрывается методика развития детей с использованием малых фольклорных форм...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его тво...

Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Статья из опыта работы«Развитие связной речи детей на основе моделирования»...

Обогащение речи детей с помощью малых фольклорных форм.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать это...

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...