Конспект открытого занятия в старшей группе № 6 Тема: «Наш семейный альбом»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Эшенбренер Лариса Леонидовна

Осемье и генеалогическом древе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_semeynyy_albom.docx468.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе № 6 Тема: «Наш семейный альбом»

Программное содержание. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения.  Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: экспонат, генеалогическое древо: явь, навь, правь.

Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Семейные праздники и традиции» и т. д. Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье.

Материал и оборудование. Экспонаты музея: семейный альбом, генеалогические древа воспитанников и воспитателей, плакат - заготовка для составления генеалогического древа группы №6.  Фотографии-виньетки  детей и воспитателей. Плакат - схема для составления генеалогического древа с карточками членов рода семьи. Проект – презентация к занятию по теме «Древо жизни».   Для проведения опыта: чай в 2-х стаканах (холодный, горячий), молоко. Пирамидка.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня мы заглянем в наш музей « Наш край» и более подробно познакомимся с одним из его экспонатов. Узнаете что-то интересное о семье, генеалогическом древе, его истории возникновения, его символах и традициях. А в конце занятия мы с вами составим генеалогическое древо нашей группы.  

Организационный момент. Воспитатель:

"Собрались все дети в круг.

 Я - твой друг и ты - мой друг.

 Крепко за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнёмся".               ( дети проходят на свои места)

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Что такое семья?

Ребенок читает стихотворение:

 Папа, мама и я,

 И сестренка моя -

 Вот и вся у нас семья:

- Ну а как же бабушка?

- Ну а как же дедушка?

 Что такое семья?

 Папа, мама и я,

 Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий.

 И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

Воспитатель: Я думаю, вы догадались,  о чем мы будем беседовать?

Дети: О семье

Воспитатель: Правильно,  мы побеседуем о семье. У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей наших родных. А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют родственниками?

Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя.

Воспитатель: Правильно. Родственниками называют близких по родству людей.

Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа),  где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Моя родословная».

Папа:

Цените и любите счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть семьи дороже.

На нашей сказочной земле!

Мама:

Если вы по улице пойдете,

То увидите – деревья в ряд стоят.

Но не все деревья вы найдете!

Есть - такие, что не видит взгляд.

Ребенок:

У меня есть дерево такое,

Называется оно семьей…

На нем яблоки висят, оно – живое!

И наполнено семейной добротой!

Яблочко внизу, левее, выше,

И у каждого судьба своя.

Дедушки и бабушки на кроне,

Папа, мамочка, сестренка, я! (показывает)

Папа:

Каждое яблочко – целая жизнь,

Каждая ветка – узы семейные,

Каждый листочек, слетающий вниз,

Это удачи, победы, свершения!

Мама:

Семья – не слова, семья – это сложно,

Но жить одному, без семьи невозможно!

Ребенок:

Хочу, чтобы мне говорили друзья:

Тебе повезло! У вас супер-семья!!!

Генеалогическое дерево

Валентин Сысоев

Есть дерево-красавица

Растёт себе, ветвится.

И тем оно мне нравится,

Что ветви древа  -  лица.

Когда растут ветвления,

То выше урожайность,

И у поколения

Повышена рождаемость.

И генеалогическим

То дерево зовётся.

И как дружнее вместе с ним

Семье большой живётся.Воспитатель: Каждый род имеет свое начало. К самому старшему в роду относятся с большим уважением и любовью. Кто самый уважаемый в вашем роду? (Ответы детей)

- А почему наших стариков считают такими?  ….. Правильно, уважаемыми всегда считались люди мудрые и те, кто много знал и дольше прожил. А это бабушки и дедушки. Они отвечают за все в своем роду. Всегда помогут, и словом, и делом. Пожалеют, если кто обидел.  Расскажут, как выйти из трудной ситуации. Бабушки и дедушки дали жизнь вашему роду, родили ваших родителей, а родители родили вас. И всем хорошо и не нарушается порядок рода, имена поколений. Давайте на примере семьи Ярика Евдокимова проследим генеалогическое устройство семьи.

Ярик Евдокимов рассказывает про свою родословную (при затруднении, помочь ему).

Воспитатель: - Теперь вы можете сказать, что означает слово «РОД»?.... Правельно - это много поколений одной семьи..

Физминутка:

У меня есть семья

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)

С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)

Мяч в ворота забиваем.

Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)

Свою милую семью

- Ребята, я просила вас принести фотографии из семейного альбома вашей семьи. Мы их рассматривали, вы делились своими знаниями о тех, кто сфотографирован на них. А потом – мы сделали наш семейный альбом.  Где он сейчас находится?.... (Дети приносят  альбом с музея).

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Всем вам знакома пирамидка. Она смотрится красиво, если ее правильно собрать. Вот и представьте себе, какое кольцо нужно одеть первым (вызвать ребенка и он собирает пирамидку).

Дети: Самое большое. Это будет бабушки и дедушка

Затем кольцо поменьше. Это мама и папа.

Еще поменьше - это Я.

Воспитатель: Дети, осталось самое маленькое кольцо. Для чего оно, подумайте.

Дети: Это будущие наши дети. Ведь мы вырастим и станем мамами и папами. И продолжим род .

Воспитатель: Чей род продолжишь ты? Ребенок называет свою фамилию (опросить всех).

Воспитатель: Ребята, а фамилия важна при продолжении рода? Подумайте (ответы детей). Конечно, очень важна фамилия. Род по законам «Домостроя» продолжает мужская фамилия. Мужчина берет женщину замуж, то есть за себя. Он ответственен за свою семью, за ее процветание и благополучие. Женщины меняют свои фамилии, хотя и рожают детей и воспитывают их. Но сейчас устои поменялись и можно продолжать род и по женской фамилии.

 Воспитатель: - У нас в музее есть еще одни очень интересные экспонаты (показываю). Что это?............... Правильно, это ваши генеалогические древа ваших семей.

Воспитатель: А хотите узнать, откуда появилось древо жизни? (рассказ воспитателя).

  Рассказ. « Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.

       Изображение дерева встречается повсеместно: на предметах ДПИ, делают татуировки на телах, изготовляются обереги, ставят скульптуры и т.д.

C:\Users\Лариса\Downloads\228W-6318Rw.jpg                                          C:\Users\Лариса\Downloads\utB1I_ge7tA.jpg

Воспитатель:  - А у вас есть братья и сестры. У ваших мам и пап тоже есть сестры и братья. Вот поэтому большой род изображают в виде дерева: корни-прадедушки и прабабушки; ветки — все линии родства, как по папиной линии, так и по маминой. По родословной - а дерево называют родословной или генеалогическое древо, можно рассказать о жизни семьи и ее статусе, о преемственности профессий в семье и рождении здорового потомства.

Хорошо, когда ваши мамы и папы из разных местностей или районов. Род тогда будет крепким и дети родятся здоровыми. На родственниках нельзя - женится».

Воспитатель: Проведем опыт. Пьем чай. Холодный, горячий — он имеет один вкус. Разбавим его тоже чаем. Измениться вкус?  Нет. Это все равно будет чай. А попробуем чай разбавить молоком. Он уже будет вкуснее чая. Это мы добавили свежести в чай.

Так и семьи, если не добавлять другой крови. Будет - один и тот же род с  теми же заболеваниями,  с теми же генами, и даже патологиями.  А когда незнакомые люди встречаются,  женятся, то новая кровь разбавляет род и делает его талантливее и выносливее.

Физкультминутка

«Дует ветер нам в лицо»

Воспитатель: Вы очень любите своих родственников. Заботитесь о них. А как?

Ребята, а можно наш детский сад назвать нашим родным домом? Почему (ответы детей)?  А давайте попробуем составить генеалогическое дерево нашей группы.

( Дети вставляют свои фото-виньетки на заранее приготовленное дерево на плакате). 

     Ну, вот мы с вами сделали еще один экспонат в наш музей. ( Плакат помещают на стене, на  заранее приготовленное место.  Дать время, для любования результатом своей работы).

Итог занятия: Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались? Что понравилось тебе больше всего? О чем ты бы хотел рассказать своим близким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Зимушка - зима».

Конспект открытого занятия в старшей группеТема: «Зимушка - зима»....

Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Как важно делать добро»

Дать  представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность...

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Испарение» (конкурсный материал "Воспитатель года Алтая-2018".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края      Конспект занятия в стар...

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Где прячется здоровье?»

Конспект открытого занятия в старшей группе №5Тема: «Где прячется здоровье?»   Подготовила и провела: Бондина О.В....

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Научим героев сказок безопасности»

Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде....

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Путешествие в осенний лес»

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «познавательное развитие»Цель: Продолжать формировать представлений о осени и жизни животных в осеннее время года расска...