"Народы Поволжья.Чувашия"
проект на тему

Сайфутдинова Ляля Дамировна

Проект «Народы Поволжья» представляет систему работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с использованием элементов народного фольклора, воспитанию у детей любви и уважения к национальной культуре и культуре окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народы Поволжья29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Народы Поволжья»

Республика Чувашия

Воспитатель: Сайфутдинова Ляля Дамировна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка»

ЗМР РТ»

Город Зеленодольск, Республика Татарстан.

Аннотация

Проект «Народы Поволжья» представляет систему работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с использованием элементов народного фольклора, воспитанию у детей любви и уважения к национальной культуре.

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашской культурой; становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации в условиях социокультурной среды.

Механизм реализации проекта предполагает поэтапный комплекс мероприятий с детьми и родителями воспитанников, направленных на решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников среднего возраста, пути их решения, планируемый результат.

Данный проект долгосрочный, поэтапный, ознакомительный и рассчитан на каждую национальность 1год.

Актуальность проблемы.

Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с национальным искусством, обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национальной культуре. Ведь детство — это период жизни, когда человек способен с большим интересом и искреннее изучать истоки национальной культуры.

Все народы придумывают былины, придания, стихи, сказки, песни, игры. Они передаются от поколения к поколению, воспевая такие нравственные ценности как добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество, воспринимаемое детьми на языке оригинала, способствует решению не менее важных задач обучения родного языка. Изучение родного языка становится ценнейшим приобретением в жизни ребенка.

К сожалению, современное поколение родителей не считает вопросы патриотического воспитания детей приоритетными, не интересуются ими и не понимают важность данной проблемы. Поэтому необходимое условие нравственно-патриотического воспитания детей — это тесный контакт с родителями воспитанников, основанный на такте и терпении. Здесь и заключается вся сложность работы в данном направлении.

Анализ внешней ситуации выявил благоприятный аспект: создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, национального самосознания и культуры.

Анализ внутренней ситуации высветил сильные стороны: интерес дошкольников к национальной культуре Народов Поволжья. К слабым сторонам мы отнесли следующие факты: недооценка родителями значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, национальной культуры в развитии личности детей; низкий уровень знаний праздников, традиций и обычаев у детей.

Анкетирование родителей раскрыло их образовательный и национальный составы. Результаты показали, что большинство современных родителей сами не знают произведений устного национального творчества и не знакомят с ними своих детей.

Проблема: отсутствие специально организованной деятельности по ознакомлению детей с народным фольклором, недооценка родителями значимости национальной культуры в развитии личности детей.

Гипотеза: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашской культурой с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, вхождению их в мир чувашской культуры, становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации детей в условиях социокультурной среды.

Цель: ознакомление детей с чувашской культурой.

Задачи:

·формировать чувство любви к Народам Поволжья, национальности;

·формировать интерес и уважение к народному творчеству у всех участников педагогического процесса;

·знакомить с различными национальными праздниками, чувашскими играми, жанрами фольклора, историей, бытом, традициями и обычаями Чувашии;

·развивать эмоциональную отзывчивость музыкально-сенсорного слуха в ходе освоения фольклора;

·развивать творческое воображение, художественный вкус;

Ожидаемый результат. Дети:

· сформируется понимание своей принадлежности к национальности;

· сформируется интерес к традициям и обычаям чувашского народа;

· сформируется уважение к народному творчеству;

· ознакомятся с различными национальными праздниками, историей, бытом, чувашскими играми, жанрами фольклора;

· расширится словарный запас словами, обозначающими названия чувашских праздников;

· появятся элементы малого фольклора в речи, в игре.

Родители: появится понимание важности начала нравственно-патриотического воспитания личности в дошкольном детстве;

·участие в праздниках и развлечениях, посвященных традициям чувашской культуры;

·участие в изготовлении чувашских кукол.

Этапы реализации проекта.

Первый этап — подготовительный:

· Разработка проекта;

· Разработка перспективного плана реализации проекта;

· Подбор приемов и методов;

· Подбор художественной литературы для чтения;

· Составление картотеки чувашских игр, сказок, потешек, песен и др.;

· Подготовка материалов для оформления папок-передвижек для родителей;

· Подбор материалов для оформления презентации.

Второй этап — основной.

Работа с детьми:

· Беседы;

· ознакомление и чтение художественной литературы;

· ознакомление с песнями на чувашском языке;

· ознакомление с чувашскими играми;

· ознакомление с традициями чувашского народа;

· рассматривание предметов одежды чувашского костюма(презентации)

·рассматривание предметов чувашского быта(презентации)

· выставка индивидуальных и групповых детских работ;

· выставка работ, выполненных совместно с родителями;

· оформление папок-передвижек;

· подготовка итоговой презентации проекта.

Работа с родителями:

· Изготовление кукол в национальных костюмах;

· Конкурс чувашских блюд;

Третий этап — заключительный

Работа с детьми:

· Совместный праздник чувашские посиделки «У бабушки Анук».

Работа с родителями:

· Родительское собрание с презентацией проекта;

· Совместный анализ проведенной работы.

Перспективный план реализации проекта.

Сентябрь. Беседа «Бабушкин сундук».

Рассматривание предметов одежды чувашского костюма: масмак, тухья.

Мастер класс с родителями по изготовлению кукол Анук и Ванич в национальных костюмах.

Октябрь. Элементы малого фольклора: Чтение сказки Яковлева И. Я. «Как искали лошадь».

Стихи: П. Ялкира «Детский сад»; Чтение стихотворения Н. Васильева «Друг петушок»; Чтение стихотворения П. Эйзина «Утром».

Оформление папки-передвижки «Интересные памятники в Чебоксарах».

Ноябрь. Выставка рисунков «Фартук бабушки Анук»

Прослушивание чувашских народных песен.

Рассматривание предметов чувашского быта (презентация).

Декабрь. Чувашские народные игры: Хороводные игры «Ель», «Зима».

Чтение чувашских народных сказок «Девушка и Луна»

Оформление выставки работ по мотивам сказка «Девушка и Луна».

Семейный конкурс чувашских блюд «Чувашская кухня».

Январь. Элементы малого фольклора: Заучивание потешки «Баю-баюшки»; заучивание потешки «Этот палец бабушка…».

Стихи: чтение стихотворения В. Давыдова-Анатри «Белый пароход»;  стихотворения П. Ялкира «Мишка».

Февраль. Элементы малого фольклора: Театральная постановка «Плясунья Лиса ».

Выставка рисунков «Национальная мужская рубаха»

Прослушивание народных танцевальных мелодий.

Март. Чувашские народные игры: «Иголка, нитка, узелок»,

Стихи: чтение стихотворения К. Иванова «Весна».

Беседа «Загадки чувашского узора».

Выставка рисунков «Загадки чувашского узора»

Апрель. Чувашские народные игры: «Дождь и солнце», «Сороки и грачи».

Чтение чувашской народной сказки «Дед Ух».

Разучивание элементов национального танца.

Май. Итоговое развлечение «Посиделки у бабушки Анук».

Совместный анализ проведенной работы.

Разработка перспективы на будущий год.

Литература

  1. Васильева Л. Г. //Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. — Чебоксары, 2006.
  2. Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопедагогический очерк. — Чебоксары, 1970.
  3.  Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992.
  4. Давыдов-Анатри В. И. Стихи для дошкольников. — Чебоксары: Гос. Издательство Чувашской АССР, 1960.
  5.  Иванов К. В. Сказки. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 2009.
  6. Канюков В. Я. Детский фольклор: песни, стихи, сказки. — Чебоксары, 1964.
  7. Сарпи Р. В. Подарок. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1972.
  8.  Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.
  9.  Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание № 8. 1991.
  10.  Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
  11.  Яковлев И. Я. Детские рассказы. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовс...

"Поликультурное воспитание. Народы Поволжья. Чуваши"

Данная презентация будет полезна педагогам ДОУ для ознакомления детей с Народами Поволжья - Чувашами - их традициями, культуре, национальном костюме....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста 5-7 лет. Народы Поволжья- Чуваши.

В Самарской области проживают представители 157 национальностей!Основную часть населения Самарской области составляют русские . Также в Самарской области проживают татары, чуваши, мордва....