ПРОЕКТ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
проект (старшая группа) на тему

ЛАРИСАЕВСЕЕВА

Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, и является ресурсом реализации ФГОС ДО способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому главным условием развития дошкольного образования является активное взаимодействие с социумом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_informats._tehnologii_proekt.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

АВТОР: Л.Ф.Евсеева

Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности.

   Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, и является ресурсом реализации ФГОС ДО способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому главным условием развития дошкольного образования является активное взаимодействие с социумом.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. На протяжении многих лет в дошкольном образовании отработана эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию института социализации личности. Это участие в различного рода  выставках, конкурсах, открытых показах, мастер -классах, где наиболее полно раскрываются возможности каждого участника образовательного процесса,и  позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.

Организация социокультурной связи с различными учреждениями, сетевое взаимодействие с дошкольными организациями, педагогами и интернет -сообществами  позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандарта дошкольного образования.

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада. И как новая форма такого взаимодействия-это реализация социально-педагогических проектов. Важно в планировании своей работы педагогам учитывать не только уровень знаний и умений семейного воспитания но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности). Находить такие  направления, методы, формы и способы взаимодействия с родителями, которые помогают установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. 

 Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Направления проекта: 

1. Создание консультационного центра.

2.Разработка, апробирование мультимедийных продуктов для организации организованных видов деятельности по всем направлениям педагогической деятельности.

3.Методическое пространство всех направлений.

Сроки реализации проекта

I этап 01.2016 - 05.2016 гг. Подготовительно-проектировочный - диагностика

имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации.

II этап 06.2016 - 05.2017 гг. Содержательно-деятельностный - апробация и

внедрение   новшеств   и   преобразований   в   систему   управленческой

деятельности  и  образовательного  процесса  .  

Начало  выполнения проекта.                        

III этап 06.2017 г. - 09.2017гг. Рефлексивно-обобщающий - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основные направлениям реализации проекта.

I.        Блок целеполагания

Ключевая проектная идея - создать условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий — как открытого, креативного и многосубъектного процесса педагогической реальности.

«Под внедрением информационно-коммуникационных технологий мы понимаем совместную деятельность специалистов ДОУ, родителей (законных представителей)  организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и

технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования».

Актуальность проекта.

Модернизация системы дошкольного образования способствует перестройке деятельности дошкольных образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с         учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого дошкольника.

Актуальность проекта обусловлена несколькими важными аспектами.

  Во-первых, в  системе дошкольного образования происходят существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

   Во-вторых, введение ФГОС дошкольного образования влечет разработку новых программ, инновационных форм и технологий работы с детьми. Для того чтобы успешно решать поставленные перед системой дошкольного образования задачи, детский сад должен быть открытой социально - педагогической системой.

  В-третьих, реализация проекта имеет большое значение для воспитанников ДОУ: современная образовательная политика направлена на исполнение ФГОС ДО , требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития. 

В-четвертых, реализация проекта, безусловно, важна для педагога: разработанный ФГОС дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их

родителей, как основы повышения социального качества дошкольного образования.

В-пятых, в связи с введением нового содержания и организационных механизмов в систему работы ДОУ методическая служба изменяет направления деятельности и структуру методической системы ДОУ. Основная идея при изменении – это объединение в методической системе современных принципов управления образовательным процессом, взаимодействие временной творческой группы с методической службой на основе результатов деятельности, содержания педагогической информации, полученной в ходе мониторинга образовательного процесса.

В-шестых, компьютерные технологии незаметно и кардинально меняют среду нашего общения и профессиональной деятельности, формируют поле новой информационной культуры, определяют формы и способы взаимодействия и получения результатов.

II.        Содержание проекта

1.Заинтересованные стороны, благополучатели, социальные партнѐры:

        воспитанники МБДОУ;

        родители  (законные представители) воспитанников  МБДОУ;

        педагогические и руководящие работники  МБДОУ;

        Социальные партнѐры:

        Туапсинский социально-педагогический колледж г.Туапсе

2.Условия реализации проекта:

 заинтересованность администрации и педагогических работников МБДОУ.

 наличие достаточного уровня у педагогов владением технологиями развивающего обучения;

        достаточный уровень оснащения проекта средствами ИКТ (наличие необходимого программного обеспечения).

Алгоритм реализации проекта по этапам

Первый этап. Подготовительно-проектировочный (январь  май  2016 года)

Содержание деятельности:

-Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи.

-Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи.

-Выявление ресурсных и организационных условий, возможностей МБДОУ по реализации проектной идеи.

-Формирование пакета нормативной, программной, методической документации по реализации проектной идеи.

-Разработка плана для реализации проектной идеи.

-Повышение компетентности педагогов проекта в вопросах реализации проектной идеи согласно определенному им функционалу.

-Приобретение необходимой научно-методической, учебной литературы,  технического и программного оснащения.

Прогнозируемые продукты:

Проект и план мероприятий по его реализации.

Второй этап. Содержательно-деятельностный (июнь 2016 г.– май 2017 г.)

Содержание деятельности:

-Создание среды и условий для реализации проекта по каждому тематическому направлению.

-Непосредственная        организация         и        реализация        основных мероприятий проекта.

-Презентация опыта воспитанников через заинтересованное участие в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах и пр.)

-Участие педагогов в различных профессиональных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.

-Участие педагогов в мероприятиях по презентации промежуточных результатов и опыта реализации проекта.

-Проведение мониторинговых и диагностических исследований, направленных на получение промежуточной оценки изменений, произошедших с момента начала реализации проекта.

Третий этап. Рефлексивно-обобщающий (декабрь 2016 г.).

Содержание деятельности:

-Анализ реализации проекта в рамках институциональных структур, на методическом совете МБДОУ (с выявлением проблем и оценкой изменений).

-Презентация результатов реализации проекта в рамках институциональных и муниципальных мероприятий.

- Диссеминация опыта работы по реализации проекта, деятельности в формате ФГОС дошкольного образования: участие в конкурсных

мероприятиях, публикации статей и сборников на муниципальном и региональном, всероссийском, международном уровнях.

Прогнозируемые продукты:

-Кейс с материалами обобщѐнного педагогического и управленческого опыта (методические рекомендации, сборники дидактических материалов и т.п.) по реализации проектной идеи.

-Другие продукты, которые не были запланированы. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 

1.Повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий

2.Создать благоприятные условия для освоения информационных компьютерных технологий педагогами ДОУ.

3.Сформировать информационное пространство (логически понятную классификацию хранящихся в ДОУ материалов и документов).

4.Ввести педагогов в проблему компьютерного обучения детей дошкольного возраста, показать его специфику и сформировать понятийный аппарат.

5.Дать теоретические знания, практические умения и навыки работы на ПК.

6.Подготовить педагогов к работе с имеющимся программно – методическим материалом, позволяющим грамотно организовать воспитательно – образовательный процесс, с применением элементов компьютерного обучения дошкольников.

7.Организовать исследовательскую и проектную деятельность, направленную на формирование компетентности педагогов в области информатизации.

8.Способствовать применению педагогами новых информационных технологий и традиционных средств обучения, обеспечивающие разнообразные образовательные услуги

9.Комплексное преобразование «среды обитания» детей, создание новых научно – обоснованных средств для развития ребенка, его активной творческой деятельности .

10.Обучить построению информационно – логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций;

11.Помочь освоению детьми базисного аппарата формальной логики и формированию этого аппарата для описания моделей рассуждения.

12.Закреплять и расширять знания детей в процессе познавательного развития.

13.Познакомить детей с  компьютерной техникой.

14.Обучить приемам работы на компьютерной технике.

15.Подготовить детей к творческой созидательной деятельности.

16.Строго соблюдать охрану жизни  здоровья детей, проводить профилактическую работу с целью охраны зрения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 

-создать условия для позитивного изменения МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;

-развивать у всех участников воспитательно - образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;

-расширять условия для обеспечения доступности качественного воспитания и обучения дошкольников с разными потребностями и возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (онлайн-обучение, онлайн-конкурсы для детей и обмен опытом среди педагогов, с использованием ресурсов сети, находящихся в открытом доступе);

-вовлекать семьи в единое образовательное пространство, обмениваться опытом, формами и способами по взаимодействию с семьей.

Задачи проекта (методическое пространство):

-оптимизация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов за счет использования средств ИКТ и организации интерактивного общения;

-апробирование новых форм сотрудничества;

-повышение профессиональной компетентности участников проекта;

-предоставление условий для обмена опытом работы;

-разработка методических материалов и рекомендаций;

-разработать  методический  материал  и  рекомендации  по направлениям  проектной деятельности.        

Методами и технологиями реализации проекта являются методические материалы: методические разработки (конспекты, проекты, программы), материалы и видеозаписи образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми. Продукты разработок будут использоваться для проведения семинаров, мастер-классов, практикумов, дискуссий по разрабатываемой проблеме и участие в вебинарах, конференциях, конкурсах.

Оценка результатов проекта и предполагаемые формы их предъявления.

Результативность проектной деятельности предполагается контролировать на основе:

  • мониторинга количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность реализации структурно-содержательных элементов модели проекта;

  • мониторинга количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность деятельности и рост профессиональной компетентности педагогов;

  • мониторинга эффективности взаимодействия МБДОУ с родителями и социальными партнерами в процессе реализации образовательных услуг.

ОПИСАНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Нормативно – правовая:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Письмо Министерства образования РФ от 13.08.2002г. № 01-51-088ин   «Об использовании информационных ресурсов в образовательных учреждениях»
  3. ФЗ от 24.07.98г. № 124 –  «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», изменения  от 20.07.2000
  4. Инструктивно – методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях в максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  5. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года; Постановление правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.
  6. Концепция  содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) – Минобразования РФ от 17.06.2003
  7. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010; Постановление правительства РФ от 21.03.2007 № 172, подпрограмма «Одаренные дети»
  8. Федеральная  целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (2006  – 2010); Постановление правительства РФ от 23.12. 2005 г.
  9. СанПиН 2.4.1.1249 – 03 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»
  10. Квалификационные требования к педагогу компьютерно – игрового комплекса в дошкольном учреждении
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) г. Москва от 17 октября 2013 Г. N 1155

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Научно – методическая:

  • Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
  • С.В. Коноваленко Как Научить думать быстрее  и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
  • Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77
  • Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») – М.: ТЦ Сфера, 2008
  • Научно – практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» тема номера «Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ» № 6 – 2008г.
  • Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 – 2008, С.131 – 135
  • Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008
  • Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  • И.Д. Коган «Эта книга без затей про компьютер для детей». – М.,2003
  • Л.Я. Береславский Интеллектуальная мастерская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000

Информационная:

- применение СМИ;

- стенды для родителей;

- графики;

- видеоматериалы;

- фотосессии;

- электронные и бумажные носители с информацией о работе ДОУ;

- информационная газета для родителей

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
  2. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 – 77
  3. И.Д. Коган «Эта книга без затей про компьютер для детей», М., 2003

Научно – практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» тема номера «Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ» № 6 – 2008г.

  1. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 – 2008, С.131 – 135
  2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112с.

       7.Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., Айрис-пресс, 2008. – 123с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Способы и виды использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах образовательной деятельности...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение,...