«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».
статья на тему

Галкина Марина Борисовна

    Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. К сожалению, не всегда педагоги ДОУ оказываются компетентными в вопросах прав ребенка в детском саду. Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах.

В данной работе мне хотелось бы раскрыть вопросы

О работе детского сада по разъяснению прав и обязанностей  родителей,

Законы и нормативные документы , определяющие права ребенка,а так же нормативные документы для ДОУ ; 

Формы работы ДОУ по правовому воспитанию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx86.82 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат:

«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».

Выполнила воспитатель МБДОУ детского сада № 1:

Галкина Марина Борисовна

                                                     

                                                           

                                               

  Оглавление

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------3

           

Глава 1.    Защита прав ребенка в ДОУ-----------------------------------------4

     1.1  Нарушения прав ребенка в семье-----------------------------------------------6

1.2  Работа детского сада по разъяснению прав и обязанностей     родителей----------------------------------------------------------------------------8

 1.3  Нарушения прав ребенка-----------------------------------------------------11

      1.4  Законы и нормативные документы , определяющие права ребенка--13

1.5  Нормативные документы для ДОУ  ---------------------------------------18

Глава 2.    Формы работы ДОУ по правовому воспитанию

2.1.  Планирование работы ДОУ по правовому воспитанию----------------19

       2.2  Словарь терминов-------------------------------------------------------------- 22

       2.3  Приложение 1--------------------------------------------------------------------31

       2.4  Приложение 2--------------------------------------------------------------------34

       2.5  Приложение 3--------------------------------------------------------------------35

       2.6  Приложение 4--------------------------------------------------------------------36

       2.7  Приложение 5--------------------------------------------------------------------40

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------42

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------43

                                                                                                                 

 

                                                          Введение

    С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение с детьми , все виды эксплуатации, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.

    Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе

дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.  

     Дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.

   Выбор данной темы неслучаен. В наше время институт семьи и права становится все менее популярным. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи.

   В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. К сожалению, не всегда педагоги ДОУ оказываются компетентными в вопросах прав ребенка в детском саду. Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем.

 Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах.

   В нашем дошкольном учреждении был проведен опрос по теме: «Ребенок и права». Ответы родителей подтвердили наличие поверхностных представлений о правовом воспитании детей и документах, обеспечивающих соблюдения прав ребенка. При этом все родители единогласны в необходимости защищать права и достоинства детей в нашей стране. Эта деятельность должна осуществляться в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.

                       1.  Защита прав ребенка в ДОУ

    Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. К сожалению, не всегда педагоги ДОУ оказываются компетентными в вопросах прав ребенка в детском саду. Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах.

                        Право на защиту и помощь

В «Концепции дошкольного Воспитания» (1989 г.) и документах Министерства образования России в основу педагогического процесса положены идеи гуманистической педагогики.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении и пакете документов, реализующих его, вопросам охраны жизни ребенка уделяется большое значение.

Вместе с тем существующие нормативные документы не обязывают дошкольное образовательное учреждение отчитываться или информировать в иной форме вышестоящие органы о своей деятельности по соблюдению прав ребенка.

Заведующие ДОУ считают, что проблема защиты ребенка от всех форм насилия касается как системы образования, так и каждого конкретного детского сада, они готовы полностью принять на себя лично и свой педагогический коллектив ответственность за решение данного вопроса.

Вместе с тем большинство руководителей ДОУ признали, что для них очень важно знать , соблюдение каких именно прав ребенка-дошкольника они и педагоги несут ответственность. По их мнению, эти права должны войти в Устав дошкольного образовательного учреждения и договор между детским садом и родителем. Кроме того, руководители и педагоги детских садов склонны считать, что обязательно должна быть установлена связь между аттестацией и аккредитацией образовательного учреждения и соблюдением прав детей в детском саду.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В «Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая, необоснованная критика» и т.п. Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.

Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше «проблемных детей с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) — по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.

Значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется (исследования И.Н. Едаковой).

Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.

   В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.

Нарушения прав ребенка в семье

    Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно ст. 156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия - неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

- с ними аналогично поступали в их собственном детстве;

- родители не знают альтернативных методов воздействия;

- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания - все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения - доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды - именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

         Меры дисциплинарных воздействий делятся на три группы:

1. Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.

2. Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.

3.  Лишение родительской любви - игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.

   В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Родителям необходимо установить в сознании  связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых - ярость и агрессию. Родителям необходимо  использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка.

Работа детского сада по разъяснению прав и обязанностей родителей .

Первое направление предполагает проведение работы по ознакомлению воспитателей дошкольных образовательных учреждений с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.

Второе направление должно быть посвящено организации практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.

Третье направление включает работу воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.

Заведующий

• выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей;

• формирует мотивацию ответственного отношения к ее выполнению;

• планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива;

• осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых;

• проводит специальную работу по просвещению общества по вопросам защиты прав детей с использованием средств массовой информации.

Старший воспитатель

• способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации;

• организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения;

• создает условия для распространения опыта воспитателей;

• участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.

Психолог — организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей. Психолог.

- проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных;

• осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями;

• обучает педагогов.

Педагог — главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, а также защита детей от жестокого обращения в семье. Педагог.

• осуществляет профилактическую диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями;

• ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.

Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел.

К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Содержание работы старшего воспитателя.

   Информирование педколлектива о проблеме жестокого обращения с детьми, видах жестокого обращения и факторах, его обусловливающих.

   Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника, представленных в Конвенции:

Нарушения прав ребенка

   Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения, Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.  В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных — приверженность традициям « Наказывали, меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.  

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что  нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Законы и нормативные документы , определяющие права ребенка

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.  

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального регионального уровней. Кроме того, выше перечисленные права детей представлены в федеральных законодательных актах и конкретизированы в документах на уровне региона и каждого дошкольного образовательного учреждения.

Согласно Конституции Российской Федерации, материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

   Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов — Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», Закон «Об образовании». Семейный кодекс РФ вступил в силу 1 марта 1996 года .Это  документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и ей. Особый интерес представляют глава 11 глава несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». Рассмотрим отдельные статьи из этих глав, ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, ст. 55 рассмотрено право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. В ней указано, что ребенок имеет право общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

   Ст.56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или лицами, их заменяющими, и органами опеки и попечительства -прокурором и судом.

   Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным, до достижения совершеннолетия имеет право  самостоятельно  осуществлять свои права и обязанности в том числе право на защиту. В статье указано, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц их заменяющих).

   При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд.

   Кроме того, должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В ст. 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей излагаются в ст. 64 и ст. 65.

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

   Таким образом, в Семейном кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение» и т.п.

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов и т.п. к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

Закон вводит понятие социальных служб для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации. На основании решения суда в соответствии с государственными минимальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатываются индивидуальные программы реабилитации каждого конкретного ребенка.

С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе и международные), осуществляющие деятельность по защите прав детей, получили возможность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, , органов государственной власти и учреждений, граждан (в том числе родителей), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

В ст. 4 Федерального закона впервые в российском законодательстве государственная политика в интересах детей названа приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ. А в главе 2 — «Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ» — указывается на обязанность органов государственной власти, а также родителей, педагогов, медицинских и социальных работников и общественных объединений содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством проведения работы по разъяснению его правового статуса.

П. 1 ст. 9 Федерального закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательном или в любом другом учреждении: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Таким образом, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.

Кроме того, государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья и развития детей:

  • Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • указы Президента Российской Федерации: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до2000 года» (национальный план действий в интересах детей);
  • программы: президентская'— «Дети России», федеральная — «Развитие образования в России» и др.

В последнее десятилетие стала выстраиваться система совместной работы Минобразования России с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации по охране здоровья детей в образовательных учреждениях.

Так, во исполнение совместного приказа Минобразования с Минздравом России от 30.06.9 № 186/272 «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»:

  • разработаны и внедряются в практику методические рекомендации по реализации медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и их оздоровлением в условиях ДОУ;

проводятся всероссийские совещания с руководителями территориальных органов управления образованием с привлечением работников Минздрава, МПС, Минатома, Минобороны России и др

  • .Право ребенка-дошкольника на образование гарантируется ст. 43 Конституции и конкретизируется в ст. 18 Закона «Об образовании». В статье указано, что родители являются первыми педагогами дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.

    Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. В помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

    Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием.

   В 1995 году заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации. Кроме многочисленных постановлений глав администрацией краев и областей, правительств республик о мерах по выполнению законодательных актов Российской Федерации, на местах разрабатываются и принимаются (в пределах их компетенции) законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

Так, в Псковской области принят Закон «О правах ребенка» от 09.06.95 № 14-оз, в Свердловской области — Закон «О защите прав ребенка» от 23.10.95 № 28-оз, в Омской области — Закон «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» от 14.11.95 № 33-оз, в Республике Карелия — Закон «О защите прав детей» от 31.12.95 № 94-зрк.

В названных актах субъектов Российской Федерации, наряду с воспроизведением уже действующих федеральных правовых норм, сдержится и ряд положений, дополняющих и конкретизирующих эти нормы и предусматривающих дополнительные гарантии прав детей, а также оказание дополнительной социальной помощи наименее защищенным категориям детей и семей с детьми.

                 Нормативные документы для ДОУ  

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» правительством России было принято Типовое положение  о дошкольном образовательном учреждении. Этот подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов на территории Российской Федерации. Его

основные положения конкретизируются, в свою очередь, в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Министерство образования в помощь детским садам разработало пакет образцов документов, в которых основным нормативным документом является Устав ДОУ.

Согласно Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению, в Уставе представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и вместе с соответствующим органом здравоохранения — в сфере здоровья, что соответствует требованиям Конвенции и действующему законодательству РФ.

В то же время имеется ряд положений в федеральных законах, которые отсутствуют в Уставе или при формулировке которых допускается разная степень конкретности и свободы изложения. Так, например, в Конвенции о правах ребенка указано, что каждый ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, а также за ним сохраняется право на проявление своей индивидуальности. В Уставе дошкольного образовательного учреждения эти права включены в состав права на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении и развитие творческих способностей и интересов.

Не нашли отражения в Уставе отдельные статьи Семейного кодекса РФ (2000) и Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Как известно, п. 1 ст. 65 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке».


Безусловно, ДОУ не может осуществлять свою деятельность в противоречии с этим требованием и в целом придерживается данного правила. Однако в Уставе эта сторона взаимоотношений с родителями не нашла отражения. Скорее всего родителям не известно это требование.

Кроме того, в Уставе не конкретизированы отдельные личные права детей, которые представлены в Конвенции о правах ребенка:

  • право на отдых и досуг, на участие в культурной и творческой жизни;
  • право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать информацию и идеи любого рода.

Важным дополнением к Уставу является Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка. Очевидно, что содержание этого документа, касающееся соблюдения прав детей в семье, обязательно должно меняться с учетом тех изменений, которые произошли в нормативно-правовой базе на федеральном уровне. Для этого имеется достаточная законодательная база. Так, например, ст. 7 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» гласит, что государственные органы и их должностные лица обязаны, в соответствии со своей компетенцией, содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса.

Следовательно, в Договоре должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения.

Очевидно, для определенной категории родителей такого рода информация может сыграть положительную роль. С одной стороны, поможет осознать незаконность своих действий по отношению к ребенку, а с другой — понять, что ребенок находится под защитой дошкольного учреждения и любое правонарушение со стороны семьи контролируется педагогом.

Формы работы ДОУ по правовому воспитанию.

      Организация работы администрации МБДОУ

  • Круглый стол «Формы работы с родительской общественностью по соблюдению прав ребенка, профилактике и пресечению насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых» Изучение основных положений Конвенции о правах ребенка

     Организация работы с педагогами МБДОУ

  • Семинар – практикум «Защита прав и достоинств маленького ребенка». Углубленное изучение Конвенции о правах ребенка. Закрепление основных понятий.
  • Деловая игра «Что объединят всех детей планеты», «Забота о здоровом образе жизни», «Витаминиада»
  • Практикум по правовому воспитанию «Играем в права»
  • Консультационный пункт «Работа воспитателей по проблеме «Защита прав и достоинств маленького ребенка» в семье». «Координация усилий семьи и детского сада по защите прав и достоинств маленького ребенка».
  • Тематическая памятка «Признаки жестокого обращения и насилия»
  • Консультация- презентация (представление практического материала по психологическому здоровью) «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ»
  • Выпуск информационно- познавательной газеты дошкольного образовательного учреждения «В мире детства» «О защите прав и достоинств маленького ребенка»

        Организация работы с родителями МБДОУ

  • Работа информационных центров для родителей в приемных комнатах групп: «Права и обязанности родителей»; «Право на игру, отдых и развлечения» (рекомендуемый распорядок дня) (младший дошкольный возраст); «Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» (средний дошкольный возраст); «Право на образование» (старший дошкольный возраст) , «Соблюдай ПДД» «Основные правила пожарной безопасности».
  • Родительская гостиная «Поговорим о правах ребенка»
  • Анкетирование « Ребенок и право» «Наказания и отношения к ним».
  • Телефон, почта доверия «Имею право!»
  • Мониторинг. Исследование и анализ социальной ситуации воспитуемого в ДОУ и семьи: - составление социального паспорта ДОУ; - своевременное выявление и учет воспитанников, требующих повышенного педагогического внимания и нуждающихся в помощи.
  • Семейное консультирование «Четыре заповеди мудрого родителя»; «Наказывая, подумай: «Зачем?»; «Жестокое обращение с детьми: Что это такое?».
  • Психолого- педагогическое исследование «Взаимодействие родителей и детей в ситуациях утреннего приема детей в группу и вечернего прощания с педагогами группы».
  • В рамках подготовки родительского собрания создание альбомов «Имя моего ребенка»; Выставка «Герб семьи».
  • Родительское собрание с элементами тренинга. Тема: «Маленькому ребенку - большие права»

Организация работы с воспитанниками МБДОУ

  • Выставка книг «Быт и культура народов моего родного края» .Право пользоваться        своей культурой , родным языком.
  • Экскурсия (медицинский пункт детского сада). «Расти здоровым» Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
  • Непосредственно образовательная деятельность «Права детей в сказках и вопросах». Группа среднего дошкольного возраста (4- 5лет) -«Маленьким детям – большие права». Группа старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
  • Экскурсия в школу - «Грамоте учиться - всегда пригодиться» Старший дошкольный возраст (6-7 года) Право на образование.
  • Сюжетно - ролевая игра «Мой дом - моя крепость» Средний дошкольный возраст (4-5 года); Право на жилье и его неприкосновенность.
  • Дидактические игры - «Играем в права» Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
  • Выставка совместного творчества детей и взрослых «Дети разных народов»; - «Я – гражданин России»; - «Имею право».

                                                                                                 

                                       Словарь терминов

Дети - особая социально - демографическая группа населения с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права; объект особой социальной заботы со стороны государства. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети - инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (в т.ч.дети - беженцы и вынужденные переселенцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением. Депривация детей (социальная) - лишение детей условий, необходимых для их полноценного физического и психического развития. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, лишением родительских прав или же признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях а также в случае отбывания родителями наказания в специальных учреждениях, содержания под стражей по подозрению и обвинению в совершении преступлений, равно как в случае уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов ив иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети с отклонениями в психическом развитии - дети имеющие нарушения развития, которые могут быть вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный ребенок - безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Вторичная профилактика безнадзорности - индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями группы риска по восстановлению семейных связей и осуществлению социального патронажа в ситуации, когда ребенок уже изъят из семьи. Профилактика - система мер по устранению негативных явлений, а также причин, им способствующих. Социальная защита детства - осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово - экономические, медицинские, социально - психолого - педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования.

Социальная помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

 Социальные службы для детей - организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медико - социальных, психолого - педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления , социальной реабилитации детей , находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей - совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный банк данных и региональные банки данных. Эти данные в виде анкет и фотографий детей передаются в банки данных соответствующих регионов органами опеки и попечительства. Как правило, региональные банки данных находятся в ведении органов образования областной (краевая, республиканская) администрации.

 Девиантное развитие - отклоняющееся психическое развитие, приводящее к поступкам, противоречащим нормам морали или права, например, пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству и др. Депривация - лишение ребенка необходимых для нормального формирования личности родительской ласки, тепла, заботы, правильного воспитания и возможности удовлетворять свои эмоциональные, духовные, физические и материальные потребности.

 Десоциализация - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно- воспитательных учреждениях; живущие в социально незащищенных семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых была нарушена в результате обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); дети родителей, находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклоняющихся от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказывающихся взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления).

Кризисная социальная дезадаптация - деформация развития и расстройство поведения ребенка, находящегося в социально опасном положении, вызванные его безнадзорностью и социальной запущенностью. Характеризуется девиантным поведением ребенка, слабым уровнем образования и развития, разрушением социальных связей с семьей и др. Является следствием кризисного положения семьи, в которой родители дезадаптированы, являются алкоголиками или наркоманами, отрицательно влияют на ребенка, проявляют по отношению к нему жестокость. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в эту категорию включаются молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; они имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на социальный патронаж.

Лишение родительских прав - законодательная мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, защиту их от жестокого обращения со стороны родителей, их вредного влияния (например, родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами) или уклонения от обязанностей по воспитанию. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Заявления в суд могут быть поданы государственными или общественными организациями, одним из родителей или опекуном (попечителем) ребенка, органами опеки и попечительства. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права фактического родства с ребенком, однако это не освобождает их от обязанности по его содержанию. Одновременно с вынесением судом решения о лишении родительских прав ставится вопрос об алиментах ребенку. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.

Опека и попечительство - семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов (подробнее см. в статье "Формы семейного устройства").

Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем.

Педагогически запущенный ребенок - психически нормальный и физически здоровый ребенок, имеющий отклонения поведенческого характера.

 Первичная профилактика безнадзорности - мероприятия по общей профилактике и индивидуальная социально-психолого-педагогическая работа с детьми, семьями группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Осуществляется в следующих формах: психолого-медико-социальный патронаж семей и их детей в возрасте до трех лет; выявление и учет семей и детей старше трех лет, имеющих нарушения развития и поведения; коррекция начальной школьной дезадаптации и семейной девиации ребенка; оказание информационно- консультационной и педагогической помощи семьям с детьми старше трех лет; помощь социального работника в трудоустройстве родителей; оказание семьям материальной поддержки, выделение срочной и гуманитарной помощи.

План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, форма защиты прав ребенка, место его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и т.д. и сроки выполнения этих мер.

 Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление детям на время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, жилья и медицинского обслуживания, или возмещение их полной стоимости. Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования лица из числа детей-сирот имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до 23 лет или до окончания учебы в очных образовательных учреждениях. 19 Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма взрослых и детей, имеющих тяжелые заболевания, в том числе инвалидов.

 Реадаптация - восстановление приспособительных возможностей человека к существующим в обществе нормам, к определенным социальным условиям.

Ресоциализация - восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности личности; происходит на основе реадаптации.

Родительские права и обязанности - определяются на основе записи о ребенке в органах ЗАГСа. Родители имеют право на воспитание ребенка до его совершеннолетия, и в то же время несут обязанности по его содержанию, воспитанию, обучению, развитию, защите его прав и интересов. Мать и отец имеют равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке или брак расторгнут. Если родители живут раздельно и не пришли к соглашению, с кем будет находиться ребенок, этот вопрос решает суд исходя из его интересов. Родитель, проживающий отдельно, обязан принимать участие в воспитании ребенка и вправе общаться с ним. Споры по вопросам воспитания разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей. Семьи, находящиеся в социально опасном положении - семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - семьи неполные, многодетные, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, а также социально незащищенные семьи, где родители выполняют обязанности по воспитанию детей, но не могут их содержать, так как имеют низкие доходы, временно не работают или не могут работать по состоянию здоровья. Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Социальная реабилитация - восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций.

Социально запущенный ребенок - ребенок, находящийся в докриминальной стадии социальной дезадаптации, имеющий задержки в психическом и физическом развитии, несформированность мотивации к познанию, труду, определению жизненных перспектив, поведение которого характеризуется аффективной несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством и др.

Социальное сиротство - часто используемый, но не закрепленный законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых. К социальным сиротам относятся дети- отказники; подкидыши; дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно.

Социальные службы по обслуживанию детей - организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально-бытовые, медико-социальные, психолого- педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.  Социальный патронаж - вид социально-профилактической работы, которую ведут учреждения социальной защиты населения, направленный на социализацию и адаптацию, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Стационарные учреждения социального обслуживания детей - дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально- реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты. Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба, на которую возложена работа по опеке и попечительству, или которой по договору передана часть функций органов опеки и попечительства. Такие службы могут существовать в регионах, где на основе местного законодательства осуществляется патронатное воспитание. Уполномоченная служба обязана выполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) и планом по защите прав ребенка. Уполномоченными службами могут быть учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Усыновление/удочерение - принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома); учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Благотворительность (филантропия)- оказание материальной, финансовой помощи нуждающимся и социально незащищенным людям или группам как отдельными лицами, так и организациями. Существует в двух формах: 1) милостыня - древнейшая форма гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств, имеет сугубо индивидуальный характер; 2) общественное призрение - выражается в предоставлении государством приюта, пропитания убогим и нищим. Возникло с началом появления христианства (строительство монастырей, церквей).

Бедность - категория, отражающая абсолютный (на основе прожиточного минимума) или относительный (как отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления) уровень удовлетворения минимальных жизненных стандартов. Выступает важнейшим социальным индикатором.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - нарушение поведения не обусловленное психическими заболеваниями.

 Институты социализации - устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы повеления для исполнения тех или иных социальных ролей. Такие социальные институты, как государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы, выполняя функцию трансляции социального опыта, выступают институтами социализации детей и взрослых. Наиболее значимыми институтами социализации детей и подростков являются семья, детский сад и школа. Дворовые компании или группы сверстников могут быть факторами социализации, но не являются ее институтами.

Органы опеки и попечительства - местные органы самоуправления, осуществляющие функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также недееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Патронат - межведомственная система профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанная на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации кровной семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в семье.

Педагогическая поддержка - это создание педагогических условий, направленных на гармоничное развитие личности детей, оказавшихся в особом положении и испытывающих в связи с этим определенные затруднения.

                                                   

   

                                                                                             

                                                                                               Приложение 1

                                          (Опрос для родителей)

                         Интерпретация понятия о правах человека

в поступках литературных героев.

1.А какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

  1. «Серая шейка»,
  2. «Красная Шапочка»,
  3. «Дюймовочка»,
  4. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

  1. Три поросёнка,
  2. Зайка из сказки «Заюшкина избушка»

3.Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

(«Лягушка – путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

5. Литературные герои, из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний?

  1. «Бременские музыканты»,
  2. «Белоснежки и семь гномов»,
  3. Басня «Квартет»

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение

  1. « Мороз Иванович»,
  2. «Госпожа Метелица»,
  3. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

                      Обсуждение педагогических ситуаций.

Предлагаем обсудить педагогические ситуации высказать своё мнение или дополнить ответ.

Ситуация №1

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы помахать им, и …горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.

Какие права ребёнка были нарушены?

Ситуация №2

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке, она смачивала тряпочку водой. Отжимала её и пропитывала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковёр. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Тренинг

«Способы решений конфликтов между педагогом и родителями». Упражнение «Достойный ответ».

Наверное, каждому приходилось бывать в ситуации, когда между вами и родителями воспитанников назревал конфликт в следствии разных взглядов на одну и туже проблему. Как найти взаимопонимание, не нарушив интересов обеих сторон?

Задача: достойно ответить на «выпад».

Фразы – «выпады»

- Вы слишком высокого мнения о себе?

- Почему Вы на всех смотрите волком?

- У Вас такой страшный взгляд!

- Вы вечно на всех кричите.

Подведение итогов упражнения.

- Легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелесное замечание в свой адрес?

Подведение итогов

Игра «Волшебный сундучок»

Правила: из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)

Сердечко.

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает это книга? (о праве на учёбу, образования)

Игрушечные утёнок и утка

- О чём напоминают эти игрушки? (о праве ребёнка быть вместе с мамой).

                                                                                       Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1. Принимать ребенка, таким как он, есть, и любить его.

2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.

3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.

9. За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.

10. Ребенок не должен бояться наказания.

11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.

12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

13. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

                                                                                                       Приложение 3

ПАМЯТКА

Признаки жестокого обращения и насилия

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту  
  • Ребенок не ухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет или напротив агрессивен, ведет
  • себя вызывающе.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается.
  • Такое поведение часто является причиной плохого контакта с другими детьми.
  • У ребенка ослабляется внимание, что влияет на его обучение
  • Часто проявляется отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
  • Ребенок отказывается раздеваться, стремясь тем самым скрыть синяки, ссадины.
  • Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе.
  • У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремиться к одобрению, ласке любых взрослых.
  • Ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение.
  • У ребенка проблемы со сном, энурез.

                                                                                                           Приложение 4

ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ

Основные задачи тренинга:

  1. Вместе с участниками определить границы приемлемого поведения в группе и принять соглашение о соблюдении установленных ограничений.
  2. Обеспечить развитие группового взаимодействия и взаимопомощи.
  3. Способствовать обсуждению общих для всех проблем и переживаний, укреплять внутригрупповую сплоченность.
  4. Повысить самооценку каждого участника, обеспечив каждому возможность поделиться своими мыслями и чувствами в обстановке доброжелательности и поддержки. Подчеркнуть значимость каждого члена группы для формирования совместного группового опыта.
  5. Помочь всем участникам группы осознать цель групповой работы.

Практические занятия

Упражнение 1. «Групповой рисунок»

Для выполнения этого упражнения детям выдается большой лист бумаги и фломастеры и предлагается сделать совместный рисунок. Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания. Это задание учит детей договариваться и дает психотерапевтам возможность наблюдать, какую стратегию использует каждый из детей. Оно также способствует сближению участников группы.

Упражнение 2. «Назови свое имя»

Детям дается следующая инструкция:

«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу».

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Детям иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому терапевту важно вовремя поддержать ребенка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Упражнение 3. «Паутина»

Это упражнение – хороший способ для выработки и проверки сплоченности группы. Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение, сидя на полу. Детям дается следующая инструкция:

«Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, например, чем тебе нравится заниматься или какая твоя любимая игра или еда. Подумайте, чего вы хотите рассказать о себе (тренер берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив). Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все члены группы оказываются «в паутине». Поговорите с ними на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности: как вы думаете, почему мы составили такую паутину? Что нам помогло создать такую мощную паутину? После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к терапевту. Следует быть готовым к тому, что нить может запутаться. Эту ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.

«Все ли высказались? Что вы почувствовали? Чьи рассказы вас заинтересовали? Трудно ли было говорить о себе? Кто в группе вызвал любопытство?».

Упражнение 4. «Двадцать «Я»

Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия. Для тренера это упражнение является диагностическим. Каждому члену группы даются карандаш и бумага.

Детям дается следующая инструкция:

«Двадцать раз ответьте на вопросы «кто я, какой я?». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»... Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах».

Возможный вариант: «Можете не показывать свой список всем, дайте прочитать его тем, кому захотите».

Упражнение 5. «Рисую себя»

Участникам предоставляются листы бумаги разного формата и цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т. д.

Детям дается следующая инструкция:

«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, с помощью схем. цвета, коллажа или как-то еще, как вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. Каждый может показать другим свой рисунок и рассказать о нем».

Тренеру надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Тренер при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изобразили себя.

Упражнение 6. «Какой я человек?»

Детям дается следующая инструкция:

«Человек часто задает вопросы, но в основном другим. Эти вопросы о чем угодно, только не о себе самом. Сейчас мы будем отвечать на два вопроса из многих, отражающих ваше представление о себе.

Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы.

  • Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?
  • Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сестры, близкие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так как кроме вас их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. Через некоторое время у вас накопится много ответов на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: какой я человек? Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе».

Это упражнение можно проводить многократно в течение курса занятий, повторяя и меняя заданные вопросы.

Упражнение 7. «Какие мы?»

Все члены группы садятся в круг и получают от тренера по листу бумаги. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую – знаком «–». Под знаком «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, книгу, то, каким образом легче всего доставить мне удовольствие, и т. п.

В правой части листа под знаком «–» каждый называет: нелюбимый цвет и т. д.

Тренер участвует в упражнении вместе со всеми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.

Упражнение 8. «Легкие пути ведут в тупик»

Это упражнение можно провести в конце одного из первых занятий. Его рекомендуется время от времени повторять с целью диагностики динамики группы.

Детям дается следующая инструкция.

«Мы познакомились друг с другом, узнали новые имена и, самое главное, индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас вам нужно записать в таблицу «Индивидуальность» то, что вам запомнилось о каждом из участников, суть его или ее высказываний о своей индивидуальности. Вспомните то, что они сами говорили о себе, что говорили о нем другие, когда мы сидели вместе. Это, безусловно, не очень легко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности этого человека, которые вы смогли сделать во время занятия. Например, вы можете написать: «Ирина отличается от всех своим спокойствием».

На эту работу вам отводится 10 минут. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов группы. Не ленитесь, это нужно в первую очередь именно вам. Затем вы соберетесь в большой круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание».


Приложение 5

Приемы работы с детьми, подвергшимися

физическому насилию

Многие дети, пострадавшие от насилия в семье, переживают мощную психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, поведенческих и эмоциональных особенностей, влияющих на всю их последующую жизнь. Дети-жертвы насилия часто страдают депрессией, что выражается в тоске, грусти, неспособности ощущать радость, наслаждение и т.п. В некоторых случаях могут развиваться аутоагрессивные проявления. Дети наносят себе различные травмы, у них возникают мысли о самоубийстве, бывают попытки самоубийств, иногда приводящие к летальному исходу.

Работа с такими детьми должна проводиться только специалистами. Она должна строиться исходя из профессиональных требований психолога-консультанта, основная цель которых – уменьшение и ликвидация последствий тех переживаний, которые привели к психической травме у ребенка.

В принципе можно предположить несколько основных рекомендаций для проведения консультаций с детьми, подвергшимися насилию.

Рекомендация 1-я. Для установления контакта с ребенком психологу нужно использовать приемы активного слушания.

Рекомендация 2-ая. Психологу необходимо проинформировать ребенка и его родителей о том, чем он может им помочь, а они должны решить, готовы ли работать дальше с этим специалистом. В случае отказа можно предложить другие варианты помощи.

Рекомендация 3-я. На листке бумаги вместе с ребенком записывается все то, что он сделал для разрешения возникшей перед ним проблемы. Это поможет ребенку в отказе от тех поступков, которые оказались для него бесполезными или даже разрушительными для личности. 

Рекомендация 4-я. Предложить ребенку придумать как можно больше новых путей разрешения его проблемы. Для чего желательно использовать «мозговой штурм».

Рекомендация 5-я. Выбрать один из путей разрешения проблемы, продумать вместе с ребенком, как претворить его в жизнь. Очень важно, чтобы ребенок согласился обсудить потом с психологом результаты своих действий. А для этого путь реализации проблемы должен быть строго конкретным.

Рекомендация 6-я. В обязательном порядке подводить итоги каждой встречи.
С детьми, подвергшимися сексуальному насилию, должны работать только специалисты и только через
групповую психотерапию. С детьми организуется тренинг, который условно разбит на несколько этапов. На первом решается проблема адаптирования детей к групповому взаимодействию. В ходе второго этапа осуществляется работа, непосредственно связанная с психической травмой, полученной ребенком в результате насилия и последующей огласки случившегося. Анализируются: возникшее у детей чувство вины, стыда, беспомощности, беззащитности, ответственности за происшедшее, потребность скрыть произошедшее. На третьем этапе затрагиваются такие темы, как: самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание, переключение внимания ребенка с пережитой драмы на продолжение нормальной жизни.

Кроме того, при выборе методов, используемых в работе с детьми, подвергшимися физическому насилию, необходимо учитывать следующее:

  1. психодиагностика важна для решения вопроса о целесообразности психотерапии;
  2. учет типа личности или личностной аномальности;
  3. анализ уровня и качества социализации личности, наличия педагогической запущенности, а также условий жизни и воспитания ребенка;
  4. анализ имеющихся у клиента установок, жизненных позиций, сценариев;
  5. учет возрастных кризисов.

                                                    Заключение 

Подводя итоги  нашей  работы и отвечая  на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Этого можно необходимо решить задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения.

                             Список используемой литературы:

1. Беличёва С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. - М.: 2006.

2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. -  М.: 2006.

3.Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). - М.: «Просвещение», 2006.

4.Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М.: 1997.

5. Айзер Л.К. Правовые аспекты семьи. М. 1995
6. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)
7. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.
8. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)
9. Лебедев О. Права детей: личные права детей в системе образования// Народное образование. 2001.№2. с.26-38
10. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Проект мероприятия по защите проав и достоинств ребенка дошкольного возраста

Проект  мероприятия для родителей по теме «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».       Составитель: Казакова Валентина Александровна,Музыкальн...

« Защита прав и достоинство ребенка дошкольного возраста»

статья о защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста...

«Развитие нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье и детском саду» (из опыта работы)

В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, та...

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду...

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"

Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему.  Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...

Доклад на педсовет Тема: «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».

Тема:«Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста»....