Рабочая программа второй младшей группы
методическая разработка (младшая группа) на тему

Назарова Марина Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Улыбка»

 

Принята                                                                                                               Утверждаю:

на педагогическом совете                                                               Заведующий МБДОУ                                                                                              детский сад №5 «Улыбка»                                                  

 -------------------------                                                        -----------------     Н.М.Сорокина                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                               

 

Рабочая программа

педагогов 2 младшей группы

общеразвивающей направленности

«Бусинки»

на 2017-2018 учебный год

 

 

 

Составили: воспитатели  Назарова М.А.,

Левина Н.В.

 

 

г. Семенов 2017 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………...3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………..........................3

1.1.1 Цели и задачи Программы……………………………………………………………………..4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………….5

1.2 Планируемые результаты и развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе………………………………………………………………………..11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………14

          2.1 Общие положения………………………………………………………………………………..14

2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями        развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях…………………………………15

Ø  Социально-коммуникативное развитие            …………………………………………………15

Ø  Познавательное развитие………………………………………………...............................18

Ø  Речевое развитие…………………………………………………………………………….23

Ø  Художественно-эстетическое развитие……………………………………………………26

Ø  Физическое развитие……………………………………………………..............................29

2.3 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов (инвариантная часть)………………...32

2.4 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов (вариативная часть)…………………..43

2.5 Взаимодействие взрослых с детьми………………………………………………………….45

2.6 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……...46

2.7 Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………50

2.8 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников…………………52

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………….60

3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка………………...60

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды           …………………………60

3.3 Материально-техническое обеспечение Программы…………………….............................62

3.4 Планирование образовательной деятельности       …………………………………………63

3.4.1 Учебный план……………………………………………………………..............................64

3.4.2 Традиционные события, праздники и мероприятия………………………………………65

3.4.3             Взаимодействие с социальными институтами детства по реализации Программы……67

3.5 Режим дня и распорядок………………………………………………………………………68

Приложение 1 «Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников»………………………..72

Приложение 2 «Перспективно-тематическое планирование на 2016-17 учебный год»…………….....73

Приложение 3 «Перспективно-календарное планирование на 2016-17 учебный год»………………...76

Приложение 4 «Расписание ООД на 2016-17 учебный год»…………………………………………...115

Приложение 5 «Расписание культурно-досуговой деятельности на год»……………………………..116

Приложение 7 «Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры для воспитанников второй младшей группы»…………………………………………………………………………………116

 

 

Введение

Рабочая программа разработана на основании Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (статья 48).

Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОУ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом, потребностями ребенка и его родителями.

Рабочая программа для воспитанников 2 младшей группы разработана на основе ООП ДО МБДОУ детский сад №5 «Улыбка» (учитывает ее содержание, систему используемых образовательных технологий и методик; методический и дидактический комплексы; вариативные формы, способы, методы и средства реализации воспитательно-образовательной работы).

 

Основные характеристики рабочей программы:

1)      актуальность – ориентация на потребности современного дошкольного образования с учетом понимания исключительной важности каждого периода детства;

2)      реалистичность – соответствие целей и предполагаемых средств их достижения, а также убежденность в эффективности выбранных средств;

3)      целостность – обеспечение согласованности, полноты взаимодействия и последовательности действий всех участников образовательного процесса для реализации поставленных целей;

4)      прогностичность – способность видеть цели и планировать деятельность для их достижения;

5)      рациональность – грамотный выбор способов и методов для эффективного решения задач дошкольного образования;

6)      контролируемость – определение ожидаемых результатов;

7)      корректируемость – своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения от нормы и изменения в развитии.

 

Приоритетная цель рабочей программы:

Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 «Улыбка» .

ООП ДО МБДОУ детский сад №5 «Улыбка» разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (инвариантная часть), парциальной программы (вариативная часть): программы художественно-эстетического развития ребенка «Камертон» Костиной Э.П., и программа «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» О.ЛКнязева,М.Д.Моханева.

Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования. Программа направлена на формирование общей культуры детей от 3 лет до 4 лет, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей по направлениям (далее – образовательным областям): физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Срок освоения Программы – 1 год во 2 младшей группе общеразвивающей направленности.

 

1.1.1        Цели и задачи реализации Программы

Программа

Цели

Задачи

Инвариантная часть

ПООП ДО «От рождения до школы»

1) Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

2) Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

8) максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

9) вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

10) уважительное отношение к результатам детского творчества.

Вариативная часть

Парциальная программа «Камертон»

Разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

1. Пробуждение творческой активности детей.

2. Развитие музыкального воображения и мышления.

3. Стимулирование желания самостоятельно включаться в самостоятельную творческую деятельность.

4. Развитие основной музыкальной способности – музыкальной отзывчивости на музыку.

Парциальная программа

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре» О.Л.Князева, М.Д.Моханева.

 

Приобщение  дошкольников к духовно - нравственным  ценностям русской народной культуры.

 

·          

·         формировать  у  детей  общее  представление о культуре  русского  народа,  её  богатстве  и  разнообразии;

·         обогащать знания детей о предметах быта русского народа;

·         познакомить с  декоративно-прикладным  творчеством;

·         способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

·         показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

·         воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

 

     

 

 

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

Программа

Принципы

Подходы

Инвариантная часть

ПООП ДО «От рождения до школы»

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

1. Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец);

2. культурно-исторический подход  (Л.С.Выготский);

3. деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов);

4. возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже);

5. качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc1.24 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа воспитателя  второй  младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа вторая младшая группа составлена на основе примерной программы "От рождения до школы"

Рабочая программа для воспиаттелей младших групп, работающих по программе "От рождения до школы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...

Рабочая программа второй младшей группы на основе основной образовательной программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Настоящая рабочая программа разработана воспитателем МБДОУ  ДС №48«Одуванчик» г.Светлоград Клочковой Татьяной Валерьевной.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани...