Методические рекомендации по теме: «Театрализованная игра как метод развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Самохвалова Наталья Викторовна

В работе даются рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе, использованию театрализованных игр для развития речи; предлагаем список рекомендованной литературы, примерный  план работы, список игр, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_teme.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме: «Театрализованная игра как метод развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».

        В организации и проведении театрализованных игр велика роль педагога. Она состоит в том, чтобы поставить перед детьми чёткие задачи, незаметно передавать инициативу в руки детей, умело организовывать их деятельность и направлять её в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса. Важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

        На основе проведённой нами работы были составлены рекомендации для педагогов детских учреждений, по руководству театрализованными играми с целью развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

        Работу по развитию театрализованных игр мы рекомендуем начать с создания предметно-развивающей среды в группе. В уголках театрализованной  деятельности разместить:  дидактические,  театрализованные игры, разные  виды  театров: плоскостной,  настольный,  пальчиковый,  теневой,  театр игрушек и другие; костюмы,  маски,  шапочки; иллюстрации  знакомых  произведений;  художественную литературу;  ширмы. Так же следует организовать «тихий уголок», где  ребёнок может побыть один: рассмотреть иллюстрации к сказкам, «прорепетировать» роль перед зеркалом.

        Для этого мы предлагаем воспользоваться следующей методической литературой, материалом.

1. Александрова О. Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание, 1998. - №12.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.

3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - сайт: http://fictionbook.ru/static/trials/05/81/45/05814510.a4.pdf

5. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду // Дошкольное воспитание, 2002. - №12, 2003. - №1,2,3.

        Использование театрализованных игр для развития связной речи у детей мы рекомендуем осуществлять в системе с постепенным усложнением и соблюдением следующих требований: 

        - содержательность и разнообразие тематики;

        - постоянное и ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;

        - обсуждение и уточнение прочитанного произведения до начала игры;

        - максимальная активность детей при участии в играх;

        - сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми при организации театрализованной игры;

        - постепенное усложнение содержания тем и сюжетов игр в соответствии с возрастом и умениями детей.

        При организации театрализованных игр мы рекомендуем:

        - перед игрой-драматизацией проводить беседу по содержанию; обращать внимание ребёнка на героев, выделяя его характер;

        - использовать разнообразные виды театров (настольный, пальчиковый, куклы бибабо) в самостоятельной деятельности детей;

        - использовать разнообразные произведения для проведения игр-инсценировок (сказки, басни, стишки);

        - вовлекать детей к изготовлению атрибутов, декораций  к играм-драматизациям;

        - использовать театрализованные этюды, в которых дети изображают отдельные эпизоды;

        - проводить совместные мероприятия с детьми других групп, с родителями.

        В работе с детьми мы советуем использовать различные виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, средствами драматизации; просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним; игры драматизации; артикуляционную гимнастику; пальчиковые игры; игры-превращения; разыгрывание знакомых произведений (сказок, стишков, басен); постановка инсценировок. Так же рекомендуем широко использовать походы в театр в выходной день на спектакли и мюзиклы по сказкам («Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Золушка»); беседы и рисование просмотренных сказок; драматизацию, постановку сказок и басен для показа родителям, детям младших групп. В старших группах дети сами сочиняют, импровизируют; высказывают своё отношение к герою, своё мнение о том, как лучше выразить и показать их; используют инсценировки в сюжетно-ролевых играх. Чаще играть с детьми в такие  театрализованные игры, как: «Отгадай загаданную сказку», «Измени конец», «Разложи и расскажи сказку», «В мире сказок», «Продолжи, что начали», «Придумай сказку» и многие другие.

        Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности рекомендуем проводить мини-этюды и игры-пантомимы, нацеленные на овладение детьми средствами образной выразительности:

        1) интонация – детям предлагается произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх);

        2) поза - предлагается  поиграть в игры «Отгадай фигуру», «Море волнуется раз...»;

        3) жесты - детям предлагается жестом показать состояния: «Я обжёгся», «На улице холодно»; упражнения: «Киска умывается», «Мама моет посуду»;

        4) мимика - совершенствуются умения детей распознавать настроение и эмоциональное состояние по выражению лица, с помощью глаз, бровей, губ. Для этого предлагаются детям игры и упражнения: «Я разозлился»,  «Изобрази настроение», «Догадайся, кто я».

        5) пантомимика –сочетание пластических поз, жестов, мимики. Здесь предлагаются детям ситуации: «Страшный зверь», «Изобрази героя».

        Для усложнения детям советуем предложить изобразить с помощью средств образной выразительности эпизоды из сказок и басен: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Стрекоза и муравей» и другие.

        Проводить беседы о структурных компонентах литературных произведений (начало, середина, конец). На отдельных занятиях предлагаем проводить работу по знакомству детей с отличительными особенностями рассказов, сказок, стихов, знакомству с рифмой. Большое внимание уделять пересказу, рассказыванию, придумыванию сказок, составлению рифмы. Для этого использовать: игровые упражнения: «Придумай начало сказки», игры: «Поиграем в сказку», «Отгадай и расскажи сказку», «Ты начни, а мы продолжим», «Придумай рифму». Вместе с детьми с помощью оригами изготавливать маски животных для пальчикового театра. Так же широко использовать игры инсценировки,  драматизации, постановки сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», обыгрывание сказки «Цветик-семицветик» с использованием настольного театра, кукол бибабо, пальчикового театра.

        Большое внимание уделять придумыванию и рассказыванию сказок, составлению описательных рассказов. В драматизациях и инсценировках советуем уделять больше внимания передаче слов автора. Для этого детям предлагать игры: «В мире сказок», «Выбери начало», «Придумай сказку», «Расскажи сказку». Так же широко использовать игры инсценировки,  драматизации, постановки сказок по желанию детей, детям предлагается самим выбрать сказку и показать или рассказать её другим детям.

        Рекомендуем широко использовать постановки: сказка-басня «Стрекоза и муравей», «Бременские музыканты», «Хрустальный башмачок», «В гостях у Буратино». Цель постановок: совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

        Особое внимание в работе по развитию связной монологической речи средствами театрализованной игры уделяйте взаимодействию с семьёй. В работе с родителями  используйте разнообразные методы и формы работы. Организовывайте выставки литературы, пособий, игр по театрализованной деятельности («Разложи и расскажи сказку», «В мире сказок» и другие). В родительских уголках размещайте наглядную информацию («Пальчиковый театр своими руками», «Роль театрализованных игр в развитии монологической речи»,  «В какие игры поиграть дома»), советы. Проводить круглые столы, тематические вечера, беседы («Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Кукольные театры для дошкольников»), консультации («Значение театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»); литературные викторины («В гостях у сказки»), организовывайте совместные походы в театр.

        С мамой ребёнок может послушать сказку; рассматривать иллюстрации к произведениям; обсуждать сказочных персонажей; сочинять сказки, различные истории и  обыграть их; просматривать фильмы; родители могут подсказать, как лучше выразить того или иного героя; совместно изготавливать атрибуты, костюмы к постановке спектаклей.

        Также мы рекомендуем примерный план работы с детьми по развитию связной монологической речи с использованием театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

План работы.

Октябрь

День недели

Задачи

Методы и приёмы

Содержание работы

Понедельник

 Вторник

Среда

 Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать в рисунке образы сказки.

2. Совершенствовать умение детей передавать настроение; изображать героев сказки, используя разнообразные средства выразительности; драматизировать сказки.

3. Воспитывать интерес к литературному произведению.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление настольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

Работа с родителями.

Организовать родителей для совместного похода в театр на мюзикл «Кот в сапогах».

Игровые, упражнения, драматизация, беседа, художественное творчество (рисование), рассказ, вопросы, напоминания, настольный театр

Упражнение «Изобрази настроение».

Беседа по сказке «Заюшкина избушка».

Игра «Догадайся, кто я».

Рисование иллюстраций к сказке.

Игра-драматизация «Заюшкина избушка».

Понедельник

 Вторник

 Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей передавать в рисунке сказочных героев.

2. Совершенствовать умение детей в распознавании и изображении эмоций, героев, используя разнообразные средства выразительности.

3. Воспитывать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению.

4. Развивать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление театрализованной игры «Угадай эмоцию».

Работа с родителями.

Проведение беседы с родителями на тему «Роль родителей в развитии связной речи детей».

Игровые, художественное произведение, художественное творчество (рисование), рассказывание, беседа, вопросы, пантомима.

Игра «Угадай эмоцию».

Игра - пантомима по сказке «Колобок».

Чтение басни «Стрекоза и муравей».

Игра-пантомима «Изобрази героя».

Рисование героев басни.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей изображать героев сказки, используя разнообразные средства выразительности.

2. Совершенствовать умение детей передавать настроение мимикой; пересказывать тексты.

3. Воспитывать интерес к литературному произведению; желание принимать активное участие в драматизациях.

Предметно-развивающая среда.

1. Изготовление пальчикового театра по басне «Стрекоза и муравей».

2. Изготовление совместно с детьми масок к басне «Стрекоза и муравей».

Работа с родителями.

Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к постановке сказки-басни «Стрекоза и муравей».

Игровые, пересказ, художественное произведение, драматизация, вопросы, напоминание, совместное изготовление атрибутов, разные виды театров

Пересказ басни «Стрекоза и муравей».

Упражнение «Изобрази настроение».

Изготовление масок к басне.

Игра-драматизация «Стрекоза и муравей».

Игра-пантомима «Изобрази героя».

Понедельник

 Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать у детей исполнительские умения в роли рассказчика.

2. Совершенствовать умение детей передавать настроение; изображать героев сказки, используя разнообразные средства выразительности; передавать через лепку образ сказочного героя; через рисунок свои впечатления; рассказывать о них.

3. Воспитывать интерес к постановке сказок.

Предметно-развивающая среда.

Подготовка атрибутов, костюмов к постановке сказки-басни «Стрекоза и муравей» .

Работа с родителями.

1. Пригласить родителей на постановку сказки-басни «Стрекоза и муравей».

2. Предложить родителям изготовить фотоколлаж с постановки.

Игровые, постановка, художественное творчество (лепка, рисование),

рассказ детей, беседа, вопросы, напоминание, пантомима

Лепка героев сказки-басни.

Игра «Догадайся, кто я».

Игра-пантомима по сказке-басне «Стрекоза и муравей».

Постановка сказки-басни «Стрекоза и муравей».

Рисование "Что мне запомнилось с праздника»

Ноябрь

Понедельник

Вторник

 Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать знания детей о разных видах художественных произведений.

2. Совершенствовать знания детей о зачинах сказок, умения детей узнавать знакомую сказку по серии картинок и рассказывать её.

3. Развивать интерес к театрализованным играм.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление игры «В мире сказок».

Работа с родителями.

Размещение в

родительском уголке информации  на тему «Роль театрализованных игр в развитии монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».

Игровые, беседа, серии картинок по сказкам, рассказы, вопросы

Игра-этюд «Страшный зверь».

НОД «Сказки, рассказы, стихи».

Игровое упражнение «Придумай начало сказки».

Игра «Отгадай и расскажи сказку».

Игра «Я начну, а ты продолжи »

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей передавать в лепке образы сказочных героев.

2. Совершенствовать умения детей пересказывать знакомые произведения; обыгрывать сказки, с использованием разных видов театра.

3. Развивать интерес к художественным произведениям.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление героев для пальчикового театра совместно с детьми.

Работа с родителями.

Организация выставки театрализованных игр.

Игровые, пантомима, совместное изготовление атрибутов, драматизации, беседа, пересказ; художественное творчество (лепка), пальчиковый театр

Игра-пантомима «Изобрази героя».

Изготовление героев для пальчикового театра.

Обыгрывание сказки «Кот, лиса и петух».

Лепка по сказке «Кот, лиса и петух».

Игра «Поиграем в сказку».

Понедельник

 

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа; последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

2. Совершенствовать знания детей о структуре текста, вспомнить разные зачины в сказках; умения детей обыгрывать сказки; изображать героев сказки, используя разнообразные средства выразительности. 3. Развивать у детей творческое воображение.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление плоскостного театра по сказке «Три поросёнка».

 Работа с родителями.

Организация круглого стола на тему «В какие игры поиграть с детьми дома».

Игровые, пантомима, беседа, рассказы детей, пересказ, художественное творчество (рисование), драматизации, вопросы, разные виды театра

Рисование

«Мой любимый сказочный герой».

Игра «Выбери начало».

Игра-пантомима «Изобрази героя»

Перескажи и покажи сказку «Три поросёнка»

Игра «Отгадай и расскажи сказку».

Понедельник

 Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей передавать в лепке образы сказочных героев.

2. Совершенствовать умение детей изображать героев сказки, используя разнообразные средства выразительности; пересказывать тексты; драматизировать; знания детей о зачинах сказок.

3. Воспитывать интерес к литературному произведению.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление конусного театра по сказке «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями.

Консультация для

родителей на тему «Значение театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Игровые упражнения, игра, пантомима, драматизации, беседы, вопросы, рассказы детей, пересказ, художественное творчество (лепка), иллюстрации, разные виды театра

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят».

Игровое упражнение «Придумай начало сказки».

Лепка «Герои сказки «Волк и семеро козлят».

Игра «Догадайся, кто я».

Игра-драматизация «Волк и семеро козлят».

Декабрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей передавать в лепке образы сказочных героев; описывать героя сказки; подбирать нужное слово; знания детей о том, зачем люди сочиняют, читают стихи, познакомить с рифмой.

2. Совершенствовать умения детей пересказывать знакомые произведения; обыгрывать сказки, с использованием разных видов театра.

3. Развивать интерес к художественным произведениям.

Предметно-развивающая среда.

Пополнение уголка театрализованной деятельности иллюстрациями по сказке «Золушка».

Работа с родителями.

Размещение в родительском уголке информации на тему «Кукольные театры для дошкольников».

Игровые, беседа, рассказ, вопросы, напоминание, художественное творчество (лепка), художественное слово (стихи), плоскостной театр.

Лепка «Герои сказки двенадцать месяцев»

Обыгрывание сказки «Двенадцать месяцев»

Игра «В мире сказок»

НОД «Для чего нужны стихи»

Упражнение «Подскажи слово»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей создавать в рисунках сказочные образы; составлять творческие рассказы.

2. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

3. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предметно-развивающая среда.

Подбор иллюстраций на тему «Сказочные дворцы».

Работа с родителями.

Организовать совместный поход в театр на сказку «Золушка».

Игровые, чтение, беседа, вопросы, пантомима, ИКТ, художественное творчество (рисование)

Чтение сказки «Золушка»

Рисование «Сказочное царство»

Игра-пантомима «Изобрази героя»

Просмотр сказки «Золушка»

Игра «Сочиняем сказку про золушку»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей создавать в аппликации сказочные образы; выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке ; создавать в рисунке образы сказки.

2. Совершенствовать умения детей пересказывать знакомые произведения по картинкам; передавать сказку через игру-драматизацию.

3. Развивать у детей желание принимать активное участие в играх-драматизациях.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление атрибутов к настольному театру по сказке «Золушка»

Работа с родителями.

Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к постановке «Хрустальный башмачок».

Игровые, вопросы, рассказывание, картинки по сказке, напоминание, рассказывание, совместное изготовление атрибутов, художественное творчество (рисование, аппликация), настольный театр

Аппликация «Сказочный дворец»

Рассказывание сказки «Золушка» по серии сюжетных картинок

Изготовление атрибутов к настольному театру по сказке «Золушка»

Игра-драматизация «Золушка»

Рисование «Эпизод сказки Золушка»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать исполнительские умения в роли рассказчика;  в придумывании рифмы к словам.

2. Совершенствовать умение детей передавать через лепку образ сказочного героя; обыгрывать сказки, с использованием разных видов театра; передавать через рисунок свои впечатления, рассказывать о них.

3. Воспитывать у детей желание принимать активное участие в постановках.

Предметно-развивающая среда.

Подготовка атрибутов к постановке.

Работа с родителями.

1. Пригласить родителей на новогоднее представление «Хрустальный башмачок».

2. Предложить родителям изготовить фотоколлаж с представления.

Игровые, художественное слово, рассказ, вопросы, беседа, художественное творчество (рисование, лепка), постановка сказки, разные виды театра.

Лепка «Персонаж сказки Золушка»

Обыгрывание сказки «Золушка»

Новогоднее представление «Хрустальный башмачок»

Рисование «Новогоднее представление»

Речевая игра «Придумай рифму»

Январь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать в рисунке образы сказки.

2. Совершенствовать у детей исполнительские умения в роли рассказчика; умение драматизировать сказки, выразительно передавая образы героев; умения детей придумывать рифмы к словам.

3. Развивать интерес детей к рифмам.

Предметно-развивающая среда.

Пополнение театрального уголка куклами бибабо.

Работа с родителями.

Консультация для родителей на тему «Как организовать домашний театр дома».

Игровые, пантомима, рассказ детей, беседа, вопросы, напоминания, художественное слово (стихи), художественное творчество (рисование), куклы бибабо

Игра-постановка «Расскажи сказку»

Рисование «Моя любимая сказка»

Игра-пантомима «Изобрази героя»

Игра-драматизация по сказке «Красная шапочка»

Речевая игра «Придумай рифму»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок; умение описывать героя сказки; создавать в рисунке образы сказки.

2. Совершенствовать исполнительские умения в роли рассказчика сказки; выразительность в передаче образов.

 3. Систематизировать знания детей о литературных произведениях.

Предметно-развивающая среда.

Пополнение уголка театрализованной деятельности атрибутами к инсценировкам: маски, короны.

Работа с родителями.

1. Пригласить родителей принять участие в литературной викторине «В гостях у сказки».

2. Изготовление фотоколлажа с литературной викторины.

Игровые, рассказ, беседа, вопросы, стихи, пословицы, поговорки, иллюстрации, инсценировки, напоминания, отрывки из сказок, художественное творчество (рисование, лепка), разные виды театра

Лепка «Мой любимый герой»

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Игра «В мире сказок»

Рисование «Отгадай героя и нарисуй сказку, из которой этот герой»

Игра-инсценировка «Расскажи и покажи любимую сказку»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Формировать умения детей отражать в рисунке содержание выбранной сказки.

2. Совершенствовать у детей исполнительские умения в роли рассказчика сказки; передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности; рассказывать сказки по иллюстрациям; описывать героя сказки.

3. Развивать интерес детей к играм-постановкам.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление игры: разрезные картинки «Собери сказку».

Работа с родителями.

Консультация для

родителей на тему «Театральные постановки дома».

Игровые, беседы, вопросы, рассказы, упражнение, напоминание, художественное творчество (рисование), иллюстрации к сказкам, разные виды театра

НОД «Работа с иллюстрированными изданиями сказок»

Рисование «Обложка для книги сказок»

Игра-постановка «Расскажи сказку»

Упражнение «Изобрази настроение»

Игра «В мире сказок»

Февраль

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Совершенствовать умения детей узнавать знакомые сказки по серии картинок.

2. Совершенствовать умения детей изображать эмоции используя жесты, движения, голос.

3. Развивать интерес к большим сказкам.

Предметно-развивающая среда.

1. Внесение книги А.Н.Толстого « Золотой ключик или Приключения Буратино».

2. Пополнение уголка театральной деятельности детскими рисунками по сказкам.

Работа с родителями.

Индивидуальные консультации с родителями на тему «Как развивать связную речь у детей дома».

Игровые, этюды, беседы, вопросы, рассказы детей, чтение, иллюстрации к сказке,  художественное творчество (рисоние)

Игра «Придумай сказку»

Рисование «Нарисуй сказку, которую придумал»

Игра «Отгадай сказку»

Игра-этюд «Покажи эмоцию»

Чтение с продолжением сказки «Приключения Буратино»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Совершенствовать умения детей узнавать героя по характерным признакам; передавать образы героев сказки; отвечать на вопросы по прочитанному; изображать эмоции используя жесты, движения, голос; придумывать и рассказывать сказки.

2. Активизировать фантазию и речь детей.

3. Развивать интерес к большим сказкам.

Предметно-развивающая среда.

Внесение иллюстраций к сказке «Приключения Буратино».

Работа с родителями.

Посоветовать родителям посмотреть вместе с детьми сказку «Приключения Буратино» и обыграть её.

Игровые, этюды, чтение, беседа, вопросы, рассказы детей, иллюстрации к сказке, напоминание

Продолжение чтения сказки «Приключения Буратино»

Игра «Угадай героя»

Рассматривание иллюстраций и беседа по сказке «Приключения Буратино»

Игра-этюд «Покажи эмоцию»

НОД «Творческие рассказы детей»

Понедельник

Вторник Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Совершенствовать умения детей пересказывать знакомые произведения; передавать и узнавать героя по характерным признакам; обыгрывать сказку с использованием разных видов театра.

2. Формировать умения детей передавать в рисунке сказочных героев. 3. Вызвать у детей желание принять участие в изготовлении атрибутов к сказке.

Предметно-развивающая среда.

Изготовление совместно с детьми конусного театра по сказке «Золотой ключик».

Работа с родителями.

Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к весеннему представлению «В гостях у Буратино».

Игровые, рассказы детей, вопросы, напоминания, совместное изготовление атрибутов, обыгрывание, иллюстрации, художественное творчество (рисование), конусный театр

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Игра «Угадай героя»

Изготовление атрибутов к конусному театру «Золотой ключик»

Обыгрывание сказки «Приключения Буратино»

Рисование «Герои сказки»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Работа с детьми.

1. Совершенствовать умения детей рассказывать знакомые сказки по серии картинок; передавать в лепке образы литературных героев; инсценировать сказки, выразительно передавая образы героев.

2. Активизировать фантазию и речь детей.

3. Развивать интерес к художественным произведениям.

Предметно-развивающая среда.

Подготовка атрибутов к постановке «В гостях у Буратино».

Работа с родителями.

Размещение информации в родительском уголке на тему «Театр дома – учите общаться».

Игровые, беседа, рассказы детей, вопросы, напоминания, серия сюжетных картинок по сказке, пантомима, художественное творчество (рисование, лепка)

Лепка «Герои сказки»

Игра «Расскажи сказку»

Игра-инсценировка «В гостях у Буратино»

Игра-пантомима «Изобрази героя»

Рисование по сказке «Приключения Буратино»

        Театрализованные игры являются одним из методов и самым эффективным средством развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с условием, если педагог использует их в своей практической деятельности систематично, постоянно внедряет их в повседневную жизнь детей, вызывает интерес и желание включиться в игру, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Литература

1. Александрова О. Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание, 1998. - №12.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.

3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - сайт: http://fictionbook.ru/static/trials/05/81/45/05814510.a4.pdf

5. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду // Дошкольное воспитание, 2002. - №12, 2003. - №1,2,3.

31. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - НовГУ имени Ярослава Мудрого.: Великий Новгород, 2006 - 126с.

32. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 -315с

15. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983 - 192с.

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 - 272 с.

6. Белинова Н.В., Карасева И.В. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (текст) / Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (12 апреля 2016 года). - Н.Новгород: Мининский университет, 2016 - С. 6 - 12.

10. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // дошкольное воспитание, 2009 - №7 С. 66 - 70.

11. Белошистая А., Смага А. Развиваем связную речь // дошкольное воспитание 2009 - №7 - С. 20 - 25.

12. Бизикова О.А.  Развитие  монологической  речи  у  дошкольников:  Учебное  пособие  для  студентов  высших  учебных  заведений. - Нижневартовск:  Нижневартовский  государственный университет,  2014 - 235 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок

Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Помощники в доме

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Помощники в доме...