Выступление подготовлено для заседания секции дошкольных образовательных учреждений Митрополичьей образовательной конференции 13.11.2012 г.
статья на тему

гольдблат елена зиновьевна

Воспитание духовных качеств у дошкольников через народные игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание духовных качеств у дошкольников через народные игры

Е.З. Гольдблат, педагог дополнительного

образования МБДОУ № 135

Нижегородского района

г. Нижнего Новгорода  

        Детский сад № 135 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода является районной экспериментальной площадкой по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста полихудожественными средствами». Одним из таких средств  является русская народная игра.

        Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то есть именно в игре  удовлетворяются основные социальные потребности ребенка, в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности – учебная и трудовая, игра в наибольшей степени способствует развитию психики ребенка.  Детские игры – явление сложное. Они различаются по содержанию, степени самостоятельности в них детей, по формам организации и игровому материалу. Все игры делятся на две большие группы: творческие, в которых нет заданных правил, а содержание игры и развитие сюжета игры, подбор атрибутов для игры  определяют сами играющие, и игры с правилами, где сюжет и содержание уже заданы. Народные игры относятся ко второй группе – это игры с правилами.         Народная детская игра – часть общей фольклорной культуры, для которой характерно взаимопроникновение жанров, ведь в играх используются  и плясовые движения, и пение, и декламация, и спортивное состязание. Благодаря такому синтезу жанров народные подвижные игры – ценное  средство всестороннего развития личности ребенка. Как правило, они проводятся на свежем воздухе, в обширном помещении, вызывают у детей большой интерес,  а чувство удовольствия и радости у детей народные подвижные игры вызывают всегда. Народные игры развивают и физические качества ребенка – ловкость, выносливость, быстроту принятия решения, и его характер – смелость, решительность, сметку, и способствуют формированию    у ребенка таких нравственных качеств,  как честность, правдивость, выдержка, отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручка, дисциплинированность, чувство товарищества. Воспитание в народной игре происходит исподволь, без дидактики, старшее поколение передаёт свой игровой опыт младшему. В этих играх формируется устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся основа для развития патриотических чувств.   Кроме того, в игре ребенок должен сам оценивать свои действия и действия других играющих, в отличие от иных видов деятельности, где оценку действий ребенка даёт взрослый, что естественно приводит к развитию у ребенка самостоятельности, объективности, желания помочь товарищу. Успех в игре поднимает ребенка в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым достижениям.         В народных играх важны именно правила, которые определяют весь ход игры, диктуют действия детей, регулируют взаимодействие между играющими, то есть создают такие условия,  в которых ребенок не может не проявить нужных душевных качеств. Правила игры не навязываются детям извне, не диктуются взрослым, а составляют органическое содержание игры, которое, впрочем,  дети по договорённости между собой могут изменять.

        Большинство народных игр, в которые играют дети, пришли к ним из взрослого фольклора, поэтому отражают обрядовые традиции русского народа, связаны с годичным  крестьянским православным циклом.  Например, игры, которые сегодня мы предложим вам для изучения, «Уж я улком шла» относится к осеннему циклу игр, когда заканчивались полевые работы и крестьяне начинали работы «зимние» - женщины пряли, занимались рукоделием, а  мужчины делали «мужские» работы в доме – плели лапти, изготавливали утварь для крестьянского хозяйства. Плетение лаптей – это мужское дело,  женщины им не занимались, а играть в игру «Эх, да, ну, тпру…» с лаптем могут вместе мальчики и девочки.  В игре «Уж я улком шла» проявляется умение выполнять правила, быть доброжелательными к товарищам, помочь товарищу, если он попал в затруднительное положение, «работать» в команде. В игре «Эх, да, ну, тпру…» проявляются те же качества, но ещё и умение быстро принять решение, развивается ловкость.

        К осеннему же циклу игр относятся игры, в основе которых лежал выбор женихов и невест, так называемые «поцелуйные» игры. Например, игра «Заинька», в которой дети учатся естественно выражать свои симпатии.

        В игре «Ткачиха» проявляется умение детей играть в команде, умение оценивать свои действия и соразмерять их с действиями других играющих, чтобы добиться желаемого результата.

        Таким образом, мы видим, что традиционные народные игры содержат оптимальные приёмы и средства для физического, умственного, а главное, нравственного воспитания. Игры живут и развиваются и в наши дни, и будут жить, пока дети в них играют.

Выступление подготовлено для заседания секции дошкольных образовательных учреждений Митрополичьей образовательной конференции 13.11.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, име...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Список дошкольников посещающих дополнительные секции художественно-эстетической направленности в образовательных учреждениях города Нижневартовска в 2015-2016 учебном году

Список дошкольников посещающих дополнительные  секции художественно-эстетической направленности в образовательных учреждениях города Нижневартовска в 2015-2016 учебном году...

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад»

Основная общеобразовательная программа МБОУ «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад» (далее Программа) разработана на основании...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...