Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средством культурно - досуговой деятельности
статья на тему

В данном материале представлен о описание опыта работы по нравственно- патриотческому воспитанию дошкольников, начиная с младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_nravstvenno-patrioticheskomuvospitaniyu_novyy.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района               Санкт-Петербурга

Описание опыта работы

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста средством культурно-досуговой деятельности»

Составила: Воспитатель

Малышева Яна Сергеевна

2017 год

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

 Меня до глубины души затронуло данное высказывание, и я задалась                                                   вопросом…Первые чувства  гражданственности и патриотизма доступны ли они малышам?  С этого и началась моя  работа по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает необходимость помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Я задумалась, как же сделать мою работу более  интересной и доступной детям. На мой взгляд, главным показательным моментом привлечения ребенка к патриотизму – является праздник.   Не только сам праздник детям приносит радость, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с  историей, костюмами, народным творчеством.

  Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

     Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.

      Цель моей работы - Формирование нравственно-патриотического воспитание дошкольников средством культурно – досуговой деятельности.

Для решения поставленной цели мною были определены следующие  задачи:

  • формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края
  • обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
  • воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

               В своей работе по данной теме я придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип тематического планирования (тематические блоки: семья, основание города, праздники, храмы города и т.д.)
  • Принцип нагполядности (иллюстрации, фото, видео материалы, экскурсии)
  • Принцип последовательности (работа ведётся с  младшей группы от простого к сложному).
  • Принцип занимательности - материал должен быть интересным, увлекательным.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода ( индивидуально- личностное формирование, развитие морального облика, формирование личной гражданской позиции).
  • Принцип интеграции различных видов  детской деятельности ( содержание образования, метод реализации и предметно-развивающее пространство, среда).

Свою работу я начала с изучения и анализа методической литературы по моей теме.   Методологической и теоретической основой опыта  являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности,  о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.).

В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Сухомлинский В.А «Как воспитать настоящего человека», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», О.В.Солнцев «Город -  сказка, город – быль», статьи из журналов «Дошкольное воспитание». Использую парциальные программы Н.Г.Зеленова «Мы живём в России», Г.Т Алифанова «Петербурговедение для малышей». Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт – Петербурга»

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании в РФ», «О днях воинской славы (победных днях), Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 года».

Актуальность данного направления  заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.    В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетьями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать  любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. 

Новизна моего опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем  все виды деятельности дошкольника, начиная  с младшего возраста.      

Патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.

Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с выявления уровня знаний детей в данном направлении. В диагностике принимали участие 24 ребёнка   в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (12 детей) не могут назвать членов семьи,  дом и улицу на которой проживают,   имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 30 %  (8 детей) – средний уровень; у 15% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Проделанная работа позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. 

Работая по данной теме,  составила перспективный план работы с учётом возрастных особенностей детей. Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

1блок «Моя семья. Мой дом»;

2блок «Родной город. Родная природа»;

3блок «Родная страна. Родная культура»;

4 блок «Защитники Отечества. День Победы». 

Неоспоримое значение для воспитания патриотических чувств у детей имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда  в группе. В группе были оформлены  специальные зоны: для детей младшего возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной район); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с районом, страной, государственной символикой.

Для того, чтобы улучшить качество  знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы в ходе досуговой деятельности:

- игровые - познавательные занятия, как в помещениях детского сада, так и на улице  на тему: «Моя семья», «Мой город Санкт - Петербург», «Колпино»,  «Осень на участке детского сада», «Дом в котором я живу» и др;

 - беседы  на тему: «Чему учит мама своих малышей»,   «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес»,  «Что ты видел по дороге в детский сад», Как помогаешь маме?», «Мой папа в Армии» и другие;

- творческие рассказы детей  на тему: « Что было бы, если я был взрослый», « Три богатыря», «Мой любимый детский сад»;

- работа с этнокалендарем (включение в план праздников этнокалендаря);

- совместные праздники  с родителями в группе;

- встречи с интересными людьми города, с защитниками Отечества и ветеранами ВОВ;

 - вечера устного народного творчества, где дети  заучивали  потешки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, чистоговорки,  былины;

- обыгрывание русских народных сказок;

- вечера хороводов и  народных игр;

-экскурсии в музей, в библиотеку, на стадион, в парк, в школу;

- изготовление детьми  подарков для родных и близких к 23 февраля,  8 марта.

Игра -  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В досугах активно  использую народные игры, хороводные, словесные.

        При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику,  дыхательную гимнастику, логоритмические комплексы. Сценарии составляю вместе со специалистами ДОУ. В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Для этих целей использую игры и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов.

Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир  нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Жители леса и их детеныши», «Профессии», «Русские народные сказки», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях, которые использую как на досугах, так и в режимных моментах и в образовательной деятельности.

Организуя работу по данному направлению, я прекрасно понимаю, что нельзя не задействовать в ней родителей. Так, стало традицией проводить детско-родительские праздники. Организуя культурно-досуговое мероприятие, я всегда стараюсь, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.

 Своим опытом, наработками я    с удовольствием делюсь с коллегами, провожу консультации, оказываю помощь педагогам в организации и проведении тематических занятий.

        Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод, что  культурно – досуговая деятельность   является  эффективной   формой  в  воспитании нравственно -  патриотических чувств  у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществ...

«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выступление на тему:«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ» Му...

Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...