"Сказка как средство социально-личностного развития детей»
консультация по теме

Каменева Светлана Владимировна

             Консультация для родителей и педагогов                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_konsultatsii_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      общеразвивающего вида детский сад №28 «Ласточка»

        

       Доклад на тему:     «Сказка как средство      

       социально-личностного развития детей»

        Музыкальный руководитель

                                                                                          Каменева С. В.        

                                                       с. Акатьево  2017г.

    Важной  целью   системы  современного  образования   является    воспитание   человека,       идентичного   самому   себе   и   несущего   образ     себя   во  всем   многообразии   отношений   с   окружающим    миром.   Одним   из   направлений    в   реализации   этой   цели   является    обращение   к   возможностям   искусства   в   процессе   воспитания   и   обучения.  Основы   личности    закладываются   в   дошкольном    возрасте ,который   по   определению    А. Н. Леонтьева,  является   периодом   первоначального   фактического   склада   личности.  Главное  назначение  искусства  -  духовно, нравственно  и  эстетически  обогащать   человека.  По   характеру   своего  воздействия   на  психику,  интеллект   искусство,  в  том  числе   и   литература,  является   особым   фактором   развития   личности   ребенка.  К  сожалению,  в  последние  годы   происходит  деформация  деформация   художественного    сознания,  падение  читательской   культуры,  у   книги   появилось   много  заместителей:  аудио, видео, телепрограммы,  компьютерные   программы. Они,  безусловно, ярки,  их  воздействие  активно,  они  не  требуют   того   внутреннего   переживания,  той   работы   ума,  которые   естественны   при   чтении   художественной   литературы. Сейчас   актуален   вопрос,  как  вернуть   книгу   в  руки   ребенка,  как  сделать  компьютер   союзником   книги.

      Через  художественные образы  литературы устанавливается   взаимодействие   взрослого  и  детей, происходит  знакомство   детей   с   окружающим   миром. Среди  многочисленных   методов,  средств  и  приемов   педагогического  воздействия   особое  место  принадлежит   сказке. Значимость   сказки  обусловлена   ее  всесторонним   влиянием   как  на   отдельные   психические   процессы, так  и на детскую личность  в целом. ( А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова ). Эффективность  и  доступность   целенаправленного   использования   сказки  в  образовательном   процессе   обусловлена  рядом   факторов. Среди  них  возможность   обращения  к  накопленному  социально-культурному   опыту, учет  возрастных   особенностей   ребенка, создание  у  ребенка   чувства   психологической   защищенности. Сказка  вводит  ребенка   в   определенные   воображаемые   ситуации   и   заставляет  пережить    вместе   с   героями   не  только   ситуации,  но  и   ощутить   чувства   героев.

     Сказка,  по мнению   исследователя  И. А. Ильина « есть  уже искусство: ибо  она  укрывает   и   являет  за  словами   целый  мир  образов,  а  за  образами   она   разумеет   художественно   и   символически   глубоко  духовные   состояния».

Восприятие   сказки   оказывает   значимое   воздействие   на  эмоциональное   развитие   детей,  процесс   ознакомления   со  сказкой   создает   реальные  психологические   условия   для  формирования   социальной   адаптации  ребенка . Сказка  способствует  развитию   межличностных  отношений, социальных   умений  и  навыков  поведения,  а  также   нравственных   качеств   личности   ребенка,  которые   определяют   его   внутренний   мир.  При   этом   сказка   остается   одним   из   самых   доступных   средств   развития   ребенка.  

     В   дошкольном   образовательном    учреждении    сказка   традиционно     используется    во    всех    направлениях     воспитательно-образовательной    деятельности,  создаются   условия    для   введения    дошкольников    в   мир    литературы    и   развития    художественно-речевых    способностей. Дети   знакомятся   со   сказками   на   специально   организованных   занятиях    по    литературному     образованию,  герои   сказок   вместе   с   детьми   учатся    считать   и   рисовать,  познают   окружающий    мир,  поют   песни   и  делают   зарядку,  а   сказочные   сюжеты   пронизывают   ролевые   подвижные   игры. Интерес   к   сказке   поддерживается    создание   в  групповых   помещениях    детского   сада   предметной   среды,   включающей    в   себя    библиотеку    для   малышей,  уголок   театра,  художественную      галерею,   музыкальную   шкатулку.   Лучшему    пониманию   сказки   помогает   инсценирование    их   с   помощью    игрушек,  настольного   театра,  хорошо   инсценируются   русские   народные   сказки  «Колобок»,  «Репка»,  «Теремок»,  «Заюшкина   избушка»,  «Петушок   и   бобовое   зернышко». Через   художественные    образы   устанавливаются    эмоциональные   отношения   взрослого (воспитателя, музыкального  руководителя)   и   детей,  происходит   не  только   знакомство   с   окружающим   миром,  но   и  развитие   эмоциональной    сферы   детей. Как   показывает   опыт,  выразительное   рассказывание,  беседы   о   героях    сказок,   о   чувствах,  которые   они   испытывают,  рассматривание   иллюстраций   известных   художников,   игры  в   «сказку» - все   это   формирует     эмоциональную    восприимчивость    детей.

     Используя  сказку,  как   средство   развития   личности   ребенка–дошкольника,  мы   определяем   следующие   задачи:

- развитие   способности   к   целостному   отражению   внешнего   облика   различных   сказочных    персонажей;

- овладение    умением   оценивать   индивидуальные   особенности    сказочных   героев   через   анализ   их  действий,  поступков;

- принятие   социально   одобряемых    форм   поведения   через  проигрывание  образно-ролевых   сказочных   ситуаций.

     Если   в   младшей   возрастной   группе   дети  еще   не   могут   делиться    впечатлениями   от   услышанного,  увиденного,  прочувствованного   без   помощи   воспитателя,  музыкального   руководителя,  то  в   старшем   дошкольном   возрасте   дети   самостоятельно   анализируют   поступки   героев,  соотнося   свое   поведение   с   нравственными   эталонами.

     В процессе использования   деятельностного  принципа   развивающей   работы   в   качестве   основных   методов   применялись    драматизация   отдельных   сюжетов    по   сказкам,   продуктивные   методы   (рисование,   лепка,  аппликация   на   темы   сказок),  прослушивание   музыкальных   произведений,  точно   подобранных   для   сказочных   сюжетов,  что   позволяет   детям   узнавать   сказки,  их   героев.

     Инициирование   творчества    в   передаче   ярких   эмоциональных    характеристик    стимулирует  способность   самостоятельно   творить   художественный   образ. Разнообразные   формы   работы   со  сказкой   (включая   игровые   технологии)   позволяет   формировать   интерес   к   художественной   литературе,  воспитывать   личностные   качества   ребенка.  Через   сказку   дети  получают   опыт   социализации,  коммуникативные   навыки   и   межличностные   отношения.

     Таким   образом,  влияние   сказок  на   гармоничное развитие    детей   дошкольного    возраста    заключается   в  том,  что   в   процессе   дифференцирования    нравственных   представлений    происходит   формирование    социальных   эмоций    и   осуществляется    последовательный    переход    от    психофизиологического    уровня    их   развития    к   социальному.

                               

                                                 Список     литературы:

Л. Б. Фесюкова  «Воспитание   сказкой   для   работы    с   детьми    дошкольного   возраста»

А. Н. Хлысталова  «Литературное   развитие   дошкольников    средствами    фольклора»   Журнал    «Дошкольное   воспитание»      

     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста

Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи  социального становления личности, игра сп...

Русские народные сказки, как средство нравственного эмоционального развития детей

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с приобщением детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

Математические сказки как средство обучения и развития детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям.

ВведениеПредмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более интересным и занимательным. (Б. Паскаль)...