Базовая модель педагогического опыта.
опыты и эксперименты на тему

Тема опыта "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_lozovitskaya_m.v.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

       Базовая модель педагогического

опыта на тему:

         «Нравственное воспитание и

  формирование культуры поведения  

          детей дошкольного возраста»      

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

        В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москвы "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", необходимо обеспечивать построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данный опыт работы разработан в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
   Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этикет - это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.

   Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
    Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что, следуя принципу: "Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем", они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя.
Проблемам воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте посвящали свое внимание такие авторы как Т.Н. Николаева, С.И. Илларионов, В.А. Доскин, С.А. Козлова и др.

    Мы выбрали эту  тему,  потому  что  считаем,  что  она  более  актуальна  на сегодняшний день.

   Прежде всего ребенку с малых лет нужно  привить  этикет.  Этикет  выражает содержание тех     или  иных  принципов  нравственности,  в  широком  смысле слова.

 Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности –  в  области  моральной  культуры  и  о красоте, порядке, благоустройстве.

   Научить ребенка везде и во всем уважать общество в  целом  и  каждого  его члена в отдельности  относиться к ним так,  как  он  относиться  к  себе  и

чтобы другие так же относились к нему. Правило  очень  простое,  но  увы?      

    В повседневной практике человеческие отношения далеко не  всеми  и  не  всегда осуществляются. А между  тем  культура  –  человеческих  отношений,  общение людей между собой играют  важную  роль  в  жизни.  Если  ребенок,  получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он  будет  так  же  вести  себя  и совершенно с незнакомыми людьми.

 Каждый из нас может  по  личным  поступкам  определить  почти  безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или  не  думать об интересах окружающих.

    И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их  основе  развивается  культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся  веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

    Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку,  радуется  ему  –  это  уже  воспитание  самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский  сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит  его  будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может  только

высокая культура.

    Культура ценна для всего человечества, всем  она  дорога.  Не  дорога  она

только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может  помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

     Это актуальный вопрос нашего общества и мы считаем, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.


  Целью  опыта работы является изучение темы "Нравственное воспитание и

  формирование культуры поведения  детей дошкольного возраста»      

 с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
   В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу " Нравственного воспитания и формирования культуры поведения  детей дошкольного возраста»;
2. Сказать об актуальности проблемы " Нравственного воспитания и формирования культуры поведения  детей дошкольного возраста " в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики «Нравственного воспитания и формирования культуры поведения  детей дошкольного возраста «;
4. Обозначить тенденции развития тематики" Нравственного воспитания и формирования культуры поведения  детей дошкольного возраста " .

    Итоги диагностирования детей среднего дошкольного возраста свидетельствуют, что для воспитания и обогащения культуры речевого общения детей необходимо ознакомление дошкольников с правилами речевого поведения; показано также, что такое освоение правил речевого поведения наиболее эффективно происходит в условиях взаимодействия ДОУ и семьи. Разработаны методики формирования культуры речевого общения на основе применения правил речевого этикета и речевого поведения в разных ситуациях общения.


          ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ОПЫТА

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста должна состоять из: предметно-пространственной развивающей образовательной среды; характера взаимодействия со взрослыми; характера взаимодействия с другими детьми; системой отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, что является неотъемлемой частью воспитания культуры речи.

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

На важность усвоения основ культуры речи, включающей две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство (точность, логичность, выразительность, разнообразие) указывали в своих работах М.М.Бахтин, Г.О.Винокур, В.В.Виноградов, Б.Н.Головин, Л.И.Скворцов.

В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности (А.А.Брудный, А.А.Леонтьев, Е.Ф.Тарасов и др.).

Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А.А.Акишина, В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, В.Е.Гольдин, Л.П.Крысин, Т.А.Ладыженская, Н.И.Формановская).

Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка учащимися в школе (А.С.Киселева, Т.А.Ладыженская,

О.Н.Сороцкая). При этом отмечается низкий уровень культуры речевого общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада.

Некоторые исследователи раскрывают оригинальные методы и приемы организации игровой деятельности старших дошкольников, направленные на формирование культуры общения (Л.В.Лидак), при этом выделяют вежливость в качестве одного из важных сторон культуры общения дошкольников (Е.Ю.Яницкая); освещают особенности проявления вежливого поведения детей, в том числе и речевые (Л.И.Дурандина).

Для нас важным является тот факт, что мы рассматриваем решение данного вопроса не только в условиях детского сада, но и в семье, где проблема воспитания речевого поведения стоит особенно остро.

Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

Что такое речевое поведение?

 Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано с  особенностями воспитания; с местом рождения и  обучения,  со  средой,  в  которой  человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему  как  личности, как представителю социальной группы, а также  и  национальной  общности.  По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным  для него,  поэтому  оно  выражается   в   требуемых   окружающими   стереотипных высказываниях, речевых  клише  (приветствия,  извинения  и  т.д.),  с  одной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевых  проявлениях

данной  личности.  К  этому  добавим  и  неречевые  (невербальные)  средства

коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности.

 Иными  словами,  в  речевом  поведении  проявляется   языковая   личность,

принадлежащая данному возрасту и времени, данной  стране,  данному  региону, данной социальной (в том числе и профессиональной)  группе, данной семье.

   Каждый человек  находится  во  множестве  ролевых  и  речевых  ситуаций  и постоянно  ориентируется  в  обстановке  общения,  в   своем   партнере,   в

присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает  ту  или  иную   речевую манеру, то или иное поведение.

 Речевое    поведение    отличает    горожанина    от    жителя    деревни,

высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и  т.д.

  Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в  соответствии  и  с общими социальными признаками) только определенным лицам. Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность и  составная

часть его социального поведения.

   Признак возраста делит общество в целом  на  детей,  молодежь,  среднее  и

старшее поколение (конечно, с переходными зонами).  Детская  речь  прекрасно описана К. Чуковским в его книге «От  двух  до  пяти»;  речь  детей  изучают психологи и психолингвисты. Однако и без  специального  исследования  каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.

 В речевом поведении человека происходит постоянное  «исполнение»  присущих ему  ролевых  признаков  и  «проигрывание»  переменных  ситуативных   ролей, ориентация  в  общем  социальном  положении   в   ролях   адресата,   оценка официальности  или  неофициальности  обстановки  общения  и   в   личностных отношениях с партнером  по  общению,  если,  конечно,  таковые  есть,  когда общаются с человеком знакомым.

 В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник –  подчиненный,  воспитатель  –  воспитанник,  учитель  –  ученик, родитель – ребенок.

   Безграничное  множество  текстов  рождается  из  ограниченного  количества строевых единиц языка.  Зависимости  здесь  самые  разнообразные:  мы  можем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в форме  диалога (полилога)  или  монолога,  с  помощью  или  без   помощи   опосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию или  общаться  межличностно,  в обстановке  официальной  или  дружеской,  исполнять  роль  главы  семьи  или подчиненного  ее  члена,  болтуна  или  молчуна,  начальника,   заведующего, коллеги,  подчиненного,  будучи  при  этом  человеком  определенного   пола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то  пассажиром,

то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так до  бесконечности.  Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему,  зачем говорит.

В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с родителями по вопросу воспитания культуры речевого поведения ребенка в семье с целью расширения их педагогической компетентности. Поэтому в данном исследовании сделана попытка найти пути и формы использования семейного воспитания в целях формирования культуры речевого общения у дошкольников.

В процессе воспитания культуры речевого общения у старших дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности), определяющих формирование культуры речи дошкольников как части их общей культуры;

воспитание культуры речевого общения дошкольников в условиях ДОУ и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации;

привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения);

работа с родителями, направленная на обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающая их педагогическую компетентность.

                       

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА

  Человек,  как существо  социальное  постоянно  взаимодействует  с  другими людьми.  Ему  необходимы  контакты  самые   разнообразные:   внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.  любое  общение  требует  от  человека умения  соблюдать  общепринятые  правила  поведения,  обусловленные  нормами морали. Общение детей  дошкольного  возраста,  прежде  всего,  происходит  в семье. У ребенка, поступившего в детский сад,  круг  общения  расширяется  – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем  и  другими  работниками дошкольного учреждения.

    Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру речевого поведения.

 Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

 Вежливость -   Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не  ценится  так дорого, как  вежливость.  Без  нее  невозможно  представить  взаимоотношения людей.   Вежливость    детей    должна    основываться    на    искренности, доброжелательности, уважении  к  окружающим.  Вежливость  приобретает  цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

 Деликатность - сестра  вежливости.  Человек,  наделенный  этим  качеством,

никогда  не  доставит  неудобства  окружающим,  не   даст   повода   ощущать собственное превосходство своими действиями.  Задатки  деликатности  исходят из глубокого детства.

 Предупредительность   -    Необходимо   добиваться   от    детей,    чтобы

предупредительность,  внимание,  помощь  окружающим  проявлялись  у  них  из добрых побуждений.

 Скромность  -   Эта  нравственная  черта  личности  показатель   подлинной

воспитанности.  Скромности  сопутствует  уважение  и  чуткость   к  людям  и высокая требовательность к  самому  себе.  Необходимо  формировать  у  детей умение.

 Общительность  -  В   ее   основе   лежат   элементы   доброжелательности,

приветливости к  окружающим  –  непременные  условия  в  выработке  у  детей культуры  взаимоотношений.  Ребенок,  испытывающий  радость  от  общения  со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть  рядом  с ним,  для  него  проявить  доброжелательность  естественнее,  чем  дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный  ребенок быстрее находит    место в детском саду.

  Необходимым условием для всестороннего развития ребенка  является  наличие детского  общества,   в   котором   формируются   черты   нового   человека: коллективизм,    товарищество,    взаимопомощь,     сдержанность,     навыки

общественного  поведения.  Общаясь   со   сверстниками,   ребенок   научится

трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается  в жизненных  ситуациях,  которые  возникают  в   результате   общения   детей.

   Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с  его  умения  строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем  у отдельных детей и соответствующие  проявления  –  отнять,  толкнуть  и  т.д.

   Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие  же  дети  как  он, что свои желания приходиться соизмерять с  желаниями  других,  тогда  в  нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с  формированием у детей навыков коллективизма. Формируя  у  ребенка  стремление  к  общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные  попытки  играть  друг  с другом.

   Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих  их  вместе  радоваться, переживать,      испытывать      чувство      удовлетворения,      проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни  общение  детей приобретает  особую  сдержанность.  Педагог  использует  различные   приемы, которые помогают разнообразить повседневную  жизнь  детей.  Например:  утром встретить их приветливой улыбкой, постараться  увлечь  интересной  игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок,  который  здоровается  с  ребятами. Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется  у  детей  в  течение

дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз  возвращаются  к  разговору  о том,  что  их  удивило  и  взволновало.  Общение  между  ними  происходит  в атмосфере дружелюбия и приветливости.

   У воспитанников детского сада возникает много поводов для  общения.  Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет,  побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.  Главное  общение - «ребенок-ребенок», «ребенок -дети» идет по  собственному  побуждению,  т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника  в  условия  делить  что-то вместе:  трудиться, играть, заниматься,  советоваться,  помогать  –  словом, решать свои маленькие дела.

   Задача взрослых – направлять отношения  детей  так,  чтобы  эти  отношения содействовали  формированию  навыков      коллективизма.   Важно   прививать ребенку  элементарную  культуру  общения,   помогающую   ему   устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры  договариваться,  вежливо обращаться с просьбой;  если  необходимо,  то  уступать  и  ждать;  делиться игрушками, спокойно  разговаривать,  не  нарушать  игры  шумным  вторжением.

   Старший дошкольник должен уметь проявлять  к товарищу предупредительность  и внимание,  вежливость  заботливость  и  т.д.  Такие  формы   общения   легче

усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают,  следят  за  тем,  как  он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети  под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Разработанная нами методика формирования культуры речевого поведения дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи может быть рекомендована родителям и воспитателям.

Условия:        

1.Успех воспитания культуры речевого поведения зависит от ряда факторов: окружающей речевой среды, особенностей обучения, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье.

2.Развитие речевого поведения у средних и старших дошкольников осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической (как необходимого условия становления культуры речи в целом).

3.Процесс воспитания культуры речевого поведения предполагает ознакомление с нормами общения, обучение правилам речевого этикета, развитие умения выбрать правильное поведение, использование дифференцированного отбора языковых средств, в зависимости от участников и ситуации общения.

4.Необходимым условием формирования культуры речевого поведения является взаимодействие с семьей, направленное на выработку единых требований к ребенку с учетом его индивидуальности и уровня речевого развития.

Методика формирования культуры речевого поведения

Средняя группа

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.

 Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням.

Старшая группа

 В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек   культурного   поведения    активно    продолжается.    Содержание педагогического процесса на этом  этапе  составляет  воспитание  уважения  к родным  и  близким,  привязанности  уважения  к  воспитателям,   осознанного стремления порадовать старших хорошими  поступками,  желание  быть  полезным окружающим. У детей старшей  группы  необходимо  активно  и  последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься  сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру  хороших

людей,  положительным,  героическим  персонажем   известных   художественных произведений.

   В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание  культуры  речевого поведения.  Формирования  уважения  к  окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности  происходит  в  коллективе сверстников.  Коллектив   играет   в   жизни   детей   все   большую   роль, взаимоотношения детей усложняются.

  В  поведении  старшего  дошкольника  ярче  выступает  связь   нравственных качеств и свойств  личности  с  интеллектом,  познавательным  и  интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и  сверстникам,  к себе.  Ребенок  в  процессе  общения  уже  может  быть   сдержанным,   умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя  при  этом волевые достаточные усилия.  Но,  конечно  же,  это  только  начало  умения, которое надо развивать и закреплять.

  Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает  оставаться  организация  жизни  и деятельности  ребенка,  соответствующая   опыту   содержательного   общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

  Эффективным методом уточнения  систематизации  нравственных  представлений старших  дошкольников  является  этическая  беседа.  Такие   беседы   должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

   Этическая  беседа,   как   метод   нравственного   воспитания   отличается

существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в  основном подлинно жизненные ситуации,  поведение  окружающих  людей  и  прежде  всего самих  воспитанников.  Воспитатель  дает   характеристику   тем   фактам   и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении  со  сверстниками и взрослыми.

    Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке  событий, помогают ребенку ориентироваться в той  или  иной  ситуации  и  поступать  в соответствии с правилами нравственного поведения.

 Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные  занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и  обучения в детском саду», 2007 года. Но, обращаясь к  программным  задачам  воспитания, педагог должен  конкретизировать  их,  прорабатывать  правила  и  нормы   поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с  учетом  взрослых  и

индивидуальных особенностей детей.

   Число подобных бесед невелико: пять-семь в год т.е.  один  раз  в  течение

полутора-двух месяцев.

  Следует помнить: главная цель этических бесед  заключается  в  том,  чтобы

сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения,  которыми  он  мог  бы руководствоваться в своих  поступках.   И  опираться  такие  беседы  должны,

прежде  всего,  на  подлинные  события  и   явления,   которые   в   избытке

предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

   Готовясь  к  такой  беседе,  педагог  должен  проанализировать,  что  было

предметом наиболее ярких впечатлений детей, как  они  восприняли  увиденное, как переживают его.

   Если в этическую беседу воспитатель считает  нужным  включить  отрывки  из  того  или  иного  художественного  произведения,   он   обязательно   должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

    Если  содержание  беседы  доступно  и  интересно  детям,   то   следует

заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки:  педагогу  как  бы приоткрывается   внутренний   мир   ребенка.   Это   позволяет   обоснованно определить,  как  малыши  восприняли  идею,  морали  произведения,  и   дает возможность дальнейшего тактичного корректирования  поведения  детей.  А  то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты  поведения

и различные ситуации, вызывает сопереживание,  эмоциональное  влияние  детей друг на друга, способствует  взаимному  обогащению  их  чувств  и  этических представлений.

    Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует  о  том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от  восприятия  содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении.  Посредством этических  бесед  воспитатель  связывает  между  собой  в   сознании   детей разрозненные  представления  в  единое  целое  –  основу   будущей   системы нравственных  оценок.  Именно  усвоение  этических  понятий  в  определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий  добра, общего   блага,   справедливости   формирует   первоначальное   понятие    о

человеческом достоинстве.

    Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию  его поведения еще не  велико.  Но  в  этом  возрасте  ребенок  еще  в  состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед  должны

обязательно включать ведущие для  данной  возрастной  группы  понятия.  «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я  дома»  и  многие  др.

Названые темы могут быть  конкретизированы  и  дополнены  в  зависимости  от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по  данной  теме и т.п. Важно чтобы содержание перечисленных ведущих тем  и  тем  дополняющих обязательно связывалось со всем содержанием  педагогического  процесса,  без чего нельзя  обеспечить  эффективность  нравственного  воспитания,  а  также помогают  систематизировать  и  обобщить  представления  о   нравственности, которые приобрели дети в предыдущих группах.

 Этические беседы,  их  результаты  должны  непосредственно  проявляться  в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что  очень  важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Подготовительная группа

 Основная  задача  нравственного  воспитания  дошкольников  на  этом  этапе

состоит, прежде всего в закрепление, углублении  и  расширении  всего  того,

что они приобрели  за  весь  за  весь  предшествующий  период  пребывания  в детском саду. В  повседневной  педагогической  практике  воспитатель  должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более  глубокими,  и их проявление в отношениях к людям,  их  деятельности,  к  родной  стране  – более устойчивым  и  организованными.  Нравственные  представления  детей  о явлениях  общественной  жизни,  о  присущих  людям  качествах   (таких   как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и  др.)  становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки  нравственного поведения – более  естественными  и  прочными,  обретают  большую  широту  и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в  детском саду и дома, но и в любой обстановке, не  только  на  глазах  взрослых,  под

контролем, но и по собственному побуждению. Особое  внимание  воспитателя  в данной возрастной группе  должно  быть  сосредоточено  также  на  воспитании потребности  в  соблюдении  правил   личной   гигиены   и   в   естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах,  в  формировании  волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

 Названные задачи конкретизированы в  соответствующих  разделах  «Программы воспитания и обучения в детском саду».  «Воспитание  культурно-гигиенических навыков», «Воспитание  навыков  культуры  поведения»,  «Воспитание  гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

   Для обеспечения органической преемственности между детским садом и  школой в нравственном  воспитании  очень  важен  высокий  уровень  воспитанности  в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений  детей начальная   школа   справедливо   рассматривает   как   главный    результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий  период;  именно  на  этом фундаменте в начальных классах происходит  дальнейшие  развитие  новых  форм

нравственного поведения.

   От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств  первоклассника  затрудняющих  учебную  деятельность  и  воспитание, педагоги   часто   называют    неаккуратность,    отсутствие    собранности. Чистоплотность,  воспитания  в   годы   дошкольного   детства   обеспечивает первокласснику  естественное,  без   особых   усилий   поддержания   порядка рюкзака,  на  рабочем  месте  и  тем  самым  экономит  время  для   учебной деятельности.

    Многие  учителя  начальных  классов  нередко   сетуют   на   то,   что   у

первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к  настойчивости в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений,  неумение сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в  школу  с  такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата –  одна  из важнейших воспитательных задач в подготовительной к  школе  группе  детского сада.

  Хорошим средством для привития этого качества служит коллективное  чтения с последующим пересказом содержания прочитанной сказки,  басни  и  т.д.  Это очень  помогает  воспитанию  ребенка,  готовящегося  к  обучению  в   школе, формированию навыков учебной деятельности.

   Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как  и  в предыдущих, решаются на основе целесообразного  отбора  методов  и  приемов, наиболее  удачного  их   сочетания,   обеспечивающих   взаимосвязь   учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

 Важно отметить, что в работе с  детьми  этой  группы  надо  предусмотреть,

чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями,  которые он будет получать в процессе воспитания.  Необходимо  также  внимательнейшим образом  учитывать,  как  на  поведении  детей  отражаются  их  впечатления, получаемые в результате  наблюдений  жизненных  различных  ситуаций,  каково отношение детей  к  подмеченным  поступкам  товарищей  и  взрослых.  Поэтому особое значение приобретает задушевные  индивидуальные  беседы  и  групповые этические  беседы;   очень   эффективны   также   игры-инсценировки,   игры-упражнения. Дополняя друг друга они позволяют формировать  нравственный  мир

старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

 Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог  формирует этические  понятия  культуру  поведения  в  общественных  местах,   культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но  следует  помнить, что в подготовительной группе не  теряют  свой  значимости  игровые  приемы, включенные в воспитательный  процесс,  сочетая  их  с  этическими  беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы  повседневного общения.  Важно  также  чтобы  нравственно  направленные   занятия,   беседы содержали  не  только  правило  этикета,  но   и   интересные   практические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее  воздействовать  на

внутренний мир ребенка.

   Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается,   если   педагог   устанавливает   органическую   связь    между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа  должна  обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

 Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за  поступками  детей.

  Именно  здесь  воспитатель   отмечает,   как   воздействовали   на   ребенка

предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

  Воспитание –  творческий  процесс,  поэтому  предусмотреть  и  планировать работу на две недели, месяц и т.д. без  анализа  предшествующих  дневниковых записей невозможно.

  Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание  культуры  поведения  через  все  процессы  обучения  на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности  детей.

   Конкретная    реализация    взаимосвязи    воспитательного    процесса     –

самостоятельная деятельность.

 Очень важно, чтобы весь режим детского  сада,  все  то,  что  мы  называем

повседневной  жизнью,  было   наполнено   содержательной   деятельностью   и общением. Это способствует духовного  мира  ребенка.  Решая  данную  задачу, педагог создает благоприятную  почву  для  формирования  положительных  черт

характера и нравственных качеств личности.

  На  укрепление  культурно-гигиенических  навыков  и  привычек  направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В  зависимости  от  их  конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания  (мой  руки  перед едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).

 При этом воспитатель должен  неустанно  подчеркивать  социальное  значение правил аккуратности, их выполнение –  это  признак  и  уважения  к  близким, вообще к окружающим.

Разработанная нами методика  рассчитана для занятий с детьми от 4 до 7 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.

В данной методике предусматриваются следующие направления воспитательной работы:

  • культура деятельности;
  • культура общения;
  • культурно-гигиенические навыки.

При планировании очень важно учитывать следующее:

  • Воспитание у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
  • Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с  детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:

   Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

   Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:

  • разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
  • пример правильного поведения других детей;
  • специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Критерии результативности

Диагностика перечисленных навыков  проводится два раза в год: в сентябре-мае месяце с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.

Возраст

Культура общения

Культура деятельности

Культурно-гигиенические навыки

4 – 5 лет

Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.

Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам.

Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь. Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. после прогулки тщательно вытирать ноги.

5- 6 лет

Не перебивать взрослых, не вмешиваться а их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику.

Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели.

Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.

6 – 7 лет

Мальчикам пропускать вперёд девочек. Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф. В общественных местах говорить спокойно, негромко. С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым.

Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Любить природу, заботиться о животных. Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц.

Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть. Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду. Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому в нашей технологии представлены  формы взаимодействия с родителями, которые рекомендуем к применению для взаимодействия с родителями в решении  поставленных задач.

Цель: привлечение родителей к работе над формированием культуры речевого общения старших дошкольников.

Таблица № 1

Формы работы с родителями

Форма взаимодействия с родителями

Цели работы

Индивидуальная беседа

Выявление особенностей воспитания культуры речевого общения в семье;

Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме;

Ознакомление с работой педагогов детского сада с детьми по формированию культуры речевого общения

Консультации

Изучение разных стилей общения родителей с детьми;

Совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры речевого общения.

Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.

Круглый стол

Совершенствование коммуникативных умений родителей;

Развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения;

Совершенствование навыков культуры речевого общения с окружающими.

Родительское собрание

Ознакомление с формами, функциями общения;

Углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми.

Анкетирование

Выявление особенностей общения ребенка в семье.

Приглашение родителей в группу:

(Открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах)

Ознакомление родителей с жизнью группы;

Выработка общих требований к воспитанию детей;

Участие родителей с детьми в совместных проектах;

Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к речи дошкольника, что окажет существенное влияние на формирование культуры поведения и общения ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1995.

2. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. - с. 88 - 107.

3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. "Воспитатель и дети" М. Просвещение, 2000.

4. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 1994

5. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992 №1

6. Дошкольная педагогика/ под ред. Логинова В.И., Саморуковой М., М., 1998

7. Ерофеева Т. "Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами" Д/в №10-1990

8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2001

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1998.

10. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969. - с. 378 - 388.

11. Мухина В.С. Детская психология - М., 1995

12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. - 4-е издание - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Книга 2: Психология образования.

13. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" М. Просвещение 1986

14. Портянкина "Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения" Д/в №1-1999

15. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). - М., 1998. - с. 56 - 71.

16. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до 7 лет). - М., 1990.

17. Яковенко Т., Ходонецких З. "О воспитании культурно-гигиенических навыков" Д/в №8-1999

18. Островская "Поведение - результат воспитания" Д/в №5 - 1997

19. "Воспитывать тактичного собеседника" Д/в №8-1995

20. Островская Л.Ф. "Азы воспитанности" Д/в 8-1995

21. Юдина "Уроки вежливости" Д/в №4-1998

22. Теплюк С. "Об опрятности и аккуратности" Д/в №9-1998

23. Иванова "Воспитание культуры речи" Д/в №12-1998

24. Зернова "Воспитание любви и уважения к книге" Д/в №6-1999

25. "Речевой этикет и вежливость" Д/в №4-1990

26. "Ваш ребенок воспитан?" Д/в №10-1996

27. Бархатова "Воспитание культуры поведения" Д/в №11-1999

28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. - М. 1990.

      29. Рычашкова "Упражнения по закреплению культуры поведения" Д/в №3-1999.

      30. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003

      31. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

      32. Основная образовательная программа МБДОУ №135, на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы М., 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеопортфолио "Базовая модель обобщенного опыта педагогической работы воспитателя"

Видеоматериал занятий в группе компенсирующего развития "Колокольчик" для детей с нарушением зрения в МБДОУ № 125 г. Тулы...

базовая модель опыта на тему "Гендерный подход в воспитании дошкольников"

Беспорно, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Данный опыт работы сложился в ходе моей деятельности в МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка». Приоритетным направлением деятельности ДОУ является интеллектуальное развитие детей...

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Идея опыта: «Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...