Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Предлагаемые игры и упражнения помогут создать условия для снятия напряжения, уменьшения чувства тревоги и повышения уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogimnastika_na_sayt.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности

 

Игра «Дождь в лесу»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, а дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся, (поднимаемся на носочки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны, (покачиваемся всем корпусом вправо и влево). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаемся спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (движения пальцев слегка усиливаем). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (плавно проводим ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капельки дождя, почувствовали внутри себя свежесть и бодрость».

Менялки

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, сидя на стульях, участники выбирают водящего. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, заплетены косы, красный цвет в одежде и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Похвалилки

Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог маме, товарищу… " или "Однажды я быстро выполнил задание" и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
За что меня любит мама

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Слепой танец

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения, развитие доверия друг у друга.

Играют парой. Одному участнику завязывают глаза, он будет “слепой”. Другой остается “зрячим” и водит “слепого”. Потом возьмитесь за руки и 1-2 минуты потанцуйте под легкую музыку. Затем поменяйтесь ролями.

Гусеница

Цель: Игра учит доверию.

 Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". 

Волшебный мешок 

Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем показывают ребенку мешочек и говорят, что он волшебный и что в него сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем завязывают мешочек и предлагают ребенку выбросить его в мусорный ящик.

Настроение и походка

Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие, мышечных зажимов.

Ведущий показывает движение и просит изобразить настроение: «Покапаем как мелкий и частый дождик, а теперь - как тяжелые, большие капли. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке и т, д."

Подарок под елкой

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Упражнение «Улыбка».

Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности.

Утром предложить детям задержать взгляд на своем отражении в зеркале. И улыбнуться. Теперь предложить улыбнуться другим детям. Напомнить, что необходимо быть вежливыми и доброжелательно относиться к окружающим.

Рвакля

Цель: снизить напряжение, дать возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Ребенку даются ненужные газеты, журналы, бумага, которые он может рвать, мять, топтать, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в широкую корзину. Можно также играть, прыгать на куче бумажек – они отлично пружинятся.

Игра «Это я – узнай меня!»

Дети сидят на ковре. Один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я! Узнай меня!» Ребенок должен угадать, кто его погладил. Дети могут говорить измененными голосами.

Игра на сплочение «Поздороваемся!»

Дети разбиваются на пары и по команде педагога прикасаются называемыми частями тела друг к другу. Например: спина к спине; нос к носу; ушко к ушку и так далее.

Игра «Передай другому»

Дети стоят в кругу и по очереди подмигивают друг другу; щелкают пальцами; хлопают в ладоши. Все эти движения передаются по кругу.

Упражнение «Волшебный стул»

Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только добрые и приятные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые игры для повышения самооценки дошкольников

Игры для детей дошкольного возраста (самооценка)...

Картотека игр для формирования позитивной самооценки ребенка и снижения уровня тревожности.

Систематизированный набор игр, позволяющий формировать позитивную самооценку и снижать высокий уровень тревожности  у детей....

Упражнение на повышение самооценки ребенка "СОЛНЫШКО"

Упражнение на повышение самооценки ребенка " Солнышко"...

Картотека игр на повышение самооценки ребенка

В статье представлены основные игры, способствующие повышению уверенности в себе и формированию позитивной самооценки у ребенка...

"Повышение самооценки ребенка"

quot;Повышение самооценки ребенка =- методами арт-терапии»...

Повышение самооценки ребенка

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА?На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием ок...