Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО
методическая разработка (старшая группа) на тему

Генеральская Оксана Олеговна

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений ( недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).Решению этой задачи поможет использование новых образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Генеральская О.О.

                                                                                                                  Учитель-логопед

                                               ГБДОУ№ 57 Приморского района, г. Санкт-Петербурга

Тема: « Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений ( недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).Решению этой задачи поможет использование новых образовательных технологий.  

В своей работе мы используем кинезиологию, элементы логоритмики, психогимнастики, упражнения на развитие дыхания, музыкотерапию. Использование данных технологий в логопедической работе  помогает нам быстрее и качественнее осуществлять исправление  и закрепление у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно – психического напряжения и коррекции психоэмоциональной сферы.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. На более высоком уровне, более качественно начинают осуществляться такие параметры нервных процессов как сила, равновесие, подвижность, пластичность. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль НС. 

Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения   выполняются вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая продолжительность и сложность.

Цели кинезиологических упражнений:

- развитие межполушарной специализации;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания, мышления, речи;

- устранение дислексии.

Продолжительность занятий 10 – 15 минут .периодичность – ежедневно. Время занятий: утро – день. Количество комплексов – 7.

Развивающую и коррекционную работу мы выстраиваем в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики помогают нам восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Регулярное проведение таких упражнений позволяет:

  • Выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
  • Стабилизировать общий тонус организма;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Улучшить фонематический слух;
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса;
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
  • Повысить речевую активность;
  • Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения мы используем как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Наряду с  голосом и интонацией  дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи .В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. В практике   обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеет  технология, направленная на формирование правильного физиологического и речевого дыхания.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в нашем ДОО был разработан  проект  для детей старшего дошкольного возраста. 

Предложенный проект — это попытка показать на практике систему работы по формированию умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания .

Для реализации поставленной цели были определены задачи: 

  • создать условия для формирования правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 
  • разработать технологию по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 
  • определить взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОО.
  • разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 
  • подобрать дидактический материал для работы по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.)   учитывались следующие принципы:

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  • принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи, так и снижению заболеваемости.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье — родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников.

Виды этой работы: 

  • дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке, бег - 5 минут.
  • голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
  • специально подобранные звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.
  • игры на развитие физиологического и речевого дыхания в подгрупповой и индивидуальной работе.
  • дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата, т.е. повышается общий уровень здоровья ребенка. В процессе систематичной и планомерной работы по формированию физиологического и речевого дыхания дети овладевают возможностью управлять мелодико-интонационной стороной речи, т.е правильно дышать, усиливать и уменьшать силу голоса, убыстрять и замедлять темп речи, пользоваться интонационной выразительностью. Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, дышать во время речевого процесса легко и глубоко, передавать голосом эмоции и чувства, «оживлять»  речь интонацией – одна из основных задач, стоящих перед логопедом.

Наиболее важным для детей являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

На занятиях нами используются следующие приемы музыкотерапии:

- прослушивание музыкальных произведений;

- ритмические движения под музыку;

-сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса; 

- пропевание чистоговорок ;

-  продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;

-  использовать  только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

- на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение. 

Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. Они способствуют развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Значение логоритмического воздействия на человека подчеркивали   многие ученые: В.М.Бехтерев, В.А.Шмеровский, Н.А.Власов., Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер и д.р. Они подчеркивали общедидактическое влияние ритма на различные болезненные отключения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Для развития речи важна скоординированность слуховых и двигательных навыков. Слушание музыки, воспроизведение темпоритмического рисунка попевки или  детской песенки развивают не только музыкальный слух, но и умение говорить, сохраняя звуковую наполняемость слова. Формирование координационных движений также стимулирует развитие речи в связи с тем, что двигательный аппарат подчиняется произвольному выполнению двигательных задач.

Для правильного воспроизведения артикуляционного уклада звука, состоящего из сложного комплекса движений, голос и дыхание должны быть скоординированны. Темпоритмическая сторона речи – одна из важнейших её характеристик. Равномерный повторяющийся речевой ритм по своему механизму близок к ритму ходьбы, дыхания, сердцебиения. 

Логопедическая ритмико-комплексная методика, объединяющая триаду средств педагогического воздействия: слово, музыку, движение. В нашей логопедической практике ритмика используется для преодоления разных речевых расстройств: от фонетико-фонематического недоразвития речи до её общего недоразвития.

Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

Наша  практика показала, что использование логоритмических заданий позволяет детям быстрее усваивать лексический материал и развивает художественный вкус детей. Дошкольники становятся более эмоционально отзывчивыми, овладевают средствами общения, навыками конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми – важнейшими интегративными качествами, которые нужны для дальнейшего обучения в школе.

Логоритмика в доступной и интересной форме развивает у детей общие речевые навыки: дыхание, темп, ритм и выразительность речи. При проведении занятий мы включаем задания на формирование фонематических, лексико-грамматических представлений и обучение грамоте в игровой форме. От того, насколько плотно сотрудничают взрослые, окружающие ребёнка, зависят результаты коррекционной работы.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами. Такие упражнения для развития лексико-грамматического строя речи, мелкой и общей моторики в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки. К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь: 

  • разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития лексико-грамматических категорий, для автоматизации звукопроизношения и т.д.;
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующие движения;
  • насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;
  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
  • при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала отдельно движения, отдельно речевой материал, потом речь соединяется с движением, и работа идет над согласованным выполнением  речедвигательного задания. 

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение предложенных нами образовательных технологий повышает эффективность коррекционной  работы логопеда в преодолении  речевых нарушений, и, в частности, общего недоразвития речи у детей  за счет комплексного воздействия  на организм ребенка.

 Список использованной литературы

1.Филичева, Т.Б.  Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи  в  условиях специального  детского  сада . [Текст] / Т.Б. Филичева  Г.В Чиркина. - М., 2002. 

2.Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст] / Н.В. Нищева - СПб.,2001.

3.Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.[Текст] /Е.А. Алябьева. - М.,2005.

4.Воробьева, Т.А.  Крупенчук, О.И. Мяч и речь. [Текст] / Т.А. Воробьева О.И. Крупенчук. - СПб., 2008.

5.Кузнецова, Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. [Текст] / Е. Кузнецова. – М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...

Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....

Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО

В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...

Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»

Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопедав условиях введения ФГОС ДО»...

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызваннеобходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграцииобразовательных областей и планируемые результаты...