Консультация
консультация по теме

Муртазина Розалия Решатовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_umnitsa.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

         По статистике, каждый пятый ребенок потенциальный гений. Но лишь единицам удается реализовать свои способности. Остальные 80% детей тоже одарены в той или иной степени, но не всегда этот дар удается разглядеть и выпестовать. Этой цели служат многочисленные методики раннего развития. Не факт, что по итогам занятий в семье появится свой Пикассо, Бах или Пушкин. Но почти гарантировано, что ребенок научится рисовать красками в полтора года, читать - в два. Ждать, пока талант проявит себя, не стоит. Ведь именно в первые несколько лет жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ведь народная поговорка учит, что воспитывать ребенка нужно пока он «лежит поперек лавки». К четырем годам структура мозга сформирована почти на 90%. То, что в два года дается играючи, к шести годам может представлять неразрешимую проблему. Поэтому заложенные родительскими генами, но нереализованные задатки пропадут, если ими не заниматься.  

Наверное, вам приходилось слышать такое мнение: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!». А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше? Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Кроме того, информация для ребенка — это не желание и возможность, а необходимость. Занимаясь с ребенком, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.

Кто-то может сказать: «Пойдет в школу (садик) — там его научат». Так-то оно так, но как говорилось выше, чем позднее начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего с семи лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умения концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать.

«У меня нет на это времени». Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее общение, — это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. В то же время психологи утверждают, что для общения с ребенком важно не столько количество проведенного вместе времени, сколько качество. Кроме того, заниматься развитием крохи можно, выполняя рутинную работу по хозяйству. То, что для вас обычная, неинтересная работа, для ребенка — прекрасная возможность познать мир. Моете посуду — дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Пусть 10-15 минут каждый день, по вечерам, но это время — только для ребенка.

«У ребенка должно быть детство». Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают, что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство — это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек, никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать!» и «пусть лучше побольше гуляет!».

Раннее развитие — не для гениев!

Рассказывая о плюсах раннего развития,  хочется и предостеречь родителей от некоторых действий. Иногда родители приравнивают понятие «раннее развитие» к понятию «растим гения!». Родители, теша свое тщеславие, готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать. Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. Все это не проходит без последствий. Отсюда появляются и нежелание ребенка учиться, и неврозы. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет и играет».

Вспоминается случай, рассказанный преподавателем на курсах повышения квалификации. Одна молодая мама, которая была очень «прогрессивной», решила на второй день после родов в роддоме заняться со своей малышкой гимнастикой. Со словами: «Ну, Екатерина Ивановна, давайте будем заниматься!» разбудила сонную малышку, стала активно разводить в разные стороны ручки и ножки ребенка. Естественно, ребенок отреагировал плачем, долго не мог успокоиться, некоторое время после этого случая негативно реагировал на маму. Мамина инициатива, конечно, была неуместна. Главной задачей ребенка первого месяца жизни является адаптация к резко изменившимся условиям внешней среды, налаживанием контакта с мамой, педагогические эксперименты можно отложить на потом.

Некоторые гимназии практикуют подготовительные курсы для детей, поступающих в первый класс. В одной из гимназий основной упор делался на логическое мышление, развитие аналитических способностей, использовалось много схем, сухого абстрактного материала, то есть шла активная работа с левым полушарием мозга. Например, сказку «Колобок» разбивали на стадии и каждую стадию изображали в виде схемы с использованием геометрических фигур. Тогда как у ребенка-дошкольника от природы ведущим является правое полушарие, которое отвечает за образное восприятие, целостное восприятие объекта, воображение, творческие способности. Через некоторое время педагоги начальных классов забили тревогу, поводом стала повышенная агрессивность детей. Потому что к ним пришли так называемые «знайки» — дети, обладающие определенными знаниями, с хорошо развитым логическим мышлением, которые при этом плохо умели общаться друг с другом, договариваться, все хотели быть первыми, то есть имели низкий уровень социальной компетентности, эмоционального интеллекта. Раннее развитие должно быть гармоничным. Когда усиленно развивается одна из сфер в ущерб другим (например, интеллектуальное развитие доминирует над эмоциональным, или физическое развитие доминирует над развитием интеллекта и эмоций), это может приводить к искажению в развитии ребенка.

Итак, подведем некоторый итог.

Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться следующих правил:

  • Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим — испортить характер ребенка.
  • Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.
  • Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
  • Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
  • Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например, чтения, математики или физического развития в ущерб остальным. Важнее всего — разностороннее гармоничное развитие.
  • Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, а затем к сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задание.
  • Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!
  • Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.
  • С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.
  • Раннее развитие — это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....